Владислав Смирнов: «Сверхзадача — не растерять уволенных работников «Уфалейникеля»

10 Марта 2017 Автор: Станислав Смирнов Фото: Вячеслав Шишкоедов
Владислав Смирнов: «Сверхзадача — не растерять уволенных работников «Уфалейникеля»

Летом Верхний Уфалей ждет большая встряска — закрытие градообразующего предприятия с численностью свыше двух тысяч человек. Это основная зона риска, признают в региональной службе занятости.

Однако вместе с тем статистика подтверждает улучшение показателей по безработице — по состоянию на 1 марта количество зарегистрированных безработных в регионе составило 33 959 человек, что на четыре тысячи с лишним ниже аналогичного показателя 2016 года.

Смирнов-Владислав.jpgО ситуации на региональном рынке труда и о том, как областные власти намерены нивелировать негативные последствия предстоящих массовых увольнений, рассказал «ЮП» начальник главного управления по труду и занятости Южного Урала Владислав Смирнов.

ТОСЭР как спасение

— По безработице, если сравнивать мартовскую статистику прошлого и нынешнего года, мы вышли «в плюс» на 4 370 человек. Это много или не очень?

— С учетом недавних количественных значений это на самом деле хорошие цифры. Если еще в 2016 году количество безработных превышало 38 тысяч (это был пиковый показатель прошлого года), то с апреля, то есть уже практически в течение года наблюдается положительный тренд. Думаю, он продолжится,  как и в прошлом году, сейчас все доступные ресурсы мы направляем на снижение безработицы по ходу высокого сезона. Наша задача, условно говоря, войти в показатель 2013 года, потому что уже второе полугодие 2014‑го было осложнено на фоне экономической нестабильности. Положительная динамика прослеживается и по количеству вакансий: если в начале этого года в службе занятости было 15,5 тысячи вакансий (что достаточно низкий показатель для нашего региона), то сегодня эта цифра составляет уже 17 750.

— В феврале более десятка предприятий области предупредили о массовых сокращениях, самые крупные ожидаются в связи с закрытием «Уфалейникеля». Это не помешает планам по снижению безработицы?

— Ситуация на «Уфалейникеле»  самая проблемная. Сейчас там порядка 700 с небольшим человек находятся в простое, в июне мы ждем полного высвобождения всех работников завода. Собственно, это основная зона риска, поскольку Верхний Уфалей — это моногород первой категории, при этом «Уфалейникель» является градообразующим предприятием с численностью 2 204 человека. Неслучайно губернатор Борис Дубровский вплотную занялся этим вопросом еще в январе: фактически еженедельно проводятся совещания, чтобы понимать, какого прогресса мы достигли по мероприятиям, направленным на снижение рисков. Это целый комплекс мер: мы отработали вопрос по количеству технических специальностей в бюджетном секторе города, которые могут быть предложены потерявшим работу, отрабатываем вопрос по взаимодействию с работодателями из близлежащих городов, естественно, в целом отслеживаем генерацию рабочих мест по Верхнему Уфалею. Это около 500—600 рабочих мест в год. Но главная тема — это, конечно же, создание ТОСЭР, потому что потенциальные инвесторы есть, при этом город имеет ряд преимуществ по географическому расположению, обладает серьезной сырьевой базой и хорошим кадровым потенциалом. И в городе относительно небольшая зарплата — это, конечно, минус для получателей зарплаты, но однозначно плюс для инвесторов.

Опасное «приземление»

— Почему же они остаются потенциальными и не спешат с принятием решений?

— Понимаете, у них есть желание зайти на развитую инфраструктуру, на готовые кадры, чтобы не вкладываться в обучение, хотя, на мой взгляд, это неизбежная необходимость с учетом того, какое сложное оборудование сегодня используется. Но чтобы получить максимум выгоды, им нужно зайти в уже установленный режим ТОСЭР со всеми предусмотренными льготами. Поэтому, думаю, сейчас потенциальные инвесторы немного затормозят свою деятельность.

— Между тем присвоение статуса ТОСЭР зависит от скорости принятия соответствующего решения в Минэкономразвития РФ…

— Да, и вот глава Верхнего Уфалея Вера Ускова только что вернулась из очередной поездки в правительство, где проводилось заседание по рассмотрению этого проекта. Насколько я знаю, будет еще несколько таких поездок.

В целом по «Уфалейникелю» предусмотрено три фазы реализации задач. Самой сложной, и мы это хорошо понимаем, будет первая фаза — увольнение сотрудников завода. Вторая — работа по трудоустройству уволенных, и в то же время подготовка к третьей фазе, когда статус ТОСЭР уже будет присвоен, и мы должны будем максимально широко представить инвесторам трудовой потенциал города. При этом нам очень важно в первой и второй фазах не растерять людей, которые будут уволены. Такая вот, я бы сказал, сверхзадача.

— Но им же по большому счету некуда деваться?

