Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев
Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.
«До сих пор еще, знаете, открываю некоторые школьные учебники, с удивлением смотрю, что там написано, как будто не про нас, — заметил президент. — Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Просто удивительно! Все что угодно там написано, и о втором фронте, только про Сталинградскую битву ничего не сказано».
Напомним, ранее экспертами минпросвещения был одобрен школьный учебник по истории под редакцией главы Российского военно-исторического общества, помощника президента Владимира Мединского, который заявил, что усовершенствование учебного процесса по истории в школах должно продолжаться. По его словам, «разработан историко-культурный стандарт», и в публикуемых в его рамках изданиях «есть все, что нужно, про Сталинградскую битву».
Замечание президента и соответствующая реакция чиновников минпросвещения до сих пор обсуждаются в педагогических кругах.
Свое видение этой актуальной проблемы, которая, как оказывается, назревала не один год, изложила учитель истории гимназии № 63 города Челябинска Елена Чистякова:
— Те одиннадцатиклассники, которые выпускаются в этом году, действительно пользуются учебниками, в которых про Сталинград лишь 40 строчек, — рассказывает Елена Анатольевна. — Но ведь дело в том, что и новые учебники такие же! Там же ничего не изменилось! И это несмотря на то, что на тему Великой Отечественной войны стало отводиться 16 часов, а раньше было лишь шесть. Беда в том, что в самом учебнике объем этого материала просто смехотворный!
Если говорить опять же о Сталинградской битве, то это лишь маленький кусочек текста буквально в 20 строчек в одном параграфе. В другом параграфе, где речь идет о начале коренного перелома, об оборонительном этапе сказано тоже не более 20 строк, про наступательный этап — тоже строчек 20. А вот о героях сражения не сказано ни-че-го! И то, о чем говорится в этом учебнике, написано, скорее всего, было еще при старой, ельциновской администрации.
— Для примера возьмем какой-нибудь современный учебник. Как и какие акценты в нем расставляются?
— Хорошо! Возьмем учебник для десятого класса по истории России. В описании самого начала войны героем вдруг оказывается Аркадий Гайдар! Конечно же, не одно поколение советских людей запомнило его как замечательного писателя. И только! Весь же «подвиг» Гайдара заключался лишь том, что он просто-напросто не улетел последним самолетом с территории, на которой вот-вот должны были оказаться быстро продвигавшиеся немцы. Писатель остался и погиб — все! Но именно он почему-то оказывается главным героем первого этапа войны с его страшными, кровавыми боями. А про Брестскую крепость просто так буквально и написано: была, мол, такая Брестская крепость, сражалась до конца июля — и все!
Фото из свободных источников
Таким же образом построен практически весь учебник: обо всем, даже самом важном, говорится лишь в назывном порядке. Причем нет никакого добавочного контекста.
— То есть все отдается на откуп учителю?
— Точнее, учителю приходится добавлять к написанному в учебнике как минимум в три раза больше материала! Возникает естественный вопрос: зачем учебник?
Поверху учебника идет серая ленточка, которая иллюстративными фрагментами отражает собой весь XX век! Как одно из важнейших событий — появление плаката «Ты записался добровольцем?», вторым важным событием стал плакат «Родина-мать зовет!» При этом ни одной личности, ни одного лица вообще здесь нет! Но зато в конце помещен портрет Бориса Ельцина. У читателя, естественно, создается впечатление, что весь XX век прошел под знаком первого президента России. Как, скажите, историку можно с этим согласиться?
Поскольку я учитель истории с достаточно большим стажем, то, конечно же, застала время старых советских учебников, затем учебников перестроечных, которые, кстати, были очень неплохими. Если же говорить об объеме материала, то, предположим, той же Сталинградской битве был посвящен целый параграф. Там подробно описывались причины Сталинградской битвы, причины выхода немцев к Волге, занятия ими Кавказа, трагедия Крыма. Также подробно описывается оборонительная часть операции, рассказывается о том, как планировалось контрнаступление с его блестящими операциями «Кольцо», «Сатурн», «Уран», «Малый Сатурн». Упоминаются и герои Сталинградской битвы, в том числе Михаил Паникаха, живым факелом остановивший вражеский танк, а также наш земляк, снайпер Василий Зайцев, уничтоживший 225 солдат и офицеров германской армии. То есть дети понимали, что герои-то были! Да еще какие!
Вам скажет любой учитель истории, что формирование понятий, имен должно обязательно происходить! А здесь в теме битвы за Москву нет даже имени Зои Космодемьянской. Понимание подвига народа в этих учебниках вообще напрочь отсутствует! И если школьник будет пользоваться одним лишь учебником, то ему будет совершенно непонятно, кто же все-таки воевал…
Между тем были совершенно замечательные ленинградские учебники по истории Отечества, написанные еще в 1992 году Людмилой Жаровой и Ириной Мишиной.
— Вы их сохранили?
— Не просто сохранила! Я ими очень дорожу и по ним иногда репетиторствую с детьми. Но на урок эти учебники принести я не имею права, поскольку сегодня, увы, социальный заказ иной.
Поделиться