На Южном Урале оживает бартер

31 Мая 2009

Финансовые трудности напомнили бизнесменам о бартерных схемах, отточенных в пору «лихих девяностых». В плюсах и минусах бартера разбирался корреспондент «ЮП».

Финансовые трудности на предприятиях региона, возникшие с приходом экономического кризиса, напомнили бизнесменам о бартерных схемах, отточенных в пору «лихих девяностых». В условиях дефицита наличности денежные знаки стали играть второстепенную роль при заключении партнерских сделок, основанных на пропорциональном обмене товарами. В плюсах и минусах бартера разбирался корреспондент «ЮП».

Меняю повидло на самосвал

Российский портал «Бартерный обмен», где в том числе размещаются предложения об обмене товара от южноуральских предприятий, пестрит сегодня заманчивыми объявлениями, предлагающими заключить сделку без участия наличных денег, так сказать, обменять товар на товар в определенной пропорции. И если раньше трактор обменивали на самосвал, то сегодня предложения от бизнесменов нередко вызывают улыбку. Например, женские платья в Сети меняют на стройматериалы, зимние мужские куртки на металлочерепицу, бухгалтерские услуги на авто, а экзотические фрукты на земельный участок! Есть даже желающие получить в обмен на съедобное повидло строительную технику, стройматериалы или автозапчасти. Однако, если абстрагироваться от столь разноплановых предложений по обмену, в Интернете сегодня вполне реально найти и выгодного партнера по бизнесу, чем не преминули воспользоваться и большинство южноуральских предприятий. Конечно, не без помощи профессиональных брокеров или дилеров на бартерной бирже, представленных в основном молодыми перспективными компаниями, помогающими в заключении бартерных сделок через сеть Интернет.

— Относительно недавно мы начали заниматься продвижением различных товаров промышленных предприятий Челябинской области на новые рынки сбыта в другие регионы страны, где требуется продукция от наших промышленных гигантов, в том числе работаем по системе взаимозачета. Время диктует нам такую необходимость, — говорит руководитель направления регионального центра субконтрактации Василий Дюрягин. — В основном к нам обращаются предприятия, которым интересны сельскохозяйственные регионы страны как точки сбыта, где нет мощной промышленности и ощущается явная нехватка металла, узлов, техники… Мы берем на реализацию их товар. Через систему открытых торгов находим живые деньги или же возвращаем тем продуктом, который им необходим в данный момент.

Сегодня в базе центра субконтрактации числится около пятисот региональных предприятий, в основном машиностроительного и металлургического комплексов области, многие из которых согласны выстраивать партнерские отношения при помощи бартерных схем. За два квартала в центре субконтрактинга было зарегистрировано 120 предприятий, которые намерены участвовать в поиске заказчиков через Интернет, не отказываясь при этом от бартерных сделок. Особую активность проявляют руководители малых предприятий области, которые всегда отличались особой мобильностью и умением быстро перестраиваться на новую волну рыночных отношений. Эксперты отмечают, что в сфере малого предпринимательства, где риски по бартерным сделкам не столь велики, как в крупном бизнесе, чаще удается заключить обоюдно выгодный контракт по товарному обмену.

Товар—товар—деньги

Всплеск интереса к хорошо забытому старому бартеру в бизнес-среде инициировал открытие коммерческих фирм, выступающих посредниками между менялами, припомнившими схему «товар—товар—деньги» и решившими сыграть ва-банк, рискнув произведенным товаром, а не наличными. Такие фирмы-посредники делятся опытом заключения бартерных сделок не безвозмездно: обратившееся к ним предприятие оплачивает гарантийный взнос — от двух до пяти процентов от суммы заявки. Однако, прежде чем обращаться за услугой по бартеру в подобную фирму, необходимо узнать о ее репутации в деловых кругах, чтобы не попасться в ловушку компаний-однодневок.

В марте 2009 года в Челябинске начал работу Южно-Уральский региональный расчетно-товарный центр, который является одним из филиалов антикризисных центров Германа Стерлигова — известного бизнесмена, проповедующего идею натурального обмена и различных суррогатов денег, основателя первой в России товарно-сырьевой биржи «Алиса». Региональный расчетно-товарный центр работает по принципу электронного бартера, занимаясь поиском заказчиков и продавцов через Интернет в пределах страны. Разработанная компьютерная программа в режиме реального времени обрабатывает непрерывно поступающую информацию в виде заявок на обмен товаров и неплатежей, выдавая десятки вариантов обмена каждому из клиентов системы.

— В центр уже обратилось более пятидесяти южноуральских предприятий, в основном работающих в отрасли черной металлургии и строительной отрасли. Это как раз те предприятия, которые в наибольшей степени понесли урон от кризисных явлений. Среди них компании Челябинска, Озерска, Миасса и Магнитогорска, согласившиеся работать по предлагаемой нами схеме, не совсем схожей с традиционной бартерной схемой, — рассказывает заместитель директора регионального расчетно-товарного центра Константин Сипков. — Новизна нашего предложения за-ключается в работе по схеме «товар—товар—деньги». То есть у первого участника в цепочке сделок в конечном итоге появляются деньги, а все другие совершают выгодный, но при этом последовательный обмен товарами между собой. Обычный бартер менее эффективен и в современных условиях не работает так, как это было в девяностые.

В планах центра сформировать минимум миллион заявок по всей стране, привлекая к сотрудничеству крупные промышленные предприятия. Пока по новой схеме согласились работать с центром из промышленных гигантов только «Мечел» и ЧТЗ. Однако уже сегодня становится ясно, что интерес, возникший со стороны многих коммерческих предприятий к бартерным сделкам, имеет место, а значит, будет развиваться и расти сеть компаний в регионе, выступающих посредниками в данных отношениях.

Поделиться

Публикации на тему
  • 23.04.2024 | 15:10
    Гонки и цифры. Челябинск принял молодежный IT-форум

    Челябинск в очередной раз стал площадкой проведения всероссийского IT-форума. Если год назад слет был ориентирован по большей части на взрослую аудиторию, то в этот раз мастер-классы, конкурсы и другие активности подготовили с прицелом на молодежь. Школьники и студенты быстро осваивают новые технологии, поэтому название форума «на ТЫ с IT» стало очень символичным.

  • 17.04.2024 | 17:17
    Челябинск представит креативный потенциал Урала

    В областном центре пройдет окружной форум «Российская креативная неделя».

Новости   
Спецпроекты