Они победили молча. Челябинским студентам «Манекена» в Бельгии аплодировали стоя
Участники студии маленького «Манекена» из ЮУрГУ (не следует путать с большим «Манекеном») встретились с журналистами медиахолдинга «Гранада Пресс».
- 70 минут цветного детства. Троичане первыми в России увидят фильм, снятый нашим земляком
- Почему режиссеры-кукольники считают, что в стране парализована система поддержки культуры
- Чертовщина в театре. Актеры Молодежного театра продали душу за эксперимент
Поводом для встречи стала недавняя поездка в Бельгию, где студийцы успешно выступили со своим спектаклем «CAFE».
Руководитель студии Владимир Филонов, режиссер Юлия Малышева, актриса Наталья Широкова и актер Илья Втюрин рассказали о своем участии в театральном фестивале в Бельгии, где были единственным коллективом, представлявшим Россию.
Напомним, что в бельгийском городе Льеже проходил 35-й Международный фестиваль университетских театров RITU.
В этом престижном театральном форуме традиционно участвуют студенческие коллективы со всего мира. На этот раз на фестивальную сцену выходили студенты-актеры из Испании и Франции, Болгарии и Камеруна, Мали и Косово и даже Конго. Всего в фестивальную афишу вошли 15 постановок.
Стоит отметить, что RITU — это один из старейших форумов не только в Европе, но и во всем мире. Фестиваль не наградной. Это, скорее, встреча друзей и, конечно же, полезный обмен опытом.
Сами организаторы фестиваля говорят, что его главная цель — развитие и стимулирование театрального образовательного и творческого процесса на уровне университетского или другого высшего обучения.
Для фестиваля в Льеже челябинские актеры «Манекена» уже не новички. Еще в 2010 году студия привезла с собой на фестиваль спектакль «Сказки женщин», поставленный руководителем «Манекена», режиссером Владимиром Филоновым. На этот раз «Манекен» показал фестивальной публике совершенно необычную пластическую постановку «CAFE», премьера которой состоялась еще в 2015 году. Режиссер делает своими героями музыканта, певицу, официантку, посетителей и других обитателей французского кафе.
В визитке спектакля отмечается, что его действие разворачивается в атмосфере, где перемешиваются звуки музыки, запах кофе и надежды случайных посетителей на то, что, возможно, именно это мгновение сделает их немного счастливее.
— Спектакль без слов, — рассказывает Владимир Филонов. — Возможно, именно поэтому на фоне других спектаклей он смотрелся очень выигрышно. А вообще как таковое слово в театре — это вершина, которую новичкам покорить очень сложно. Умение передать через слово мысли и желания приходит к актеру лишь через несколько лет игры на сцене.
Для зрителей спектакль без слов — это эксклюзив. Немой спектакль — это своеобразный манок, чтобы привлечь публику. К слову сказать, для самого Филонова такое сценическое выражение ближе еще и потому, что сам он начинал с пантомимы.
Когда спектакль еще живой
— Мы изначально задумывали «CAFE» как пластический спектакль, — добавляет Юлия Малышева. — Как нам казалось, слово в этом спектакле не дает такого эффектного эмоционального заряда, при этом звучит как бы фальшиво.
По словам Юлии Малышевой, фестивальная публика в Бельгии реагировала гораздо свободнее в отличие от челябинских зрителей.
Она признается, что это не только ее спектакль, это командная работа. При этом режиссер допускает возможность того, что спектакль этот постоянно трансформируется: «Он же живой»!
Развивая мысль коллеги, Филонов добавляет: «Если спектакль со временем не требует изменений, его надо убирать, поскольку он уже дошел до своего логического конца и расти дальше он не будет, это уже мертвый спектакль».
То, что Юлия Малышева не боится экспериментов на сцене, красноречиво подтверждает смелый и даже в чем-то дерзкий спектакль «Семь» поставленный по хрестоматийной повести Леонида Андреева «Рассказ о семи повешенных», со времени премьеры которого не прошло и полгода.
Считается, что это произведение — одно из самых противоречивых в творчестве писателя, в котором исследуется душа и мозг человека на грани жизни и смерти. Это практически документальная, с хирургической точностью воссозданная история на основе реальных людей и событий (не случайно поставлен возрастной ценз 18+).
— В этом спектакле нет главного героя, равно как нет и второстепенных, — объясняет Юлия. — Все семеро героев равноценны и равноправны.
И снова возвращаясь к бельгийскому фестивалю, Владимир Филонов замечает, что постановку челябинцев приняли очень тепло.
— Это практически единственный спектакль, по окончании которого зал встал и долго аплодировал, — рассказывает руководитель «Манекена». — После этого мы получили сразу четыре приглашения на другие престижные фестивали в Швейцарии, Эстонии, в Польше и в Москве.
Поделиться