Объединились, чтобы развиваться. Опыт работы фермерского хозяйства в Агаповском районе

Еще в далеком 1993 году Владимир Ермаков и Сергей Хмелевский, давние друзья по работе, решили объединить усилия созданных ими крестьянских фермерских хозяйств. Потом к ним присоединился взрослый сын Хмелевского Александр, работавший в качестве индивидуального предпринимателя, но тоже в области сельскохозяйственного производства. С тех пор они работают вместе, выращивая пшеницу и ячмень на полях Агаповского района. Поля хозяйства располагаются возле поселка Янгельский.

Поскольку объемы работ действительно велики, на помощь приходят «команды» из других фермерских хозяйств.
— Чтобы быстрее закончить страду, пока погода не испортилась, нам помогают фермерское хозяйство Руденко и наши друзья из Светлогорска, — поясняет Ермаков. — Но главная наша опора, конечно, собственные кадры, такие как Алексей Третьяков, Владимир Курочкин, Сергей Сафонов, Арслан Гиниялов. И конечно, опыт наших ветеранов: тот же Сергей Хмелевский, много лет проработавший агрономом, умеет чувствовать поле… Такой талант редко дается людям (я знаю многих молодых агрономов, которые, увы, им не обладают).
— Когда началось фермерское движение, многие его противники опасались, что фермеры будут выжимать все из земли, а потом бросать ее, — говорит Сергей Хмелевский. — На деле все оказалось не так. Потому что в фермеры в основном идут люди, которые родились и выросли на земле, долго здесь работали. Пример перед вами: я работал в совхозе «Искра» агрономом, заместителем директора по производству в общей сложности 30 лет. Для меня, как и для многих других людей, отношения с землей — это всерьез и надолго. Как можно подумать, что такие фермеры могут куда-то уйти, бросить начатое дело? Такое, конечно, случается, но только по трагическим причинам… Настоящий фермер — это строитель и устроитель. Вот наше крестьянское фермерское хозяйство начинало со старой техники, старого склада, выделенного в имущественный пай. И построили сами новые склады и так далее.
Сегодня на наших складах хранится элитное семенное зерно, это настоящее золото, твердый сорт пшеницы (кстати, отечественной селекции, сортов «янтарь» и «жемчужина Сибири»). А вот некоторые крупные обрабатывающие холдинги набрали много земли и не смогли с ней справиться. Теперь поля стоят брошенные, заросшие бурьяном. С них постоянно летит на наши поля то саранча, то семена сорняков. Приходится бороться и с сорной травой, и с зловредными насекомыми. А это тоже отвлекает дополнительные средства.
— Да, конечно, сегодня мы не вносим в почву столько удобрений, как в советское время, когда собирали не 20, как сейчас, а по 37 центнеров с гектара, — продолжает Хмелевский. — Но не потому. что не хотим, а потому, что удобрения сейчас очень дороги. А никаких субсидий для фермеров на их покупку нет. Тем не менее мы выходим из положения: оставляем на поле стерню, часть соломы. Чтобы органическим образом как-то удобрить поле. А если к земле относиться с большим вниманием, поддержать тех, кто сохраняет и обрабатывает ее, и урожай будет больше.


Поделиться