«Намагнитить» Южный Урал

14 Октября 2014
«Намагнитить» Южный Урал

Власти Челябинской области обсудили возможности развития внутреннего туризма в регионе

Власти Челябинской области обсудили возможности развития внутреннего туризма в регионе

 Как сделать регион туристической Меккой, как доходы от сферы туризма увеличить в разы и привлечь инвесторов в индустрию отдыха и рекреации, губернатор Челябинской области и независимые эксперты обсудили на совещании, посвященном стратегии развития туризма в регионе.

 Не Турция, но…

Как отметил в начале встречи Борис Дубровский, в Челябинской области есть все условия для развития внутреннего туризма. Но потенциальные возможности этой сферы не используются, либо задействованы не в полном объеме. За 2013 год оборот туристической сферы составил девять миллиардов рублей — этого явно недостаточно, учитывая природный, культурный и исторический потенциал Южного Урала, считает глава региона.

— Конечно, регион никогда не будет Турцией или Египтом, но возможность увеличить туристический поток в три-четыре раза есть, — уверен губернатор Челябинской области. — Сейчас россияне ориентированы на отдых внутри страны, соответственно нужно создать все условия, чтобы предоставлять им более качественные услуги, а для этого необходим приток частных инвестиций и государственное сопровождение инвестпроектов.

Сфера туризма на Южном Урале, по мнению министра культуры Челябинской области Алексея Бетехтина, должна развиваться по кластерной системе.

— Предполагается создать несколько условных зон, исходя от находящихся на этой территории достопримечательностей, — презентуя обновленную Стратегию, поясняет Алексей Бетехтин. — При этом упор будет сделан на отдельные разновидности туризма: рекреационный, оздоровительный, экологический, самодеятельный, познавательный, промышленный, событийный, спортивный и другие.

Интересен в этом плане проект, который может объединить сразу несколько направлений. Так в Кыштыме инвесторы планируют возвести на месте заброшенного городского парка реабилитационный центр. По их задумке, помимо всевозможных территорий развлечений, летнего театра и лодочной станции, они готовы возвести корпуса оздоровительного комплекса. По словам предпринимателя Евгения Баранова, инвестпроект оценивается в 250 миллионов рублей и он будет востребован жителями не только Челябинской области, но и соседних регионов.

У Южного Урала есть ряд преимуществ, которые будут на руку развитию внутреннего туризма: это пересечение транспортных коридоров, выгодное расположение УрФО, наличие транспортной инфраструктуры, исторические бренды, рекреационный потенциал, большой опыт проведения международных соревнований. Однако несмотря на все эти очевидные плюсы, Челябинская область не является магнитом или местом притяжения ни во въездном, ни во внутреннем туризме.

 Вложиться в бренд или туалет?

Главная проблема, по мнению спикеров, заключается в отсутствии бренда Южного Урала как туристического региона.

— Почему Южный Урал в прошлом году посетили 700 тысяч человек, а Алтай — два миллиона? Дело здесь в раскрученности бренда, ведь наша инфраструктура и гостиничный сервис не хуже, — рассуждает Борис Дубровский. — Нам нужно обязательно учитывать опыт соседей. В том же Великом Устюге за 15 лет посещаемость и доходность выросла в 16 раз.

Бренда у региона, имеющего все для туризма, действительно нет, констатируют эксперты.

— У нас не Золотое кольцо и Кремль нам не построить. Никто не понимает, что это за регион Челябинская область. Порой даже соотечественникам трудно объяснить, чем славен Южный Урал, — комментирует Вадим Евдокимов, исполняющий обязанности заместителя председателя Правительства Челябинской области. — У нас даже нет инструментов, нет нормальной видеопродукции, которая бы позволила презентовать туристические объекты региона. Между тем, это очень серьезный вопрос. И если говорить о развитии внутреннего туризма, то нужно позиционировать себя как внутри страны, так и за рубежом и вкладываться в продвижении бренда.

Собственно руководители туристических объектов считают, что бренд вторичен, и чтобы Южный Урал стал туристической Меккой, нужно вкладываться в развитие инфраструктуры и создание условий для комфортного отдыха.

— У нас появился тот сегмент туристов, который уже не хочет жить в палатке с гитарой, а предпочтет провести время на природе с комфортом. Причем, побывав в Турции или Египте, турист достаточно искушен и может предъявлять совершенно законные претензии. И именно развитая инфраструктура может поднять уровень доходности. Домики-вагончики — это не тот сервис, который люди ждут. Нужно построить туалеты, — рассуждают представители заповедника «Аркаим» и нацпарка «Таганай». — Инфраструктура никакой критики не выдерживает. У нас есть потенциальный резерв, который мы не можем разместить. Мы знаем, сколько нужно поставить дополнительных мест. Но нет инвесторов.

 Граница: кто первый, того и сапоги

Эксперты сходятся во мнении, что за Челябинской областью давно закрепился имидж региона промышленного, и изменить в голове потребителя-туриста мнение о том, что Челябинск — туристический магнит, невозможно.

— Нужно занимать свою нишу. Для раскрутки территории можно использовать такой бренд, как «Южный Урал — край с 4-тысячелетней историей». Именно такой возраст у региона, если опираться на раскопки Аркаима, — предлагаетСергей Ефименко, организатор «Русского парка» на Золотом кольце. — Кроме того, можно и нужно привязать к себе бренд, который на сегодня не привязан ни к кому. Речь идет о границе между Европой и Азией.

По мнению инвестора «Русского парка», в Челябинской области можно было бы создать тематический парк, в котором были бы собраны и реконструированы в миниатюре все достижения цивилизации по географической «вертикали». Кроме того, сформировать бренд Южного Урала как туристического региона можно, опираясь на Бажовские сказы, самоцветы Урала и другие уже существующие достопримечательности.

— Все знают, что на Урале есть все. Но традиционный минералогический музей сегодняшней молодежи неинтересен, — рассуждает бизнесмен. — Можно было бы создать Самоцветные горы с гротами, отделанными теми или иными полезными ископаемыми и камнями: медной полированной рудой, каменным углем, хрусталем и так далее. Аналог есть у «Сваровски».

Проект по созданию южноуральского «Диснейленда» более чем затратный, но именно такой парк и такие Самоцветные горы могут стать точкой притяжения, куда российские туристы будут ехать, уверен челябинец, уже реализовавший более чем доходный проект.

— Нам за Екатеринбургом с его современным аэропортом Кольцово и выставочными площадями не угнаться. Собственно и быть в роли догоняющего не совсем правильно, — считает Сергей Ефименко. — Нужно брать какие то направления, в которых мы сможем опередить конкурентов.

 Туризм «кивнет» экономике

Реализация столь масштабных проектов, как Тематический парк, и их жизнеспособность вызывают множество вопросов. По мнению представителей власти, мыслить нужно категориями классического бизнеса и акцент делать все-таки на уже существующих проектах, вокруг которых мог бы расти малый и средний бизнес. Такими «якорями» в регионе в первую очередь могут стать горнолыжные центры.

— Южноуральские горнолыжные курорты ежегодно привлекают тысячи любителей активного отдыха. Выручка только «Солнечной долины» в минувшем сезоне составила несколько сотен миллионов рублей. Нужно отталкиваться от того, где люди тратят деньги. А деньги они тратят на азарте. Азарт там, где есть адреналин, — приводит весомые аргументы Евгений Редин, заместитель губернатора Челябинской области. — У нас адреналин — это горы. Более того, нужно исходить из климатических особенностей региона: у нас же почти девять месяцев зима. Поэтому ставку нужно делать на рекреационный потенциал: озера летом и горы зимой.

Хотя зависеть все будет только от инвесторов, уверены губернатор, эксперты и экономисты.

— Для развития туризма в Челябинской области необходимо создать комфортные условия для инвесторов, — считает Борис Дубровский. — Мы должны поддерживать их и делать им публичные предложения. Правительство региона готово софинансировать такие инициативы, оказывать необходимое организационное и административное сопровождение таких проектов. Соинвестиции могут составлять до 10 процентов. Мне хотелось бы, чтобы происходило движение от разговоров и обсуждений в практическую плоскость. Тогда импортозамещение в туристических услугах будет возможно и российские туристы будут оставлять деньги в регионе, а не в Египте или Турции.

Одним из спорных моментов в развитии и инвестировании отрасли может стать оценка эффективности деятельности туристических объектов, а она необходима, считает Борис Дубровский.

— Безусловно, мы хотим быть гостеприимным регионом, но мы же говорим еще и об экономике. Как мы будем оценивать, что работает и что приносит прибыль? — задал вопрос спикерам глава региона. — Я хочу посчитать: вот было — вот стало. Возьмем, к примеру, чемпионат мира по дзюдо. Это мероприятие из разряда событийного и спортивного туризма. Какой был кивок экономике? Каким был экономический выхлоп? Полные гостиницы, ажиотаж в магазинах сувенирной продукции? Я хочу измерять эффективность и доходность и понимать, насколько значим этот «кивок».

фото Вячеслава Шишкоедова

Читайте также:

 Экономика брендов

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты