Вагоны ракет. Челябинская область попробует спасти космическую отрасль России

24 Августа 2015 Автор: Лев Фадеев
Вагоны ракет. Челябинская область попробует спасти космическую отрасль России

На вагоностроительном заводе Усть-Катава (входит в государственный космический НПЦ им. Хруничева) планируют производить комплектующие для производства космических кораблей «Ангара» и «Протон».

Смерть трамваям?

Как уточнили на предприятии, производство сухих отсеков ракет-носителей (их затем будут отправлять на сборочный конвейер в столицу) начнется уже в следующем году.

Несмотря на то, что проект сам по себе окажется весьма затратным (полная модернизация производства в Челябинской области, которая проходит в рамках реформирования всего ГКНПЦ, обойдется в пять миллиардов рублей), он призван «спасти» космический научно-производственный центр от финансового краха: предприятие работает в убыток уже почти десятилетие. Спецзаказ, как надеется руководство, снизит зависимость УКВЗ от нестабильного спроса на гражданскую продукцию (сейчас Усть-Катавский завод производит трамваи).

Отдельно, по словам Владимира Усова, заместителя гендиректора предприятия, будет решаться вопрос о переобучении сотрудников, которые сейчас заняты преимущественно производством трамваев.

Вместе с тем, как отмечает Дмитрий Выломов, ведущий инженер по энергонадзору МУП «ЧелябГЭТ», космическая отрасль предполагает совершенно иной инженерно-технический уровень кадров, и перепрофилировать на нее специалистов, занимающихся созданием трамваев, во всяком случае быстро, невозможно.

— Трамваи по своей конструкции естественно значительно проще космических агрегатов: в них к тому же используется «допотопная» электроника, которая, очевидно, не отвечает требованиям Роскосмоса, — поясняет эксперт. — Вероятно, предприятие будет набирать специалистов извне, возможно, это будут студенты последних курсов или выпускники аэрокосмического факультета ЮУрГУ, но и там «самородков» и талантов, которые могут справиться с подобной задачей, единицы. Так что проблема с квалифицированными кадрами в реализации этого замысла может встать достаточно остро.

Кроме того, по мнению эксперта, реализация данного проекта может окончательно «похоронить» трамвайное производство в регионе:

— Понятно, что развивать оборонку нужно, — подчеркивает Дмитрий Выломов, — Но после подобной модернизации производство, вероятно, начнет постепенно дробиться, как это происходит на том же ЧТЗ. Космическое направление одним цехом явно не удовлетворится: в итоге доля трамвайного производства будет постепенно сокращаться. А с учетом того, что даже в текущих условиях заказов на трамваи мало: в нашем регионе, в отличие от других субъектов РФ, предпочитают не покупать новые, а модернизовать старые, это станет еще одним ударом по сфере общественного транспорта.

Космическая терапия

Подтверждают данную мысль и слова Владимира Усова, который подчеркнул, что УКВЗ, хотя и не будет закрывать производство трамваев (на данный момент оно загружает производственные мощности предприятия менее чем на половину), доля продукции специальной тематики увеличится, поскольку «заводу помимо отсеков будут передаваться еще и изделия».

К тому же, в своем интервью газете «Коммерсантъ» Андрей Калиновский, гендиректор центра имени Хруничева, и вовсе назвал строительство трамваев в Усть-Катаве «непрофильным бизнесом» и отметил, что оно может быть реализовано посредством, например, сотрудничества с корпорацией «Уралвагонзавод», в то время, как в УКВЗ будет постепенно переводиться производство и других деталей для ракетно-космической техники.

По словам Виталия Ашмарина, директора международной бизнес-школы ЧелГУ, старшего преподавателя кафедры экономической теории и регионального развития экономического факультета ЧелГУ, трамвайное производство в текущих условиях «бросать нельзя, но и ставку на него делать не следует».

— Речь идет о платежеспособных сегментах рынка, — поясняет эксперт. — Деньги сейчас есть у оборонщиков, в бюджете их нет, поэтому такая производственная перекоординация вполне логична. Сейчас московские и санкт-петербургские предприятия уже перегружены оборонными заказами, они ищут субподрядчиков в регионах, в том числе на Урале, развивается и внутриотраслевая кооперация. Для УКВЗ это отличный шанс, они, на мой взгляд, сделали очень правильный шаг.

Кроме того, по словам эксперта, при грамотном подходе к делу противопоставлять гражданское и оборонное производство не следует: они вполне могут совместно гармонично развиваться на одном предприятии, а расширение компетенций УКВЗ, вероятно, приведет к улучшению экономического состояния завода.

К тому же, в более масштабном смысле, по словам Андрея Калиновского, реализация такой модернизации или, по сути, финансового оздоровления, заключается в создании так называемых центров компетенций, одним из которых как раз и станет Усть-Катав.

Причем, по мнению главы ГКНПЦ, подобная географическая рокировка, не связана напрямую с международной ситуацией, в частности, с разрывом кооперации с Украиной. В указанном интервью Калиновский подчеркнул, что кооперационные связи с Украиной и до этого были малы, а «кризисные» явления на предприятии начали накапливаться с 2007 года, вылившись в прошлом году в «коллапс». Напомним, что не так давно, в частности, бывшего директора УКВЗ и его зама задержали по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями: своими действиями они нанесли ущерб предприятию на сумму в 650 миллионов рублей.

Сейчас на Усть-Катавском заводе уже новым руководством ведутся работы по организации дополнительных, необходимых для модернизации производств, в частности, кузнечно-прессового, резинотехнического и метизного.

Добавим, что завод уже имеет «космический» опыт: в его оборонный ассортимент, в частности, в разное время входили различные модели ракетных систем и маневровых космических двигателей; сейчас оборонное подразделение завода занимается производством, например, двигательных установок для космических аппаратов, а само предприятие в 2011 году из унитарного было преобразовано в филиал ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева».

При этом трамваи Усть-Катавский завод строит с 1901 года. Завод достиг в этом направлении значительных успехов, к примеру, установил мировой рекорд по количеству произведенных вагонов одной модели (14 991 вагон модели КТМ‑5М (71-605)). Предприятие прошло путь от моторов с прицепами до сочлененных трехсекционных низкопольных трамвайных вагонов.

Поделиться

Сегодня | 15:22
Бизнес Южного Урала смотрит на Восток?

Эксперты назвали точки роста экономики и соцсферы региона на международной арене.

07.05.2024 | 16:04
Карьера в гору. Как челябинский комбинат влюбил в себя сотни работников

Изучаем опыт одного из самых молодых ГОКов региона.

05.10.2016 | 10:32
Андрей Коршунов: «Челябинские поручители по кредитам стали чаще платить за должников»

В Челябинской области сохраняется напряженная ситуация в отношении закредитованности населения. Граждане зачастую обращаются за получением займов в банки, которые, как правило, требуют в обеспечение кредита поручительство.

03.10.2016 | 15:33
Андрей Коршунов: «Давать взаймы челябинцам стало опаснее»

Желая избежать неприятных контактов с коллекторами, южноуральцы нередко боятся обращаться за получением кредитов в банки или микрофинансовые организации и предпочитают прибегать к проверенному способу — занимать у родственников, друзей, надежных знакомых или других физических лиц.

Новости   
Спецпроекты