Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

«Глупо инициативами забрасывать Госдуму». Владимир Мякуш уверен, что законы нужно продвигать грамотно

21 Января 2015
«Глупо инициативами забрасывать Госдуму». Владимир Мякуш уверен, что законы нужно продвигать грамотно

Как резались строчки областного бюджета 2015 года, почему вложения в социалку нельзя называть популизмом и собирается ли нынешний спикер южноуральского парламента пойти на выборы? Об этом и многом другом в беседе с председателем Законодательного Собрания Челябинской области Владимиром Мякушем

Как резались строчки областного бюджета 2015 года, почему вложения в социалку нельзя называть популизмом и собирается ли нынешний спикер южноуральского парламента пойти на выборы? Об этом и многом другом в беседе с председателем Законодательного Собрания Челябинской области Владимиром Мякушем.

Расшивка «узких» мест

Этот год явно будет непростым для страны, области и в политическом, и в экономическом плане. Когда депутаты начинали работать над областным бюджетом 2015 года, уже было четкое понимание этого. И хотелось бы узнать, в чем была разница в работе над бюджетом этого года и бюджетами прошлых, стабильных, лет?

Разница в подходах к формированию бюджета. Хотя, как и прежде, основной задачей было сохранение социальной направленности бюджета, и это нам удалось сделать. Однако если раньше у нас была возможность направлять финансовые ресурсы на развитие экономики, на перспективные задачи, реализацию инвестиционных программ, то в этом году главная задача — оптимизация неприоритетных расходов бюджета и сокращение дефицита.

В этом направлении очень эффективно потрудилась рабочая группа, которая была создана в правительстве области под руководством Комякова. Они применяли жесткие меры по отношению к министерствам и ведомствам, которые выходили с предложениями по увеличению финансирования тех или иных направлений. Каждая статья многократно проверялась и корректировалась. И главным итогом стало то, что были снижены первоначальные расходы на более чем 35 миллиардов рублей.

А как оценивается экономическая целесообразность каждой строчки, как решается, вычеркивать ее или сохранять?

Отмечу, что в этом году мы перешли на программный подход к формированию бюджета. Каждая статья расходов областного бюджета должна была подкрепляться конкретными ожидаемыми результатами.

Правильно ли я понял, что, допустим, когда министерство спорта просит сколько-то денег на создание дворовых команд, спецы должны показать, насколько дети, занимающиеся в этих командах, будут здоровыми, какие спортивные результаты покажут?

Да, и как это скажется в целом на формировании здорового образа жизни, если уж мы говорим о подобном направлении. А если просто говорили, как это здорово — иметь такую строчку в бюджете, появлялось основание для отказа.

А как вы справлялись с такими вопросами, где результаты невозможно увидеть быстро или измерить их сложно? Например, в области культуры таких примеров много. Ну как, к примеру, оценить результат от финансирования органного зала?

Это и есть конкретный результат. Программа была, и в соответствии с этой программой и был введен в строй органный зал.

А кто докажет, что органный зал увеличил духовную культуру южноуральцев? Кто-нибудь может запросто потребовать вырезать строчку как не имеющую конкретных результатов…

Конечно, при оценке в расчет берутся не только цифры, но и социальная значимость мероприятия или программы. Мы понимаем, что если не будем вкладывать в культуру и спорт, до чего тогда докатимся. Поэтому к этим сферам подходы основывались не только на сумме выделяемых средств.

По каким строчкам у депутатов и исполнительной власти были единые позиции, а на какие пришлись максимальные дискуссии?

Единый подход был по всем направлениям. Но первый приоритет — социальная сфера. Не случайно 73 процента всего бюджета направлено на выполнение социальных программ. Оставалось 27 процентов. Их нужно было разделить так, чтобы область не только проедала деньги, но и дальше развивалась.

Дискуссия велась вокруг программы по дорожному строительству, вопросов, связанных со строительством жилья для переселения граждан из ветхо-аварийного жилого фонда, вокруг сферы ЖКХ. Многие строчки были подкорректированы.

