Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

На воздушных перевозках зарабатывают не только авиакомпании

19 Августа 2013
На воздушных перевозках зарабатывают не только авиакомпании

В минувшие выходные вся страна отмечала День авиации. На Южном Урале первый пассажирский самолет отправили 83 года назад по маршруту «Свердловск-Челябинск-Магнитогорск». С тех пор в регионе небесные...

В минувшие выходные вся страна отмечала День авиации. На Южном Урале первый пассажирский самолет отправили 83 года назад по маршруту «Свердловск-Челябинск-Магнитогорск». С тех пор в регионе небесные транспортные пути превратились в весьма привлекательную сферу для бизнеса.

Тот первый пассажирский борт «Ю13» — был немецким монопланом (с одним крылом, расположенным по обе стороны фюзеляжа). Он был способен развивать скорость до 140 километров в час. Пассажиры в нем размещались в закрытой кабине на 4-6 человек.

 

Вернули возможности

Расцвет пассажирских перевозок на Южном Урале пришелся на 1980- е годы. Местные авиаторы вспоминают об огромном количестве рейсов в те годы из Челябинска по СССР. К тому же над городом, географически соединяющим Европу с Азией, проходило множество транзитных авиамаршрутов.

Сегодня аэропорт может похвастать пассажиропотоком более миллиона человек, 40 маршрутами и 19 авиакомпаниями, которые летают из Челябинска в разные уголки мира. Аэровокзал входит в сетевой аэропортовый проект, реализуемый ООО «Новапорт» (группа компаний AEON Corporation).

В пресс-службе авиапредприятия добавляют, что в последние два года аэропортом реализовано несколько крупных инвестиционных проектов.

Однако несмотря на рост пассажиропотока и развитие инфраструктуры, аэропорт не может соперничать с соседним «Кольцово» по ряду причин. В том числе, и потому что у свердловчан есть козырь в виде базовой авиакомпании, входящей в десятку крупнейших в стране, — «Уральские авиалинии». В Челябинске когда то тоже был свой собственный авиаперевозчик — компания «Энкор». Она была создана на базе Челябинского авиаотряда и функционировала с 1997 по 2004 год. Позднее перевозчик вошел в состав авиакомпании «Сибирь». На момент слияния челябинцы владели более чем 20 самолетами. Среди них были отечественные авиалайнеры Ту 134, Ту 154 и Як 42.

Тем не менее, челябинский аэропорт упоминают сегодня во многих отраслевых рейтингах. Согласно отчету Европейской Ассоциации Аэропортов (ACI Europe), опубликованному в мае 2013 года, «Челябинск» занял третье место по объемам прироста пассажиропотока среди аэропортов-участников европейского рейтинга.

Аэропорт — это целая система, каждый «винтик» которой может приносить неплохой доход. Именно поэтому авиапредприятию невыгодно отдавать на откуп стороннему бизнесу то же авиационное топливо или цех бортового питания. Эта аксиома еще раз подтверждается ситуацией с челябинским аэровокзалом, который сейчас активно развивает собственныеинфраструктурные активы. В прошлом году сдан в эксплуатацию новый топливно-заправочный комплекс, который создал неплохую конкуренцию «заправке» ЛУКОЙЛа. Самолетное топливо в принципе считается прибыльным бизнесом. К тому же собственный альтернативный ТЗК позволил аэропорту снижать цены на керосин и тем самым привлекать в регион новые авиакомпании, увеличивая объемы и расширяя географию полетов.

Примерно та же история выходит и с авиационными грузоперевозками, без которых немыслима жизнь ни одного крупного авиаузла. В сентябре в аэропорту завершается строительство нового грузового терминала, эксплуатацией которого будет заниматься ООО «Грузовой терминал Баландино». Компания является «дочкой» ОАО «Челябинское авиапредприятие»: доля авиапредприятия составляет в нем 60 %. До этого на обработке воздушных грузов зарабатывала компания «Карго-Сервис», которая, правда, обходилась без современных технологий в работе с самолетными грузами. Новый грузовой терминал спроектирован с учетом перспективного развития аэропорта «Челябинск» и рассчитан на обработку 10 тысяч тонн грузов в год. Для сравнения, в 2011 году было обработано всего 3 940 тонн грузов. Логично предположить, что терминал даст новый толчок развитию небесных грузоперевозок из Челябинска. А уже на этой волне подрастут прибыли местных транспортно-логистических компаний, организующих доставку грузов, в том числе и по воздуху.

