Ядерный остров. Журналист «ЮП» увидел, как бьется сердце современной АЭС

22 Мая 2017 Автор: Станислав Смирнов Фото: предоставлено пресс-службой «Росатома»
Ядерный остров. Журналист «ЮП» увидел, как бьется сердце современной АЭС

В Волгодонске, что в Ростовской области, в настоящее время подходит к концу строительство четвертого энергоблока Ростовской АЭС. «Росатом» пригласил российские СМИ оценить масштаб проекта общей стоимостью в 82 млрд рублей. Челябинским журналистам, в регионе которых не первый год идут споры о необходимости строительства АЭС, было особенно интересно посмотреть на атомную стройку. Подробности — в репортаже «ЮП».

Энергетика «Атоммаша»

«Ядерным островом» называется один из комплектов ключевого оборудования для атомной энергетики, которое производится на волгодонском заводе «Атоммаш» (филиал АО «АЭМ-Технологии», входит в структуру «Росатома»). С другой стороны, если пофантазировать, ядерным островом можно назвать и сам город Волгодонск: энергетический центр юга России окружен Сальскими степями, и от ближайших миллионников — Ростова-на-Дону и Волгограда — его отделяют немалые расстояния. «Это, конечно, не край географии, но до самого Волгограда, кроме как на степи, больше смотреть не на что», — признаются местные. Конечно, если не брать в учет Цимлянское водохранилище, на берегу которого и расположен город. Эти 24 кубических километра воды южане чаще называют морем, а на море, согласитесь, можно подолгу засматриваться.

Энергетическим центром южной части страны Волгодонск считается благодаря двум гигантам индустрии — упомянутому «Атоммашу» и Ростовской АЭС. «Атоммаш» начал работу в 1976 году, первый корпус реактора был поставлен на Южно-Украинскую АЭС спустя пять лет. В 2012 году завод вошел в машиностроительный дивизион «Росатома».

По словам директора по производству волгодонского филиала АО «АЭМ-Технологии» Виталия Шишова, сейчас «Атоммаш» занят изготовлением корпуса для самого мощного в мире научно-исследовательского реактора на быстрых нейтронах, который будет работать на научном предприятии в Димитровграде. Вес готового корпуса составит 83 тонны, длина превысит 12 метров, диаметр — 4 метра. Кроме того, ведется работа над выпуском парогенераторов для третьего и четвертого блоков индийской АЭС «Куданкулам», производятся реакторы для Балтийской АЭС. «Также на заводе изготавливается смежная продукция для нефтеперерабатывающих заводов», — добавляет Шишов.

Люди рядом с железными махинами выглядят миниатюрными, в этом есть даже некая комичность. Журналисты замечают кошку, которая гуляет по цеху, и некоторых это забавляет. «Наверное, правильно говорят, что на «Атоммаше» хорошая энергетика», — усмехается одна из участниц пресс-тура.

Волгодонск_IMG_0638.jpg

«Москва — юг»

Волгодонск — один из самых молодых городов страны. Своим рождением он обязан строительству Волго-Донского судоходного канала, которое стартовало в 1949 году. На крупнейшей послевоенной стройке трудились не только пленные немцы, но и жители со всех уголков СССР. Многие из них вернулись домой, многие остались. Поэтому местное население и называют «сборным». В середине 80-х в Волгодонске проживали представители 87 национальностей. Кстати, практическими «своими» здесь считают и калмыков, которые на лето перебираются жить на местные базы: в 200 километрах отсюда, в Калмыкии, слишком жарко, столбик термометра поднимается до 50 градусов (в Волгодонске верхний предел — 45).

В сентябре 1999 года Волгодонск пережил теракт: рядом с девятиэтажным жилым домом № 35 по Октябрьскому шоссе сдетонировал грузовик ГАЗ-53 со взрывчаткой. Погибло 19 человек. Здесь установлен небольшой мемориал памяти погибших, остался и дом, правда, сейчас он выглядит совсем по-другому. После реставрации никто не хотел в нем селиться, но со временем ситуация изменилась.

У города есть один секрет, который, похоже, останется секретом навсегда. В небе над Волгодонском проходит так называемая авиатрасса «Москва — юг». Говорят, стратегические бомбардировщики, пролетая по ней, когда-то «потеряли» несколько снарядов, они упали в Цимлянское море. Их искали около полугода, но безуспешно. Что и неудивительно, учитывая шесть метров иловых отложений. Поиски прекратились, информацию, связанную с возможным инцидентом, засекретили. И до сих пор ему нет ни подтверждений, ни опровержений. У горожан интересная позиция по этому поводу: они считают, что врут и «свидетели» происшествия, и те, кто называет их врунами.

Генеральная репетиция

АЭС в Волгодонске начали строить в 1977 году, первый реактор выпустили через шесть лет. В 1986 году, после аварии на Чернобыльской АЭС, жители запаниковали, и в результате строительство Волгодонской АЭС (а тогда она называлась именно так, Ростовской стала позже) было прекращено. В результате объемы производства на «Атоммаше» упали больше чем вдвое.

Экономика Волгодонска начала приходить в себя в 1999 году, когда стройка была разморожена. Сегодня станция состоит из трех энергоблоков, здесь эксплуатируются реакторы типа ВВЭР-1000 с установленной мощностью 1000 МВт.

И уже подходит к завершению строительство четвертого блока. В машинном зале заканчивается монтаж турбины, она готова на 90 процентов. На ближайшее время намечена постановка турбины на валоповорот, что продемонстрирует готовность оборудования второго контура к выработке электроэнергии. Мощное оборудование, рассчитанное на 1500 оборотов в минуту, купили на Украине, еще до конфликта. С допоставками проблем нет, отмечают в компании «Атомстройэкспорт» («АСЭ», генподрядчик строительства, входит в «Росатом»).

«Мы на финишной прямой, — говорит главный инженер Волгодонского филиала АО «Инжиниринговая компания АСЭ» Александр Галкин. — В ноябре этого года состоится физический запуск блока (то есть будет загружено ядерное топливо), на 10 декабря запланирован энергопуск, а полностью объект будет сдан заказчику в 2018 году». Энергия Ростовской АЭС расходится к потребителям по шести линиям по 500 киловатт, одна из линий пойдет на Крым, добавляет Галкин.

Посторонние, коими и являются участники пресс-тура, привычно отсчитывают движение вверх по лестнице этажами. Но вместо «этаж такой-то» здесь принято говорить «точка такая-то». Атомщики не устают напоминать о правилах безопасности и о том, чтобы никто не отставал от коллектива. Напоминания неслучайны: не так давно две девушки из группы зарубежных журналистов заблудились в бесконечных коридорах блока, потрепав нервы и себе, и гидам. И впрямь, заблудиться здесь легче простого. Вообще, безопасность на объекте культивируется на каждом углу, буквально на каждом лестничном пролете развешаны картинки с различными предостережениями. «Ремешки — за подбородки!» — командуют сопровождающие, раздавая строительные каски.

Мы добираемся до точки № 15, где за многотонными железными дверями тестируется ключевое оборудование. Здесь находится реакторное отделение — сердце АЭС. По пути встречаем процессию во главе с главным инспектором Ростовской АЭС Анатолием Вязьмикиным: представители заказчика совершают обход. Инспектор интересуется, понравилось ли гостям увиденное, и, не дожидаясь ответа, заверяет: «Это еще что, скоро будет гораздо интереснее». Очевидно, атомщики уже предвкушают завершение грандиозного проекта с общим объемом инвестиций в 82 млрд рублей.

В огромном душном помещении с высоченным потолком отрабатывается режим загрузки имитаторов тепловыделяющих сборок в активную зону реактора. Эти имитаторы — точные копии тепловыделяющих сборок, полностью повторяющие их конструкцию, но не содержащие ядерного топлива. Это, можно сказать, репетиция загрузки ядерного топлива в реактор. «В шахту реактора пока загружено 80 имитаторов, на них отрабатываются все режимы», — говорит Галкин.

К слову, один реактор ВВЭР-1000 за год выдает около 20 тонн отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Как ранее писала «ЮП», в марте этого года ПО «Маяк» (г. Озерск, Челябинская область) завершил переработку первой партии ОЯТ Ростовской АЭС. Этот проект, пилотный для «Маяка», был отработан идеально, и теперь комбинат может принимать ОЯТ и с других реакторов такого типа.

Быть или не быть?

В УрФО сейчас действует только одна атомная станция — Белоярская АЭС в городе Заречном (Свердловская область). Нужна ли АЭС Челябинской области — вопрос неоднозначный. О строительстве АЭС на Южном Урале говорили еще в советские годы, и строительство даже началось, но было остановлено в начале 90-х после референдума, когда жители региона проголосовали против.

В последующие годы стройка откладывалась много раз, и в этом вопросе до сих пор нет ясности. В последний раз эту тему муссировали летом прошлого года, когда кабмин РФ озвучил сроки реализации проекта в Челябинской области. Согласно планам, обновленная Южно-Уральская АЭС мощностью 1200 МВт должна выйти на проектную мощность в 2030 году. При этом новая электростанция будет состоять из одного энергоблока с реакторами типа БН-1200 вместо планируемых ранее трех энергоблоков, оснащенных реакторами БН-800. В то же время «Росатом» не подтверждал наличие самого проекта.

В региональном правительстве поддержали идею федерального центра, отметив, что строительство АЭС удешевит электроэнергию в области. Однако есть и сомнения на этот счет. Как заявлял ранее директор по бизнес-анализу и развитию рынков компании «Фортум» Ярослав Рыков, на Южном Урале нет дефицита электроэнергии. «Челябинская область очень хорошо «обвязана» сетями, и при необходимости электроэнергия поступает из других областей, — говорил он. — Например, в зону Урала гигантское количество энергии, 2,5 МВт в час, идет из Тюмени. Так что регион может получать столько энергии, сколько потребуется».

Министр тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Татьяна Кучиц в беседе с «ЮП» также отмечала, что мощностей, которыми располагает регион, вполне достаточно. «Наши станции способны произвести мощности больше, чем нам необходимо, на 15-20 %. Поэтому строить новые объекты нам не нужно», — считает министр.

Волгодонск_crop_blob.jpg
Сегодня | 10:10
В Челябинской области запускают в производство сельхозтехнику завтрашнего дня

Своего рода выставкой инноваций стал демопоказ сельхозтехники, производство которой в рамках импортозамещения освоено на предприятиях региона. Областное совещание по подготовке машинно-тракторного парка к полевым работам прошло на Челябинском компрессорном заводе.

Вчера | 10:29
«Обвал в потреблении неизбежен». В Челябинске прошла конференция для бизнеса

Экономика России растет, но скромными темпами: по итогам февраля этого года ВВП вырос на 1,5 % в годовом исчислении.

16.04.2018 | 10:36
Илья Ройтенберг: «Вместо того чтобы варить пиво, мы думаем, как спасти отрасль»

Непрекращающаяся «охота» депутатов на пиво вынуждает игроков отрасли генерировать идеи ее спасения. Председатель регионального союза пивоваров Илья Ройтенберг считает, что облегчить жизнь и бизнесу, и государству на самом деле не так уж и сложно. Подробности — в нашей беседе.

06.04.2018 | 11:00
Знакомство вслепую. Узбекские и челябинские бизнесмены пока мало знают друг о друге

В Ташкенте открылась российско-узбекская компания RUZAB, которая может стать точкой входа южноуральцев на республиканские рынки. Соучредители торгового дома побывали в Челябинске с намерениями обсудить взаимные интересы и создать почву для конструктивного диалога во время майской делегации челябинцев в Узбекистан. О чем беседовали — в материале «ЮП».

Новости   
Спецпроекты