Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Своим путем

2 Июля 2013
Своим путем

Новая площадка даст возможность транспортным компаниям и их заказчикам в режиме реального времени находить друг друга.

Осенью на Южном Урале заработает областная интернет-биржа грузоперевозок


Новая площадка даст возможность транспортным компаниям и их заказчикам  в режиме реального времени находить друг друга.


Предполагается, что система оперативного тендера, которую предлагает запустить Южно-Уральская торгово-промышленная палата, будет отличаться от существующих сегодня ресурсов возможностью заключить договор на перевозку прямо на сайте. Для этого грузовладельцы забивают в систему задание, в котором указывают, что и когда нужно доставить из пункта А в пункт Б. После чего транспортники просматривают заявки, используя различные фильтры — по тоннажу, подвижному составу и прочие — и предлагают свои ставки. Обсудив с заказчиком нюансы, они одним нажатием кнопки заключают договор на перевозку.


Виртуальная сделка скрепляется электронными подписями. При этом транспортно-экспедиционные компании, работающие на рынке как посредники, могут выступать с любой стороны — и как перевозчики, и как грузовладельцы.

 

Кукушка хвалит петуха


Подобных систем, по словам ее разработчиков, в России пока нет.


— Похожей пользуются предприятия, входящие в холдинг «Объединенные кондитеры», в том числе и челябинская фабрика «Южуралкондитер», — поясняет Николай Горяев, доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» ЮУрГУ, зампредседателя комитета ЮУТПП по транспорту и логистике. — Но в ней есть один недостаток — привязка тендеров ко времени. Допустим, тот же «Южуралкондитер» вбрасывает задание на сайт, к примеру, в 14.00 и ждет реакции транспортных компаний. Тот перевозчик, который предложит к этому часу минимальный тариф, и получает заказ. Бывает, что в погоне за заказами перевозчики по ошибке вбивают совсем другие цены — на порядок ниже рыночных, что для них, конечно же, не совсем хорошо.


Привязка тендера ко времени — это технические мелочи, которые на бирже можно обойти. Эксперты, оценивая ресурс, концентрируются все же на другом.


— Информационных площадок, где грузовладелец и грузоперевозчик могут встретиться, много. Но ни одна из них не гарантирует безо­пасности сделок, — комментирует Светлана Мячкова, председатель комитета ЮУТПП по транспорту и логистике. — На рынке участились случаи мошенничества: исчезают водители с грузом, появляются фирмы-однодневки и так далее. Биржа, где будут зарегистрированы только проверенные компании, и где нарушения договора будет разбирать третейский суд, который обладает теми же функциями, что и арбитражный, исключит попадание на рынок мошенников.


Одним из главных преимуществ оперативного тендера его создатели считают прозрачность сделок. По неофициальным данным, которые приводит кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта» ЮУрГУ, в регионе около 30 % договоров на грузоперевозки держится на так называемых откатах. А в тендерной системе у руководства предприятий появляется возможность контролировать своих логистов.


В качестве еще одного плюса, который отличает тендер от электронной доски объявлений, логист Николай Горяев называет возможность уйти от традиционных рейтингов. По его данным, около 98 % оценок, которые выставляют грузовладельцы и грузоперевозчики друг другу на таких форумах, формируется по принципу: раз я хороший, то и ты неплохой.

— Понятно, что при таком подходе об объективности оценок можно забыть, — уверен эксперт.

 

Полный комплект


Между тем у грузовладельцев остается к разработчикам тендерной системы немало вопросов. Первый и самый главный — тарифы на транспортировку товара. Есть опасения, что из-за ограниченности предложения в ресурсе цены вырастут.


— Да, на автотранспортном форуме — главной информационной площадке на рынке грузоперевозок, огромный объем предложений. Потому что форум давно действует. Там создана тусовка. Для тендерной системы это тоже вопрос времени, а еще и желания бизнес-сообщества поучаствовать в этом, — парирует доцент Горяев. — Именно крупных грузовладельцев мы видим интеграторами процесса раскрутки ресурса. В идеале промышленные предприятия Челябинской области первыми зайдут в систему, прихватив с собой своих перевозчиков, в надежности которых они уверены.


Чтобы удержать тарифы на приемлемом уровне, в системе необходимо предусмотреть возможность доукомплектования грузов, считает Станислав Твердохлеб, председатель комитета ЮУТПП по промышленному развитию.


— Сейчас предприятия, которые производят легкую продукцию, к примеру, изоляционные материалы, упаковку и так далее, ищут машины для дозагруза. Отправляя свой объемный, но легкий товар с тяжелым, как правило, с металлом, они получают цену примерно вполовину меньше, чем при «одиночной» загрузке, — комментирует эксперт.

Другое дело, что далеко не всем крупным промышленникам интересна доукомплектация. Не факт, что за скидку в 3—4 тысячи рублей с машины они согласятся делить грузовое место с другим предприятием, чтобы не брать на себя лишнюю головную боль, связанную с сохранностью груза и дополнительными остановками на маршруте. Спорным моментом в оперативном тендере остается и ограниченность ресурса регионом. Ряд экспертов высказываются, что для полноценной работы площадки мало предприятий и перевозчиков, зарегистрированных в Челябинской области. В любом случае прототип интернет-биржи готов, и, если его разработчикам удастся заручиться поддержкой промышленников, он будет запущен в дело уже в сентябре этого года.


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты