О шедеврах и зрителях. Почему челябинцев разочаровала «парижская» выставка
Поговорим сегодня о «Выставке шедевров мастеров парижской школы» в челябинском Музее изобразительных искусств. Я давно живу в Челябинске, у меня здесь много знакомых. Вот уже две недели я без передышки отвечаю на вопросы об этой выставке.
- Энергия невесомости. Театр современного танца обживает новый дом
- За что троицкий художник ненавидит Малевича
Почему так много людей, явно разочарованных?
Читаем афишу
Давайте внимательно читать афишу, тем более что музей повторяет этот опыт не в первый и даже не во второй раз.
Не поленимся, выйдем из трамвая или автобуса и посмотрим, что нам обещают за наши деньги. ПИКАССО нам обещают, ДАЛИ, ШАГАЛА и МАТИССА — вот таким вот огромным шрифтом. Мелко напечатано название выставки. В левом уголочке совсем мелко, но все же указано, что покажут графику.
А что такое «более 30 мастеров»? Что, организаторы, которые нам это привезли, не удосужились «сосчитать» авторов шедевров? И не затеряются ли там, среди этих тридцати художников обещанные нам Матисс и Пикассо?
Также мелким шрифтом нам пишут, что они экспонировались в Эрмитаже. Шагал и Дали? Или вот эти листы прямо из Эрмитажа к нам приехали?
Следующий вопрос: что такое «только оригиналы»? В печатной графике это отдельный вопрос для специалистов —– что считать авторским листом.
И, наконец, кто он — этот благодетель, который нам эти шедевры привез? Почему он себя в афише даже мелким шрифтом не указал? Название галереи, имя коллекционера? С другой стороны, можно понять. Мелким шрифтом, наверное, слишком уж скромно, а крупным... Как фамилия звучит?
Раз ее в афише нет, пойдем на сайт музея.
Батюшки, а тут написано «оригиналы из Эрмитажа»!
Правда, чуть ниже сообщается, что «проект предоставлен Санкт-Петербургской галереей современного искусства PS Gallery из собственной коллекции и личного собрания Марка Башмакова». Надо же. А что принадлежит галерее, что — коллекционеру и кто с Эрмитажем договаривался? Вообще-то я шучу, если что…
Смотрим не надрываясь
Это мы с вами читали афишу. Очень, я вам скажу, полезное занятие! На выставку шедевров я не собиралась (ввиду недоверия по отношению к прочитанному), тем более в Челябинске за последние две недели открылись девять (!) выставок. Просто только успевай на вернисажи! Но неожиданно нарисовалась моя озверевшая подруга (одна из лучших театральных администраторов Челябинска, между прочим) и на повышенных тонах рассказала, как она, ее дочь, ее внук-школьник посетили выставку, «ни-че-го» не поняли, обещанных шедевров не увидели, денег прорву истратили!
И пошла я на выставку. «Шедевры мастеров парижской школы», если помните. Мне кажется, свою громкую рекламу выставка все-таки не оправдывает. Не зря так много недовольных. Просто потому, может быть, что не графикой были названные мастера знамениты в первую очередь. И насчет шедевров можно с устроителями поспорить.
Многочисленные большие принты с датами жизни художников и энциклопедическими справками мало что зрителю объясняют и занимают слишком много экспозиционной площади, тесня сами произведения. При этом вопросы, что такое литография, офорт, чем отличаются листы книжной иллюстрации от станковой гравюры, эти вопросы, имеющие к выставке прямое отношение, повисают в воздухе. Содержательно экспозиция получилась тоже тяжеловатой. Если мы говорим о рубеже веков, причем здесь работы Делакруа? Вообще, имена Антони Клаве, Бернара Бюффе и многих других художников, соединяясь с авторами иллюстрируемых ими текстов, производят такой содержательный «шум», что ребенку «от 12» (так рекомендовано в афише) без профессионального сопровождения здесь делать нечего. Так мне кажется.
Об удовольствиях и вежливости
Кстати, книга отзывов демонстрирует за небольшим исключением полное удовлетворение посетителей и благодарности экскурсоводам. Только один мальчик нашел «картины» странными, а другой, вероятно, постоянный, посетитель вежливо посетовал музею на то, что они увлеклись графикой, а иногда хотелось бы и живопись посмотреть.
Я выставку посмотрела и получила свое профессиональное удовольствие, хотя по отзывам коллег была готова к худшему. Надо было раньше прийти. Литографии показались мне менее интересны, чем офорты. По технологическому качеству хороши работы Шемякина. Он там тоже есть, направо от Пикассо.
Просто эта экспозиция в основной своей части больше похожа на комментарий к художественной жизни Парижа рубежа веков, чем на главные ее свершения. К настоящим шедеврам, которых всегда ждут зрители, она имеет опосредованное отношение. В большинстве своем это, как говорят коллекционеры, «работы не первого ряда» как в художественных собраниях, так и в биографиях тех знаменитых мастеров, о которых так натужно кричит афиша.
Я о том, что цена билета, сравнимая с ценой в нью-йоркский «Метрополитен» или в тот же Эрмитаж, она как-то обязывает музей быть более вежливым в своих отношениях со зрителями.
P.S. А как же выставки, инсталляции, акции на фестивале «Дебаркадер»? А выставка портрета Елены Щетинкиной в Публичной библиотеке? Экспозиции Евгения Черепанова из Озерска и челябинца Евгения Рябова в Выставочном зале Союза художников России? А живопись любимой челябинцами троичанки Галины Левшич в филармонии? И даже это не полный перечень.
Вот таким щедрым на художественные события случился ноябрь.
Комментарий
Александр Венергольд, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Челябинского государственного музея изобразительных искусств:
«Хочу обратить внимание на то, что про графику на афише специально выделено красным. Причем сделано это с указанием, что это действительно оригинальная графика и что она экспонировалась в Эрмитаже.
Подчеркну, что оригинальных картин большинства авторов, которые представлены на выставке, в России попросту нет и их никогда в нашу страну не привезут. Если и есть какие-то единичные картины, к примеру, в Эрмитаже, то их, естественно, никому не дают. Экспонируется по России исключительно графика. И подобные выставки — это единственная возможность познакомиться с творчеством этих авторов, потому что именно графика почти на сто процентов сохраняет все особенности работ, включая цветопередачу.
Что касается стоимости билетов, то мы к этому не имеем никакого отношения, поскольку цены устанавливает организующая сторона и с ними она возит выставку по всей России. Кстати говоря, больше всего отрицательных отзывов организаторы выставки получают именно из Челябинска. Во многом мы это связываем с тем, что Челябинск из 15 городов-миллионников по культуре, увы, стоит на 15-м месте».
Поделиться