«Амадеус» в конверте. В Златоусте завершился десятидневный театральный марафон

3 Октября 2018 Автор: Марат Гайнуллин Фото: официальный сайт губернатора Челябинской области
«Амадеус» в конверте. В Златоусте завершился десятидневный театральный марафон


Вот и состоялась в Златоусте церемония закрытия XXIX областного фестиваля профессиональных театров Южного Урала «Сцена‑2018».

В течение почти десяти дней фестиваль заставлял плакать и смеяться жителей Челябинска, Сатки, Миасса и Златоуста. Вместе со зрителями жюри конкурса увидело спектакли, представленные шестнадцатью театрами области. Отсмотрело и оценило: Гран-при фестиваля получили магнитогорские создатели спектакля «Амадеус».

Поиск триумфаторов

Самым неожиданным провалом фестиваля стало… блистательное отсутствие практически всех виновников торжества — тех, кого, собственно говоря, и должны были награждать прибывшие специально для этого высокие гости. В их числе были ведущие театральные деятели столицы, депутат Госдумы Елена Ямпольская, губернатор Челябинской области Борис Дубровский. Но практически никому из них так и не повезло: вручать награды приходилось коллегам победителей, случайно или нет оказавшихся в этот момент в зале. Губернатор не преминул обратить внимание на это «досадное недоразумение», не без иронии заметив, что он вместе с парламентарием, очевидно, «самые незанятые люди».

Впрочем, миссия, которая выпала на долю главы региона, увенчалась успехом: лауреаты на этот раз в зале все-таки оказались. А «голливудская» интрига со вскрытием конверта с именами победителей действительно стала сюрпризом: сразу два магнитогорских театра — оперы и драмы — стали победителями фестиваля, получив за свою совместную постановку «Амадеус» Гран-при «Сцены‑2018». Впрочем, это была чистая победа, что, кстати, подтвердили и независимые театральные критики, члены жюри фестиваля.

Лучшей работой режиссера признан спектакль Сергея Ягодкина «Капитанская дочка»  Магнитогорского театра куклы и актера «Буратино». Примечательно, что этот же спектакль победил и в номинации «Лучшая работа сценографа». Еще две ведущие номинации — «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль» — достались актерам Челябинского молодежного театра, занятых в спектакле «Тартюф». Это Наталья Чиликина и Алексей Согрин.

Несмотря на отсутствие победителей и лауреатов фестиваля на сцене в их звездный час, Борис Дубровский искренне пожелал им новых творческих идей и профессионального успеха. По его словам, этот фестиваль как раз и проводится для того, чтобы как можно больше южноуральцев, живущих в городах, где нет пока театров, смогли прикоснуться к прекрасному.

Это культурный воздух

Лебедина.jpgЛюбовь Лебедина, кандидат искусствоведения, театральный критик, редактор отдела культуры газеты «Трибуна» (г. Москва): 

— Не буду льстить и лукавить, говоря, что на фестивале «Сцена‑2018» мне вдруг открылась совершенно новая театральная эстетика. Тем не менее я наполнилась яркими впечатлениями. И самое сильное из них, конечно же, осталось от спектакля «Амадеус» — совместной работы Магнитогорского театра драмы и Магнитогорского оперного театра. И мы, члены жюри, единогласно дали ему Гран-при. А вот Челябинский театр драмы, как мне кажется, выбрал для фестиваля не совсем удачный спектакль. Я всегда очень ценила постановки самого Наума Орлова. А на этот раз спектакль «Простые истории» не показал всего творческого потенциала труппы.

В эти дни я впервые в своей жизни побывала на передвижном фестивале. И в этом главная особенность «Сцены». И сам факт того, что фестиваль «Сцена» проходит в малых городах Челябинской области, очень многое дает зрителям, большинство из которых оторваны от театральной культуры. А когда к ним приезжают театральные коллективы, это привносит культурный воздух и в город, и его жителям.

Вообще же у меня не было разрушений в представлениях о том, что такое театр столичный и театр провинциальный, потому что часто бываю в глубинке и люблю провинцию и очень ценю провинциальных актеров. Понимаете, театр — это понятие не географическое. Иногда попадаешь в такую тьмутаракань и вдруг именно там открываешь таких актеров, которые могли бы дать большую фору столичным артистам. Очень многое зависит от лидера: есть он в театре — есть и сам театр.

Глаза, уши и сердце

Федорова.jpgЛюдмила Федорова, заслуженный работник культуры РФ, заместитель председателя секции критиков Челябинского отделения СТД РФ:

— Меня часто спрашивают, по каким критериям я оцениваю спектакль? Художественные достоинства, содержательность и вообще, чтобы было просто интересно смотреть. Для меня лично есть три критерия того, как я воспринимаю и оцениваю спектакль: голова, глаза и сердце. Когда что‑то выпадает из этой триады, то происходит некий перекос, а то и вовсе общее впечатление разваливается. Мне кажется, и сами зрители так и должны воспринимать спектакль — умом, эмоционально, глазами, ушами… Я не считаю себя театральным критиком, а все время говорю, что я — профессиональный зритель и журналист, пишущий о театре очень давно. Поэтому считаю, что имею полное право оценивать театральные работы точно так же, как и зрители.