В поисках золотой середины

Существует группа экономистов, которые считают, что в условиях кризиса делать социально ориентированные бюджеты не совсем правильно, что надо чем-то жертвовать, чтобы развивался реальный сектор экономики, а вложение в социалку — это на самом деле не более чем популизм…

Я с такой точкой зрения не согласен. Чем жертвовать? Жертвовать нашими пенсионерами, детьми, другими незащищенными слоями населения? На первом плане должен быть фактор человеческого отношения. У нас сегодня около миллиона ветеранов труда. И как мы будем смотреть им в глаза, если уберем те же льготы по коммунальным услугам? Все прежние законы, которые были направлены на создание максимально комфортных условий для жизни этих категорий населения, мы одним махом бы нарушили.

Здесь, конечно, должна быть золотая середина. Такой подход, чтобы и социальные обязательства исполнять, и чтобы было дальнейшее развитие реального сектора экономики. Вот это, наверное, и есть главный показатель эффективности принимаемого бюджета.

Социальная ориентация в политике, видимо, появилась благодаря тому, что власть и элита сделали определенные выводы из 1990-х годов?

Да, наверное. Вы же помните, какие тогда были волнения, страна была на пороге революции. В первые годы реформ главным лозунгом стала идея: рынок сам себя выведет. История показывает, что этот подход был неоправданным. В нем причины появления беднейших слоев населения, большой безработицы и маргинальных настроений в обществе.

Кризис уже даже не за окном. Может ли еще что-то такое произойти, чтобы принятый уже бюджет 2015 года начал меняться?

Как в сторону повышения, так и в сторону понижения изменения, конечно, теоретически возможны. Но, думаю, для Челябинской области эта проблема вообще-то не актуальна, поскольку у нас в регионе есть металлургия и в 2014 году эта отрасль нас вытащила. В 2015-м, думаю, она тоже поможет нам выполнить бюджет.

Но все же нужно учитывать самые пессимистические варианты развития событий. Какой же экономический сигнал должен прозвучать, чтобы вы вдруг сели и стали пересматривать бюджетные статьи?

Это резкое снижение поступлений доходов в областной бюджет. Если они упадут и финансирование, запланированное в бюджете на 2015 год, будет под угрозой невыполнения, тогда это повод для снижения параметров бюджета. Каждый месяц мы анализируем поступления в бюджет и при необходимости вносим изменения. В предыдущем году у нас все изменения шли в плюс.

Не для того, чтобы зажать

Президент в своем Послании недвусмысленно дал понять, что бизнесу надо дать второе дыхание. А что можно для этого сделать на региональном уровне?

Уточню, что при этом решения эти должны быть не декларативные, а очень конкретные. Еще летом мы вышли с предложением к губернатору, подготовили закон о введении налоговых каникул для предпринимателей, впервые открывающих свой бизнес в производственной, социальной и научной сферах. Сейчас этот закон находится на рассмотрении в комитетах Законодательного Собрания, и в январе мы его выносим на заседание, после чего эти каникулы будут введены.

То есть человек открывает бизнес и какое-то время не платит вообще никаких налогов?

Да. Но это касается применения упрощенной и патентной систем налогообложения. Думаю, что это будет хороший стимул попробовать свои силы не только для молодежи, но и для тех, кто накопил опыт и знания и хочет открыть самостоятельный бизнес.

Вы не боитесь, что действующие предприниматели, которые исправно платят налоги, сейчас начнут перерегистрировать предприятия, чтобы оказаться в «нулевой» зоне?

Да, такие опасения были, но надо понимать, что налоговые каникулы действуют только в отношении индивидуальных предпринимателей и действующему, например, производственному предприятию будет невыгодно рушить устоявшиеся коммерческие связи.

Кроме налоговых каникул, чем помогать будете?

Второе — мы вышли с инициативой, и после консультации с губернатором правительством Челябинской области было принято решение не вводить в 2015 году на территории Челябинской области налоги на имущество, рассчитанные от кадастровой стоимости. Напомню, что регионы должны перейти на новую систему налогообложения недвижимости не позднее 2020 года. Сейчас сумма налога рассчитывается на основе инвентаризационной стоимости, и переход на кадастровую мог серьезно увеличить налоговую нагрузку на бизнес. Мы пришли к выводу, что сейчас вводить этот закон нецелесообразно.

Самое главное, нам нужно организовать проведение новой кадастровой оценки недвижимости и обеспечить подготовку объективных расчетов кадастровой стоимости. Потому что есть негативные примеры, когда эти расчеты были проведены с изрядной долей погрешности. Вспомните, налог на землю от кадастровой стоимости, который введен в регионе несколько лет назад, вызвал массу судебных исков от предпринимателей на необоснованно высокие суммы земельного налога. И суды, как правило, поддерживали бизнес и выносили решение о снижении кадастровой стоимости земли и, как следствие, земельного налога.

К слову, привязка к кадастровой стоимости будет действовать для всех: и для физических лиц, и для юридических, для коммерческой недвижимости, жилья, гаражей, садовых домиков и так далее. В этом году налогообложение остается по старой схеме. До 2020 года у нас есть время вместе с губернатором принять решение, как будет дальше.

В вопросе поддержки надо вспомнить и патентную систему, размер платежей по которой с 2015 года существенно снижен и на которую много предпринимателей перешли. Она очень облегчает процедуру уплаты налогов и создает максимальные условия для развития малого бизнеса.

Вот три примера, которые мы заносим в свою копилку заслуг. Будем сейчас продолжать эту работу.

Малый и средний бизнес сегодня не исключает, что в условиях кризиса государство пожелает пополнить бюджет за счет штрафов, ведь нарушения нарыть в каждой фирме можно.

Мое личное мнение — нам, наоборот, нужно опираться на мелкий и средний бизнес. Нужно создать все условия для того, чтобы как можно меньше проводить проверок, как можно меньше отвлекать предпринимателей от их работы. И это не только моя позиция, но и депутатов Законодательного Собрания. Все настроены на то, чтобы больше создать условий для раскрытия бизнеса, а не для того, чтобы зажать их и проверками замучить.

Знаем, где будет трудно

Как вы считаете, на чем в кризис необходимо сосредоточиться государству в своей помощи: на крупном бизнесе, который несет большую социальную нагрузку, создает много рабочих мест, либо на малом и среднем бизнесе, который стимулирует самозанятость населения?

Я за равное отношение и к среднему, и к малому, и к крупному бизнесу. Без такого консенсуса дальнейшее развитие страны будет недостаточно эффективным. У крупного бизнеса свои задачи, вы о них сказали. А у малого и среднего бизнеса — свои. Но в ситуации 2015 года акцент должен быть сделан не на форме бизнеса, а ориентироваться на отраслевой признак, в соответствии с приоритетами развития области.

Вы когда говорили, какие отрасли могут удержать область в кризис, назвали металлургию. А какие отрасли в этом году могут оказаться наиболее проблемными?

На мой взгляд, это строительство. До сего дня развитию этой отрасли способствовала хорошая платежеспособность населения. Сейчас она наверняка будет ниже, и поэтому спрос на жилье, вероятно, упадет.

Если ситуация в строительной отрасли совсем ухудшится, не приведет ли это к увеличению количества обманутых дольщиков, недостроям…

Мы за этими процессами непрерывно следим и контролируем. У нас есть комиссия по работе с обманутыми дольщиками, и надо сказать, что за последние годы нам удалось значительно сократить категорию обманутых дольщиков. На конец прошлого года в области был всего один проблемный дом, и то там вопрос решался. Сейчас, когда спрос на жилье упадет и покупательная способность будет меньше, такие случаи могут возникать, но они будут под контролем.

А кроме строительной отрасли у кого трудности в повестке дня значатся?

За ней потянется вся цепочка стройиндустрии. Кроме того, в этом году у нас меньше денег предусмотрено на строительство дорог. Это повлияет уже на другой сектор экономики. Но мне кажется, что сельскому хозяйству предоставляется сейчас возможность использовать ситуацию в рамках политики импортозамещения.

Оптимальная работа

Какие законы, наиболее значимые для развития нашего региона, были приняты в 2014 году?

Я раньше говорил и сейчас говорю, что нет законов главных и второстепенных. Для нас все они одинаково важны. Но если вспомнить основные вехи, то главным у нас было реформирование органов местного самоуправления в Челябинске.

Важнейшей вехой в социально-экономическом блоке было принятие Стратегии развития Челябинской области до 2020 года. Благодаря тому что губернатор Борис Дубровский взял под личный контроль доработку Стратегии, она получилась на тот момент, когда экономическая ситуация была благоприятной, наиболее оптимальной. Сейчас нужно скорректировать документы стратегического планирования в связи изменившимися экономическим реалиям.

Немалая работа депутатами была проведена в вопросах формирования бюджетов всех уровней, в социальном законодательстве.

Одна из функций Законодательного Собрания — участие в федеральном законотворчестве. Какие инициативы удалось продвинуть, а что еще лежит в столе у федеральных структур?

Самая трудная работа депутатов заключается в лоббировании интересов своего региона в федеральном центре. По своему опыту знаю, что забрасывать Госдуму инициативами и надеяться, что все они там будут приняты, это просто глупо. Поэтому мы отправляли лишь те законодательные инициативы, которые имели перспективу принятия. При этом в 2014 году изменили подход к этому процессу: не просто направляли инициативы, но и участвовали в их рассмотрении на экспертном совете, на заседании профильного комитета и пленарных заседаниях, куда направлялись мои заместители.

Что добились? Первое — это муниципальный контроль в сфере благоустройства. Мы в течение трех лет лоббировали принятие федерального закона, который позволил бы осуществлять муниципальный контроль в сфере благоустройства. Благодаря в том числе и нашим усилиям, такой закон принят, и теперь у муниципалитетов есть возможность штрафовать нерадивых собственников. Это очень актуальный вопрос для городов и районов области.

Целый пакет инициатив был направлен в Госдуму по итогам форума «ЖКХ – новое качество жизни» и областного форума малого и среднего бизнеса. Не все они нашли поддержку, но все же некоторые вызвали интерес и в этом году будут обсуждаться на профильных комитетах. Продвигали инициативу о присвоении Челябинску статуса города трудовой славы. Надо сказать откровенно, что она не была принята, но подвижки есть и здесь. С большой степенью вероятности будет принят закон о введении единых правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом, предусматривающий административную ответственность для перевозчиков.

С кем нам не по пути?

Владимир Викторович, вам не было по-человечески обидно в ситуации, которая возникла вокруг снесенных детских площадок от некоторых кандидатов «Единой России» после их проигрыша на выборах? Ваша первая эмоция, когда вы об этом узнали?

Мне было очень стыдно. За тех моих бывших коллег, которые были членами партии «Единая России», за их подходы к проведению избирательной кампании. Это чистейшей воды подкуп: вот мы вам сделали площадку, а вы нас изберите. Но даже такими методами они не смогли купить голоса избирателей, а потом в отместку решили все демонтировать. Это уже показывает человека в точки зрения его меркантильности. Первое у меня было, конечно, возмущение, и я уже сказал, было стыдно.

А какие-то выводы сделали? Не относительно даже этих людей, а относительно подбора будущих кандидатов в депутаты.

Да, выводы сделали. Кроме того, мы четко озвучиваем позицию: «Единая Россия» не должна использовать в избирательных кампаниях приемы подкупа и черного пиара. Мы должны идти к людям и открыто с ними говорить о проблемах, а не покупать их голоса. Кто думает иначе, тот не с нами.

В 2015 году будет выбран новый состав ЗСО. Есть ли какие изменения, количественные или качественные, по округам?

Система остается прежней: 30 мандатов разыгрывается по одномандатной схеме, 30 — по партийной. Мы внесли изменения, направленные на активизацию политических партий, которые раньше не имели возможности побороться за места в Законодательном Собрании. Снизили проходной барьер — сделали его 5-процентным. Сейчас у нас в Заксобрании 4 фракции, и мы надеемся, что другие партии, которые образованы в Челябинской области в последние годы, у нас их более 50, примут участие в выборах и попытаются получить мандаты.

Владимир Викторович, не могу не задать этот вопрос: вы сами собираетесь на выборы?

Я всегда считал себя командным человеком. Если я увижу, что необходим для области и что команда «Единой России», команда, которую возглавляет губернатор Челябинской области, посчитает необходимым мое участие в выборах, я приму это решение.

То есть лично для себя вы такой возможности не исключаете?

Не исключаю. Есть и достаточная сила, и достаточный опыт. И у меня перед моими избирателями совесть чиста. И если доверят мне команда и избиратели, то я участия в выборах не исключаю.


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты