Ядерный остров. Журналист «ЮП» увидел, как бьется сердце современной АЭС
В Волгодонске, что в Ростовской области, в настоящее время подходит к концу строительство четвертого энергоблока Ростовской АЭС. «Росатом» пригласил российские СМИ оценить масштаб проекта общей стоимостью в 82 млрд рублей. Челябинским журналистам, в регионе которых не первый год идут споры о необходимости строительства АЭС, было особенно интересно посмотреть на атомную стройку. Подробности — в репортаже «ЮП».
- Просчитались? Челябинская область вошла в десятку самых энергодефицитных регионов России
- Спорный эксперимент. В Челябинской области появится первая солнечная электростанция
«Ядерным островом» называется один из комплектов ключевого оборудования для атомной энергетики, которое производится на волгодонском заводе «Атоммаш» (филиал АО «АЭМ-Технологии», входит в структуру «Росатома»). С другой стороны, если пофантазировать, ядерным островом можно назвать и сам город Волгодонск: энергетический центр юга России окружен Сальскими степями, и от ближайших миллионников — Ростова-на-Дону и Волгограда — его отделяют немалые расстояния. «Это, конечно, не край географии, но до самого Волгограда, кроме как на степи, больше смотреть не на что», — признаются местные. Конечно, если не брать в учет Цимлянское водохранилище, на берегу которого и расположен город. Эти 24 кубических километра воды южане чаще называют морем, а на море, согласитесь, можно подолгу засматриваться.
Энергетическим центром южной части страны Волгодонск считается благодаря двум гигантам индустрии — упомянутому «Атоммашу» и Ростовской АЭС. «Атоммаш» начал работу в 1976 году, первый корпус реактора был поставлен на Южно-Украинскую АЭС спустя пять лет. В 2012 году завод вошел в машиностроительный дивизион «Росатома».
По словам директора по производству волгодонского филиала АО «АЭМ-Технологии» Виталия Шишова, сейчас «Атоммаш» занят изготовлением корпуса для самого мощного в мире научно-исследовательского реактора на быстрых нейтронах, который будет работать на научном предприятии в Димитровграде. Вес готового корпуса составит 83 тонны, длина превысит 12 метров, диаметр — 4 метра. Кроме того, ведется работа над выпуском парогенераторов для третьего и четвертого блоков индийской АЭС «Куданкулам», производятся реакторы для Балтийской АЭС. «Также на заводе изготавливается смежная продукция для нефтеперерабатывающих заводов», — добавляет Шишов.
Люди рядом с железными махинами выглядят миниатюрными, в этом есть даже некая комичность. Журналисты замечают кошку, которая гуляет по цеху, и некоторых это забавляет. «Наверное, правильно говорят, что на «Атоммаше» хорошая энергетика», — усмехается одна из участниц пресс-тура.
«Москва — юг»
Волгодонск — один из самых молодых городов страны. Своим рождением он обязан строительству Волго-Донского судоходного канала, которое стартовало в 1949 году. На крупнейшей послевоенной стройке трудились не только пленные немцы, но и жители со всех уголков СССР. Многие из них вернулись домой, многие остались. Поэтому местное население и называют «сборным». В середине 80-х в Волгодонске проживали представители 87 национальностей. Кстати, практическими «своими» здесь считают и калмыков, которые на лето перебираются жить на местные базы: в 200 километрах отсюда, в Калмыкии, слишком жарко, столбик термометра поднимается до 50 градусов (в Волгодонске верхний предел — 45).
В сентябре 1999 года Волгодонск пережил теракт: рядом с девятиэтажным жилым домом № 35 по Октябрьскому шоссе сдетонировал грузовик ГАЗ-53 со взрывчаткой. Погибло 19 человек. Здесь установлен небольшой мемориал памяти погибших, остался и дом, правда, сейчас он выглядит совсем по-другому. После реставрации никто не хотел в нем селиться, но со временем ситуация изменилась.
У города есть один секрет, который, похоже, останется секретом навсегда. В небе над Волгодонском проходит так называемая авиатрасса «Москва — юг». Говорят, стратегические бомбардировщики, пролетая по ней, когда-то «потеряли» несколько снарядов, они упали в Цимлянское море. Их искали около полугода, но безуспешно. Что и неудивительно, учитывая шесть метров иловых отложений. Поиски прекратились, информацию, связанную с возможным инцидентом, засекретили. И до сих пор ему нет ни подтверждений, ни опровержений. У горожан интересная позиция по этому поводу: они считают, что врут и «свидетели» происшествия, и те, кто называет их врунами.
Генеральная репетиция
АЭС в Волгодонске начали строить в 1977 году, первый реактор выпустили через шесть лет. В 1986 году, после аварии на Чернобыльской АЭС, жители запаниковали, и в результате строительство Волгодонской АЭС (а тогда она называлась именно так, Ростовской стала позже) было прекращено. В результате объемы производства на «Атоммаше» упали больше чем вдвое.
Экономика Волгодонска начала приходить в себя в 1999 году, когда стройка была разморожена. Сегодня станция состоит из трех энергоблоков, здесь эксплуатируются реакторы типа ВВЭР-1000 с установленной мощностью 1000 МВт.