 

Грибной суп и большие окна

Еще один инфраструктурный проект, которым челябинский аэропорт отсечет от авиационного пирога конкурентов, станет цех бортового питания, созданный совместно с немецкой компанией LSG Sky Chefs. Его открытие намечено на сентябрь этого года. До этого момента челябинских пассажиров в небе кормил холдинг «Уральские пельмени».

Возможно, уже сейчас придется потесниться и другим аэровокзальным заведениям холдинга — бару и кафе «Уральские пельмени — Авиа». Этим летом в аэропорту на втором этаже российского сектора заработал Fly bar. Рестораторы, открывшие паб в здании аэровокзала, рассчитывают на интерес разного посетителя. Они надеются, что мягкие диваны и большие окна с видом на взлетно-посадочную полосу, которыми отличается Fly bar, привлекут не только улетающих и прибывших пассажиров, но и других горожан — охотников до романтики.

Вообще в ресторанном бизнесе даже сам авиационный антураж может приносить прибыль. Этим, к примеру, пользуются владельцы кафе «Авиатор» в центре Челябинска. Салат «Москва-Греция», грибной суп «Ту 134», иллюминаторы вместо окон, стюардессы-официантки и так далее — все это поддерживает концепцию заведения. Самые благодарные едоки в этом кафе — это люди, увлеченные авиацией. В том числе и споттеры, чье хобби фотографировать самолеты.

 

Пилот на 10 минут

Аэропортовыми услугами небесный бизнес на Южном Урале, конечно, не ограничивается. К этой же сфере можно отнести, к примеру, и подготовку пилотов гражданской авиации. Такую образовательную программу сейчас предлагает Технологический колледж ЮУрГУ совместно с «Челавиа». Летные корочки выдают в вузе уже третий год. Но если в 2011 году набор на специальность шел только на коммерческой основе, то в этом году университету выделено 30 бюджетных мест. Столько же мест для будущих летчиков предусмотрено и на платном отделении. По окончании обучения выпускники получают два документа — диплом о среднем профессиональном образовании, в котором им присваивается квалификация «Пилот», и свидетельство коммерческого пилота CPL. Как признаются в приемной комиссии, от желающих поступить на эту специальность просто нет отбоя. По прогнозу, в будущем спрос на летное образование среди абитуриентов только усилится, а значит, образовательный бизнес будет приносить неплохие прибыли.

Неразрывно связаны с авиацией и кассовые продажи авиабилетов. По некоторым данным, сегодня в России 10-15 % всех билетов реализуется туристическими фирмами. Однако для предпринимателей рынок остается открытым. Эксперты признают, что самый подходящий вариант для старта бизнеса в этом направлении — это субагентский договор с авиакомпанией. Перевозчики принимают заказы на билеты от субагентов, которые получают от 1,5 % до 3 % от стоимости билета, в зависимости от маршрута.

Выходит, что сфер, связанных с небом и одновременно с возможностью заработать, для предпринимателей остается немало. Тем не менее авиационным бизнесом в чистом виде, кроме крупных авиаперевозчиков, можно считать, пожалуй, только частную авиацию. На Южном Урале малая коммерческая авиация представлена, прежде всего, компанией «Челавиа», базирующейся на аэродроме Калачево. Кроме продажи и обслуживания небольших самолетов, «Челавиа» зарабатывает на экскурсионных полетах над городом и прыжках с парашютом. Воздушные машины авиаторы используют и в качестве такси. Для примера: час полета на небольшом самолете по заказанному маршруту обойдется клиенту примерно в 25 тысяч рублей. В то же время ознакомительный полет в кресле второго пилота будет стоить клиенту более 2 тысяч рублей за 10 минут в воздухе. Организаторы «малых» полетов говорят, что в Челябинске эта услуга хорошо продается, и готовят новые предложения для рынка.

 

Бумажная версия данного материала появится 20.08.2013 г.

 


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты