Николай Шуленин: «О профессионализме рабочих в Челябинске начинают беспокоиться только после того, как произойдет какой-либо несчастный случай»

17 Сентября 2015 Автор: Лев Фадеев Фото: Вячеслав Шишкоедов
Николай Шуленин: «О профессионализме рабочих в Челябинске начинают беспокоиться только после того, как произойдет какой-либо несчастный случай»

О нарушениях закона, вошедших в привычку, слабовыраженном интересе южноуральской молодежи к учебе и «хитрых» образовательных аукционах на понижение рассказал Николай Шуленин, директор челябинского учебного центра «Эверест».

— Николай Яковлевич, эксперты, работающие в дорожно-строительном секторе Южного Урала, все чаще в качестве одной из значимых проблем развития отрасли выделяют нехватку квалифицированных работников. Что мешает подготовке таких кадров?

— Дело в том, что для многих подрядных организаций в дорожно-строительной сфере уровень образования сотрудников не так уж и важен. На рабочие места зачастую допускают «специалистов» без соответствующего образования и даже без удостоверений.

— Насколько это вообще законно?

— С этим нарушением закона все уже свыклись, хотя раз в пять лет все сотрудники таких организаций, например, обязаны повышать квалификацию, которой, по сути, и не было. Это многолетняя и застарелая проблема. Часто в дорожно-строительную отрасль идут работать «специалисты», которых папа учил водительскому мастерству еще где-нибудь в колхозе: у них нет ни достаточного опыта, ни знаний по организации труда; они все пытаются усвоить в процессе работы, что, естественно, влияет на ее качество.

Да и надзорные органы, по сути, не могут и не обязаны проверять каждую компанию без соответствующего повода, тем более, что сделать это сложно. Раньше, например, каждый машинист всегда был закреплен за тем или иным транспортным средством, на котором реально и работал, а сейчас такой практики на многих предприятиях уже нет, или она носит чисто формальный характер. Разбираться будут, только если тот или иной водитель кого-нибудь задавит.

— Почему люди не учатся?

— Причин здесь много. К примеру, экономический кризис негативно повлиял не только на платежеспособность южноуральцев, но и на их мотивированность: специальность становится не так важна, когда человек не уверен, что, получив ее, сможет достойно зарабатывать.
Скажем, к нам приходит десять учеников: из них в лучшем случае только половина понимает, какой профессии они будут обучаться; оставшиеся пять идут на учебу по принципу: «Да ладно, попробую», то есть и интерес к учебе у них слабовыраженный.

Есть и другие проблемы. Например, связанные с практикой обучения специалистов, направляемых от конкретного предприятия, когда работникам не требуется тратить на образование свои личные деньги. Но и здесь все непросто. Многие строительные организации, к примеру, зимой ждут результатов торгов и аукционов: они не знают, смогут ли их выиграть, поэтому, естественно, никого не учат, а когда они, допустим, эти торги все-таки выигрывают, — учить кого-либо становится уже поздно.
У разных предприятий к тому же разное руководство и разные материальные возможности, поэтому они зачастую видят ситуацию по-своему.

— Есть ли проблемы в самой сфере образования?

— Они зачастую также материальные. Скажем, в регионе есть безработные. Служба занятости инициирует их переподготовку, но аукцион проводится на понижение. Условно говоря, вместо изначально заданной суммы та или иная компания предлагает обучить ребят за деньги в разы меньшие. Она и выигрывает аукцион, а качество образования, как следствие, страдает, поскольку на такие деньги трудно привлечь хороших преподавателей. В итоге снижается качество, а то и сокращается количество, например, аудиторных занятий.

— Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию?

— Во-первых, требовать выполнения законодательства у руководства предприятий. Приемы эти известны. При этом ужесточать ничего не нужно, у нас и так многие попадают «под раздачу», но все это не системно: своевременные проверки достаточно проводить раз в год.
Намного важнее осуществлять профилактические мероприятия. Скажем, следить за тем, чтобы при техосмотре машиной управлял закрепленный за ней водитель. У нас же начинают беспокоиться только после того, как произойдет какой-либо несчастный случай, тогда к работе подключается, в частности, инспекция труда.

Немаловажно также повышать престиж рабочих профессий, чтобы человек знал, что если он идет учиться, например, на водителя погрузчика, то в будущем, работая по специальности, он сможет обеспечивать свою семью.

Поделиться

Сегодня | 12:30
Южноуральцы стали чаще пользоваться зарядными станциями для электромобилей

В Челябинской области развивают сеть быстрых ЭЗС для электротранспорта.

Вчера | 15:48
Продать идею. На Южном Урале обсудили перспективы креативных индустрий

Челябинск стал первым из городов Урала, где прошел форум «Российская креативная неделя». Это событие по-настоящему уникальное, особенно для города с богатой промышленной историей. Креативные индустрии, которым целиком посвятили это событие, представлены товарами или услугами, являющимися результатом интеллектуальной и творческой деятельности. На Южном Урале в последние годы этот сектор экономики развивается особенно бурно.

05.10.2016 | 10:32
Андрей Коршунов: «Челябинские поручители по кредитам стали чаще платить за должников»

В Челябинской области сохраняется напряженная ситуация в отношении закредитованности населения. Граждане зачастую обращаются за получением займов в банки, которые, как правило, требуют в обеспечение кредита поручительство.

03.10.2016 | 15:33
Андрей Коршунов: «Давать взаймы челябинцам стало опаснее»

Желая избежать неприятных контактов с коллекторами, южноуральцы нередко боятся обращаться за получением кредитов в банки или микрофинансовые организации и предпочитают прибегать к проверенному способу — занимать у родственников, друзей, надежных знакомых или других физических лиц.

Новости   
Спецпроекты