Мыслить движением. Челябинский театр современного танца представил «несинхронный» спектакль

22 Февраля 2019 Автор: Светлана Симакова Фото: Вячеслав Шишкоедов
Мыслить движением. Челябинский театр современного танца представил «несинхронный» спектакль


Год театра в филармонии проходит с участием знаменитого челябинского Театра современного танца. На сцене концертного зала имени Сергея Прокофьева он показал четыре спектакля: «Несинхронно», «Год без любви», «Беляш» и Error. «Несинхронно» —самая свежая постановка художественного руководителя Ольги Пона.

Об этой работе, премьере 2018 года, Ольга Пона говорит так: «Я сделала ее только для женского состава театра. В течение спектакля исполнительницы не только танцуют, но и произносят текст: они рассказывают о том, что для каждой из них значит быть танцовщицей».

Языком тела

Говорить о сюжете спектаклей театра современного танца всегда сложно. Не потому, что не о чем, напротив, каждый зритель может вообразить свою историю, его фантазии ничем не ограничены и всячески поощряются.

 10_Пона-Ольга.jpg— Современный танец — это прежде всего умно двигающееся человеческое тело, которое завораживает, от которого ты глаз не можешь оторвать, — подчеркивает Ольга Пона. — Танцовщик размышляет методом движения своего тела, как будто бы размышление происходит на твоих глазах. Это я называю умным, глубоким, серьезным танцеванием, а вовсе не иллюстрацией истории. Я хотела бы, чтобы так было, чтобы каждый зритель складывал свою историю, если он в ней нуждается. Современное искусство именно этим и актуально: оно не навязывает, не морализирует, не дает ответов; оно ставит вопросы, и каждый зритель ищет ответы сам.

Хотя есть в репертуаре театра и спектакли с литературной фабулой, например, «Год без любви» по одноименному произведению Евгения Гришковца. Но у «Несинхронно» литературной подкладки нет, только идея.

Пона 01.JPG

 — Любой спектакль завязан на идее и движим ею, — соглашается Ольга Пона. — Автор зачастую вполне формулирует ее. Но банального сюжета в традиционном его понимании современное искусство избегает. Нам незачем сочинять историю, для этого есть традиционное искусство. Хотя, если кто-то захочет рассказать историю средствами современного танца, никто это ему не запретит.

 Моя история спектакля «Несинхронно» сложилась из многих составляющих, как калейдоскоп: из слов, произносимых со сцены актрисами, из музыки, из моего личного на тот момент настроения. Но самый большой, я бы даже сказала сверкающий осколок этого калейдоскопа — красота тел танцовщиц в момент движения.

Пона 05.jpg

 Самый поверхностный, на мой взгляд, слой истории в «Несинхронно»: героини спектакля — обычные женщины, которые любят, ревнуют, воспитывают детей, хотят быть красивыми, счастливыми, любимыми…

 Но идем глубже: во-первых, они — танцовщицы. И во-вторых, и в-третьих … и даже сон их — танец, и мыслят они не словами, а движениями.

Пона 02.jpg

 И еще глубже: этот спектакль раскрывает возможности и смыслы человеческого тела, его механику. Как мы знаем, ничего идеального в нашем мире нет. Нет идеальной красоты. И фигуры танцовщиц далеки от совершенства, если они неподвижны. Но как только актрисы театра начинают танцевать, зритель понимает, что они пример того совершенства, к которому человек должен стремиться. Получается, что движение — это не только жизнь, как любим мы повторять, это путь к эталону красоты человека.

Пона 07 .jpg

В потоке движений

Вот один из зрительских откликов на спектакли Челябинского театра современного танца: «Эта бесконечная пластика, тонкий юмор, глубокий смысл. Улыбаюсь, и одновременно слезы текут по щекам. Такое вот состояние во время спектакля. Сокровенно и просто. Ни о чем и обо всем».

 В 2017 году челябинский Театр современного танца отметил 25-летие. Он давно известен не только в России. В его истории десятки самых престижных международных фестивалей современного танца, множество призов и дипломов. Шестнадцать раз постановки номинировались на главную театральную премию страны «Золотая маска» и дважды ее получили. Театр может выступать на любой площадке и всюду вызывает зрительский отклик.

пона 4театр-Ольги-Пона_Шишкоедов_DSC6181.jpg

 Самые пристрастные критики в области современной хореографии часто отмечают, что челябинский Театр современного танца — один из «китов», на которых стоит отечественный контемпорари. И удивляются парадоксу челябинской труппы, где «каждый танцовщик (танцовщица) — индивидуальность, узнаваем на сцене, представляет неповторимый штрих в облике труппы. И при этом… все они органично вливаются в единый движенческий поток».

Движенческий поток… Спектакль «Несинхронно» длится 1 час 20 минут. Сколько же сложнейших, красивейших движений и жестов умещается в этом отрезке времени! Дух захватывает от предполагаемой цифры. И оттого, что высочайшего уровня профессионалы живут и работают в твоем городе.

Пона 03.jpg

Сегодня | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

17.10.2019 | 17:37
Правда через смех. Почему огромное количество спектаклей ставится интернетом

За три года «Центр ненормативной лирики» стал в Челябинске местом сосредоточения современной драматургии, успешным независимым театральным проектом. Здесь не ругаются матом, несмотря на название. «Ненормативность» проявляется, скорее, в отходе от равнодушного восприятия современной жизни, сложной и порой абсурдной. Здесь пытаются понять, что происходит в мире и как в нем не потерять себя. ЦНЛ верен себе и поставленной задаче. В чем она, эта задача, заключается, мы спросили у создателя центра, актера Челябинского молодежного театра и режиссера Бориса Черева.

21.08.2019 | 12:19
Начали с Моцарта. В Челябинске прошла первая репетиция нового симфонического оркестра

Что такое первая репетиция вновь созданного оркестра? Это прежде всего знакомство музыкантов — профессиональное и человеческое. Оно состоялось. Сегодня можно сказать, что у Челябинска (наконец-то!) есть большой симфонический оркестр.

09.08.2019 | 15:06
Попрошайка или бренд? Режиссер и директор размышляют о роли театра в современном мегаполисе

История Камерного театра в Челябинске началась в конце 1980-х — не самое лучшее в финансовом плане время. Но он выжил, потому что сразу завоевал интерес зрителей и с начала 1990-х получил поддержку из бюджета региона, став государственным. Об идеалах и реалиях отдельно взятого маленького театра в условиях современной экономики и социальной политики размышляют его директор Илья Коломейский и главный режиссер Виктория Мещанинова.

Новости   
Спецпроекты