Перед моими глазами прошли все 29 фестивалей «Сцена». Были у этого фестиваля и перерывы, и очень сложные периоды, были в его биографии и очень крепкие актерские работы. Например, театр «Манекен» в свое время поставил по новеллам О. Генри совершенно чудесный спектакль, в котором были заняты совсем еще молодые актеры. Но каждый из них на сцене была ярчайшая личность!

Однако именно на этом, 29-м фестивале, все было достаточно ровно и каких‑то особенных чудес и таких эмоциональных взрывов, чтобы  ах, увы, не происходило. Челябинский театр драмы, хотя и не получил ни одной награды, но все же представил спектакль необычный, полностью поставленный на пластике. Я вдруг обнаружила, чего раньше не видела, что молодые актеры театра, а их, кстати, было занято в этом спектакле 25 человек — половина труппы! — умеют, оказывается, великолепно двигаться, они такие пластичные! Они так прекрасно танцуют! И пластика собственного тела — это действительно мощнейший инструмент актерского мастерства! И я сама себе сказала: «Слава Богу! Теперь нам и черт не страшен: актеры челябинской драмы умеют играть все!»

Не любить их невозможно!

Дионис.jpgДионисий Абрамов, протоиерей, секретарь Златоустовского епархиального управления:

— Вы спрашиваете, почему видите в театре представителя духовенства? Ничего удивительного: театральное искусство не противоречит церковным канонам, а в труппе Златоустовского театра есть и верующие актеры. Главное, чтобы на сцене не было никакой непотребности. А в театре «Омнибус» такого быть не может! Более того, в репертуаре Златоустовского театра  очень много классических произведений, которые просто рекомендуется смотреть людям верующим. На сцене ставятся Достоевский, Чехов, Тургенев, Островский — все это же кладезь церковной жизни!

Бетехтин-Алексей-Валерьевич-(цвет).jpgАлексей Бетехтин, министр культуры Челябинской области:

— Фестиваль «Сцена» для меня — самый дорогой, самый трепетный. В свое время я был и монтировщиком, и директором театра. Поэтому отлично знаю, что происходит за театральными кулисами — там, где, собственно, живет мир театра. Там живут люди, беззаветно преданные искусству. И не любить их просто невозможно!

1751povcБерезин.jpgАлександр Березин, директор Челябинского театра «Манекен»:

— Мне кажется, это очень здорово придумано, что на фестивале театры играют в разных городах области. Это необычайно оживляет творческую атмосферу самого театра: актеры знакомятся с другим городом, где и зритель другой, которого надо обязательно завоевывать, что‑то доказывать ему, в чем‑то убеждать. В этом есть не просто какое‑то преодоление, а нечто позитивное. Для самих же городов принимать такой фестиваль — дело, конечно же, очень хлопотное. Но это стоит того! Например, зрителям Златоуста посчастливилось посмотреть самые разные спектакли самых разных театров. Мне кажется, это прекрасно! И вот еще что важно. Я уж не знаю, насколько наш губернатор Борис Дубровский увлечен театром, но своим присутствием здесь фигура такого ранга не только подогревает интерес к фестивалю, но и подчеркивает важность его.

13.12.2018 | 10:19
Динозавр пятилетней Евы. Режиссер Олег Хапов — о новом спектакле челябинского Молодежного театра

В Молодежном 22 декабря — премьера по пьесе современного драматурга Светланы Баженовой. Это история о том, как пятилетняя девочка придумывает огромного динозавра, который помогает ей справиться с трудностями, наладить отношения с мамой и найти новых друзей.

11.12.2018 | 13:50
Сто ролей Ларионова. Будущий актер челябинской драмы мечтал стать летчиком

В преддверии 2019 года, который в России объявлен Годом театра, «ЮП» продолжает рубрику «Актеры». На этот раз ее героем стал актер челябинской драмы, заслуженный артист России Николай Геннадьевич Ларионов.

12.12.2018 | 12:17
Не окончена война. Ученикам Яраткуловской школы подарили два металлоискателя

История эта началась еще в начале декабря, когда на прием к председателю Заксобрания Владимиру Мякушу в общественную приемную Дмитрия Медведева приехали глава Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского района Ильгиз Туктаров и учитель местной школы Азат Халилов.

11.12.2018 | 13:50
Сто ролей Ларионова. Будущий актер челябинской драмы мечтал стать летчиком

В преддверии 2019 года, который в России объявлен Годом театра, «ЮП» продолжает рубрику «Актеры». На этот раз ее героем стал актер челябинской драмы, заслуженный артист России Николай Геннадьевич Ларионов.

Новости   
Спецпроекты