Создание «крестьянского холдинга» даст «малышам» АПК шанс на вхождение в торговые сети
На круглом столе, прошедшем в рамках агроярмарки-форума «Урожай‑2015», была озвучена идея создания регионального фермерского кластера.
- Чудес никто не ждет. Экономика Челябинской области пойдет в рост не раньше 2018 года
- В минимущества региона рассказали, как южноуральцы могут приобрести землю без аукциона
Молочный союз
Напомним, что зайти в торговые сети для фермеров сегодня задача практически невыполнимая: нужно выстроить логистику, хранение и переработку сельхозпродукции, обеспечить ее регулярные поставки в торговлю. При малых крестьянских объемах в одиночку эту проблему не решить.
— У нас созрела идея на началах внутрирегиональной кооперации организовать своего рода «колхоз», который сможет на равных конкурировать с оптовыми поставщиками продуктов, — говорит Александр Гладилов, и. о. исполнительного директора Союза крестьянско-фермерских хозяйств и сельхозкооперативов Челябинской области. — Такой региональный фермерский кластер можно «отсегментировать» по направлениям, создав при нем молочный, картофельно-овощеводческий, а в перспективе и «мясной» кооперативы по закупу и реализации сельхозпродукции. И такие кооперативы предлагается создать не «на пустом месте», а с участием местных малых предприятий с большим опытом работы с торговыми сетями. В ноябре мы соберем фермерскую конференцию, на которой планируем образовать кластер. Но без поддержки государства на первых порах не обойтись, и мы будем ходатайствовать в минсельхозе о выделении будущим сельхозкооперативам федеральных грантов на создание инфраструктуры.
По задумке одним из кооперативных сегментов фермерского кластера может стать «молочный союз» с переработчиками от малого бизнеса. В качестве его первичного звена готова выступить фирма «Вкус еды», у которой уже выстроены связи с ритейлерами, есть и переработка молока.
— Нашу компанию не назовешь крупным игроком молочного рынка, в ней всего 10 работников, — делится Марина Подольская, экономист фирмы «Вкус еды». — Но у нас в поселке Солнечном Сосновского района есть свой мини-цех по переработке молока, где выпускаем творог, сметану, сливки, адыгейский сыр. Планируем в рамках импортозамещения и организовать производство твердых сыров. Но при этом возникает немало проблем, и, пожалуй, главная — сырьевая. В области не хватает молока, а крупные хозяйства предпочитают иметь дело с молзаводами, вот и приходится везти сырье из Башкирии, Курганской и Тюменской областей. Но если скооперироваться с местными фермерами, проблема будет решена.
Переработчики готовы оказывать фермерам и юридические, консалтинговые, бухгалтерские услуги, помогать в получении субсидий. Дополнительный плюс: у фирмы заключены договоры о поставках с торговыми сетями — к примеру, с «Молнией», «Спаром», «Деметрой», «Союзом», ведутся переговоры с региональными мини-сетями магазинов шаговой доступности агрохолдингов «Ариант» и «Равис». А в перспективе не исключено и создание собственной фермерской сети сельхозкооператива, где будет продаваться экологически чистая молпродукция от производителя.
Виртуальный торг или картошка «в складчину»
Но фермерский кластер — это не только молоко, но и мясо с сельских подворий, яйца, прочие продукты животноводства. Но как организовать сбыт этой «штучной продукции», с которой зайти в торговые сети вряд ли получится?
— Выход есть — это торговля через Всемирную паутину, — считает Ольга Михайлова, директор интернет-магазина «Погребок-Челябинск», уже реализующего фермерские продукты через глобальную сеть. — Мало того, у нас уже создана и собственная переработка — изготавливаем квашеную капусту, корейскую морковь, соленья из томатов и огурцов. Если будет создан фермерский кластер, мы готовы войти в него либо сотрудничать на партнерских началах.
Здесь уже выстроены партнерские связи с рядом фермерских хозяйств, они поставляют потребителям через интернет-торговлю домашние куриные и перепелиные яйца, охлажденное мясо перепелов, деликатесное мясо цесарки. И это не единственный виртуальный магазин, готовый помочь фермерам обрести своего покупателя.
А как быть со сбытом фермерских овощей и картофеля ? Ведь эта сезонная продукция из разряда «скоропорта», а у крестьян зачастую нет хранилищ, из-за чего ее приходится за бесценок сдавать перекупщикам…
— Это серьезная проблема, — считает фермер из Сосновского района Федор Рыцлов. — В торговые сети пока свою продукцию мы не поставляем, поскольку у них слишком жесткие требования — к примеру, по большим объемам поставок. Вот и приходится продавать картошку и овощи посредникам, что сказывается на конечной цене для потребителя. Пока продукт дойдет до сетей, он дорожает в 3-4 раза! Но если на началах внутриобластной кооперации создать единый центр с большими мощностями по хранению сельхозпродукции, куда картофелеводы-фермеры и хозяева крестьянских подворий будут поставлять ее, то вопрос разрешится.
Поделиться