— Ну, как сказать… Во-первых, существуют чисто психологические вещи, когда человек, который долгое время не работает, постепенно теряет интерес не только к работе, но даже к зарабатыванию денег. То есть человек «приземляется». У нас уже были прецеденты в моногородах, когда люди, потеряв работу, уходили в натуральное хозяйство, начинали жить, что называется, с огорода. Что касается Верхнего Уфалея, то он приспособлен для такого рода занятий. Нельзя сбрасывать со счетов и неформальную занятость, что тоже не есть хорошо для государства. В принципе, сейчас мы просматриваем различные варианты решения таких вопросов, в том числе по стимулированию мелких работодателей, чтобы они, получив господдержку, могли бы сгенерировать еще какое‑то количество дополнительных рабочих мест… И все же главная цель — не растерять трудовой потенциал. Если мы с ней справимся, город перейдет в фазу роста, в том числе и по зарплате. Задача сложная, но мы к этому готовимся, уже выстроены отношения с руководством предприятия, тесно взаимодействуем с администрацией города, центр занятости уже озадачен по полной программе.

Нереальное высвобождение

— Какие еще предприятия в зоне риска?

— В постоянном мониторинге у нас сейчас 11 предприятий, в рамках массовых увольнений в ближайшие три месяца предполагается к высвобождению 1651 человек. На ЧТЗ в результате оптимизации производственных мощностей в ближайшие три месяца планируется увольнение 278 человек. Это самая крупная заявка на ближайшие три месяца, но для предприятия, где до сих пор работает 6 555 человек, это, в принципе, небольшие цифры. И ЧТЗ, слава богу, находится в Челябинске, где всегда очень большой рынок вакансий. Если что‑то произойдет негативное, отреагируем быстро и эффективно.

Также следим за ситуацией на «Мечеле», но там мы не ожидаем массовых сокращений. Там просто была некоторая паника, когда пришел новый гендиректор и началась оптимизация подразделений. Сейчас известно, что оптимизация будет проводиться за счет естественного движения персонала,  почти с закрытым приемом новых работников, то есть они пытаются внутри оптимизировать численность. В мониторинге также два подразделения «Уральской кузницы», но там, я так понимаю, не будет массового высвобождения — есть основания полагать, что они будут потихонечку выходить из кризисной ситуации. Кроме того, есть проблема с Бакалом — на «Бакальском рудоуправлении» в простое находится 320 человек (из 1119, работающих на предприятии). Кстати, по этой ситуации есть серьезная подвижка — 6 марта правительством РФ установлен статус ТОСЭР для Бакала.

Понимаете, никому не интересно оказаться в ситуации, когда завтра у вас будет уволено 500 человек. И администрации ведь тоже не стоят на месте. Я считаю, успешно преодолена ситуация с предприятием «Челябинский автобусный транспорт» — от 70 до 90 человек там будут уволены, но это не 800, которые обсуждались изначально.

Надо понимать, что зачастую действия работодателей обусловлены причинами, скорее, юридического и экономического характера, поэтому не предполагают реального высвобождения людей. То есть работодатель, преследуя свои бизнес-цели, фактически переводит сотрудников из одного юрлица в другое. При этом он нас уведомляет об увольнениях, и мы обязаны это учитывать. Если с этими уведомлениями разобраться, то мы порядка 500 человек не увидим в качестве безработных, потому что они будут переведены в другое юрлицо. То есть из реально заявленных 1650 в ближайшие три месяца будет высвобождено 1100 человек. Конечно, в целом ситуация была бы значительно проще и прозрачнее, если бы не Уфалей.

— Сколько денег в этом году будет направлено на выплаты пособий?

— В 2016 году мы освоили 1 млрд 631 млн рублей, Роструд подтвердил аналогичный объем и на этот год. Они просят более тщательно прогнозировать расходы, но с этим проблем не возникает. Мы полностью обеспечены финансовыми ресурсами. И по организационным мероприятиям ситуация понятна. Если бы не некоторые риски, можно было бы однозначно утверждать, что в 2017 году мы будем выходить из тех полукризисных явлений, которые наблюдались в 2015—2016 годы. У нас есть явные основания прогнозировать улучшение ситуации на рынке труда, то есть снижение регистрируемой безработицы и рост банка вакансий. К концу года, думаю, это повлечет за собой увеличение средней зарплаты в отраслевых разрезах.

Поделиться

Вчера | 17:17
Челябинск представит креативный потенциал Урала

В областном центре пройдет окружной форум «Российская креативная неделя».

05.04.2024 | 12:22
Алексей Текслер озвучил инициативы по поддержке российских регионов

Глава региона принял участие в совещании, которое провел Владимир Путин.

31.03.2024 | 12:28
В Челябинской области смогут устанавливать правила работы для «наливаек»

Госдума расширила полномочия регионов для борьбы с такими торговыми точками.

06.03.2024 | 15:33
Юрист объяснил, что ждет «дробильщиков» бизнеса после послания Путина

В послании президента Федеральному собранию были затронуты три вопроса, связанные с правом и предпринимательством.

Новости   
Спецпроекты