И уже подходит к завершению строительство четвертого блока. В машинном зале заканчивается монтаж турбины, она готова на 90 процентов. На ближайшее время намечена постановка турбины на валоповорот, что продемонстрирует готовность оборудования второго контура к выработке электроэнергии. Мощное оборудование, рассчитанное на 1500 оборотов в минуту, купили на Украине, еще до конфликта. С допоставками проблем нет, отмечают в компании «Атомстройэкспорт» («АСЭ», генподрядчик строительства, входит в «Росатом»).
«Мы на финишной прямой, — говорит главный инженер Волгодонского филиала АО «Инжиниринговая компания АСЭ» Александр Галкин. — В ноябре этого года состоится физический запуск блока (то есть будет загружено ядерное топливо), на 10 декабря запланирован энергопуск, а полностью объект будет сдан заказчику в 2018 году». Энергия Ростовской АЭС расходится к потребителям по шести линиям по 500 киловатт, одна из линий пойдет на Крым, добавляет Галкин.
Посторонние, коими и являются участники пресс-тура, привычно отсчитывают движение вверх по лестнице этажами. Но вместо «этаж такой-то» здесь принято говорить «точка такая-то». Атомщики не устают напоминать о правилах безопасности и о том, чтобы никто не отставал от коллектива. Напоминания неслучайны: не так давно две девушки из группы зарубежных журналистов заблудились в бесконечных коридорах блока, потрепав нервы и себе, и гидам. И впрямь, заблудиться здесь легче простого. Вообще, безопасность на объекте культивируется на каждом углу, буквально на каждом лестничном пролете развешаны картинки с различными предостережениями. «Ремешки — за подбородки!» — командуют сопровождающие, раздавая строительные каски.
Мы добираемся до точки № 15, где за многотонными железными дверями тестируется ключевое оборудование. Здесь находится реакторное отделение — сердце АЭС. По пути встречаем процессию во главе с главным инспектором Ростовской АЭС Анатолием Вязьмикиным: представители заказчика совершают обход. Инспектор интересуется, понравилось ли гостям увиденное, и, не дожидаясь ответа, заверяет: «Это еще что, скоро будет гораздо интереснее». Очевидно, атомщики уже предвкушают завершение грандиозного проекта с общим объемом инвестиций в 82 млрд рублей.
В огромном душном помещении с высоченным потолком отрабатывается режим загрузки имитаторов тепловыделяющих сборок в активную зону реактора. Эти имитаторы — точные копии тепловыделяющих сборок, полностью повторяющие их конструкцию, но не содержащие ядерного топлива. Это, можно сказать, репетиция загрузки ядерного топлива в реактор. «В шахту реактора пока загружено 80 имитаторов, на них отрабатываются все режимы», — говорит Галкин.
К слову, один реактор ВВЭР-1000 за год выдает около 20 тонн отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Как ранее писала «ЮП», в марте этого года ПО «Маяк» (г. Озерск, Челябинская область) завершил переработку первой партии ОЯТ Ростовской АЭС. Этот проект, пилотный для «Маяка», был отработан идеально, и теперь комбинат может принимать ОЯТ и с других реакторов такого типа.
Быть или не быть?
В УрФО сейчас действует только одна атомная станция — Белоярская АЭС в городе Заречном (Свердловская область). Нужна ли АЭС Челябинской области — вопрос неоднозначный. О строительстве АЭС на Южном Урале говорили еще в советские годы, и строительство даже началось, но было остановлено в начале 90-х после референдума, когда жители региона проголосовали против.
В последующие годы стройка откладывалась много раз, и в этом вопросе до сих пор нет ясности. В последний раз эту тему муссировали летом прошлого года, когда кабмин РФ озвучил сроки реализации проекта в Челябинской области. Согласно планам, обновленная Южно-Уральская АЭС мощностью 1200 МВт должна выйти на проектную мощность в 2030 году. При этом новая электростанция будет состоять из одного энергоблока с реакторами типа БН-1200 вместо планируемых ранее трех энергоблоков, оснащенных реакторами БН-800. В то же время «Росатом» не подтверждал наличие самого проекта.
В региональном правительстве поддержали идею федерального центра, отметив, что строительство АЭС удешевит электроэнергию в области. Однако есть и сомнения на этот счет. Как заявлял ранее директор по бизнес-анализу и развитию рынков компании «Фортум» Ярослав Рыков, на Южном Урале нет дефицита электроэнергии. «Челябинская область очень хорошо «обвязана» сетями, и при необходимости электроэнергия поступает из других областей, — говорил он. — Например, в зону Урала гигантское количество энергии, 2,5 МВт в час, идет из Тюмени. Так что регион может получать столько энергии, сколько потребуется».
Министр тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Татьяна Кучиц в беседе с «ЮП» также отмечала, что мощностей, которыми располагает регион, вполне достаточно. «Наши станции способны произвести мощности больше, чем нам необходимо, на 15-20 %. Поэтому строить новые объекты нам не нужно», — считает министр.
Поделиться