Константин Толкачев: «Конкуренция на рынке теплоизоляции уходит в плечо доставки»
Темпы роста российского рынка теплоизоляционных материалов по итогам 2015 года могут показать самые низкие результаты: если в 2014 году объем этого рынка вырос на 7 %, достигнув в совокупности 55,5 млн кубических метров, то в этом году можно ожидать лишь незначительного прироста.
— Константин Николаевич, вы согласны с прогнозом аналитиков: стоит ли ожидать снижения темпов рыночного роста?
— В целом согласен. В этом году спад стал наиболее ощутимым, пожалуй, впервые за последние десять лет. Очевидно, в первую очередь это связано с уменьшением объемов строительства. Однако требования к энергоэффективности в УрФО и в Сибири постоянно растут, и это внушает некий оптимизм. С оживлением строительства, когда отрасль получит новые стимулы, например, возврат ипотечного кредитования к докризисным показателям, ситуация выровняется. В общем, глубокого пессимизма не испытываем, но и радоваться происходящему на рынке нет особых причин.
— Какие теплоизоляционные материалы сегодня наиболее востребованы?
— В структуре потребления теплоизоляционных материалов в России около половины объемов приходится на каменную вату. Это базальтовый утеплитель, который используется как качественный материал для утепления любых сооружений и зданий. Именно рынок каменной ваты в последние годы демонстрировал наиболее высокие темпы роста — в отличие от стекловаты. На сегодняшний день не существует более эффективных технологий и по цене, и по качеству. И альтернативы по замене каменной ваты каким-то другим материалом пока нет.
— Региональные производители способны в полной мере закрыть внутренний спрос?
— Да, конечно. Рынок Челябинской области не является приоритетным для внутреннего производителя: по сути, наша продукция конкурентоспособна на территориях в радиусе 1000 километров что для нашего завода, что для наших конкурентов. Производителей минераловатной плиты в нашем регионе немало, каждый занимает свою долю рынка, но они живут еще и за счет сбыта продукции в соседние регионы — от Самары до Сургута.
— Сбытовая стратегия остается прежней?
— Взаимное проникновение сегодня минимизируется, производители начинают активнее работать внутри своих регионов. Например, есть завод в Самаре, с которым мы раньше плотно конкурировали. Сейчас они начинают сокращать свое присутствие на рынках нашего региона, а мы постепенно уходим из Самарской области. То же самое можно сказать и про завод в Уфе. То есть конкуренция сегодня уходит в плечо доставки. Транспортные расходы являются серьезной составной частью конечной стоимости, поэтому люди сейчас стараются покупать там, где ближе.
Поделиться