Театр драмы устроил праздник для Николая Ларионова

17 Декабря 2019 Автор: Ирина Духина Фото: Вячеслав Шишкоедов
Театр драмы устроил праздник для Николая Ларионова


Челябинский академический театр драмы имени Наума Орлова отметил 80-летие заслуженного артиста России Николая Ларионова. Бенефисный спектакль играли при полном зале. Поздравления происходили тепло, со стихами, цветами и грамотами. А на малой сцене театра уже были накрыты столы и отрепетирован капустник в честь юбиляра.

То, что артиста здесь любят, что он активно занят в репертуаре, что Николай Геннадьевич в прекрасной рабочей форме, ни у кого из зрителей сомнений не вызывало. Были большие зрительские аплодисменты, объятия, комплименты, подарки и самые теплые пожелания.

Как Жан Габен

Ларионов для Челябинска как Жан Габен для Франции. Я действительно так считаю. Актер, естественный на сцене и в жизни, как вода в ручье. Обладает голосом редкого тембра и глубины. Чуток, деликатен с партнерами на сцене. Строен, подвижен, любой костюм способен носить как собственную кожу. Габен, конечно, потяжелее будет, значительнее в паузах. Там природа восприятия иная. А наш зато открыт, щедр и музыкален.

Были у Николая Геннадьевича звездные часы в Челябинске. Он был одним из организаторов актерского клуба в Челябинске. В конце 1970-х — в 80-х годах Дом актера не мог вместить всех желающих, и актерские вечера и капустники игрались на больших сценах оперного и драматического театров. Народу набивалось — яблоку негде было упасть. Лариса Новоселова, Тамара Малухина и Николай Ларионов сами писали сценарии, были исполнителями и вообще организующей силой этой неформальной фонтанирующей жизни театров области. Главные режиссеры театров и столичные гости считали за честь участвовать в этих уморительно смешных представлениях.

Лариса Новоселова вспоминает: «Главное мое челябинское впечатление, когда я перебралась сюда из Свердловска, был актерский дуэт Цапника и Ларионова в спектакле «Случай в метро». Какие они были молодые, красивые, заразительные! Кажется, весь зрительный зал был в них влюблен вместе со мной. Через десятилетия до мелких подробностей этот спектакль братьев Морозовых помню. Да у Коли и сейчас походка легкая, осанка молодая. А уж гитару возьмет...»

Это только кажется, что спектакль — вещь эфемерная. Если зрелище удалось, актеры вложили в зрительские сердца свои «послания» надолго. Актеров будут вспоминать, как свою счастливую молодость, свою любовь, главные события жизни и исторического времени.

685A6110.JPG

«Для семьи стал близким…»

«Актера Николая Ларионова с его волшебным голосом и потрясающим обаянием я запомнил еще в середине 1970-х годов, — рассказывает доктор медицины, профессор Сергей Пышкин, — по спектаклю «Русские люди» Наума Орлова. Они там с Валентиной Качуриной играли. Спектакль возили в Москву. Его, кажется, сам Константин Симонов хвалил. Я был тогда завзятый театрал и смотрел все роли этого артиста, уж очень он мне нравился. Много лет спустя случилось так, что моя бывшая пионервожатая Ирина Моргулес стала матерой журналисткой и организатором замечательного челябинского клуба «Шляпа». Вот там она меня с Николаем Геннадьевичем познакомила совсем близко. Я не видел человека, настолько лишенного всякого позерства. Он на наших «заседаниях» всегда был негромок, внимателен, естествен. Хотя мы всегда начинали наши собрания с его песни под гитару, которую они с Ириной тщательно выбирали. Его пение задавало тон всему нашему клубному вечеру. Все сидели за столиками, а мы любили свободно расположиться в низких креслах рядом. Николай так умеет слушать, так умеет наслаждаться каждой минутой общения с приятными ему людьми! Реагирует на все очень мягко: улыбкой в глазах, негромкой репликой. За эти годы он стал близким человеком для моей семьи. Он в моем сердце, как все, чем я дорожу».

В клубе «Шляпа» Ларионов был бессменным Дедом Морозом. Снегурочками были красивейшие артистки — певица Наталья Заварзина или Татьяна Каменева. Они устраивали целые представления с рэпом, танцами, подарками, авторскими песнями и импровизациями.

При всем озорстве таких выступлений Николай Геннадьевич был всегда точен и корректен в репликах. Думаю, что чуткость и деликатность вообще свойство его натуры. И никакой фальши, все ясно и просто — стопроцентный артист.

фотография-51.jpg

Знакомый голос

На рынках и в магазинах Николая Геннадьевича узнают по голосу. Он действительно много работал диктором на областном радио. А однажды в «Никитинских рядах» разговорился с продавцом по поводу свойств китайских грибов и рецептов их приготовления и не заметил, что их разговор давно слушают. Совершенно неожиданно прозвучало: «А не хотите ли поработать на L-радио?» И поработал.

2.JPGОт его точной дикции и красоты голоса в сегодняшнем эфире и правда вздрагиваешь. Засилье бытовой, часто невнятной речи с ошибочными ударениями и произношением иногда просто из себя выводит. А он-то, вот интересно, как все это слушает? Неужели улыбается? Наверное, запоминает, как эта разноголосица звучит: вдруг пригодится на сцене?

Театр сегодня и всегда

Современный театр много экспериментирует. Рвется за пределы сценической коробки: спектакли-променады, социальные проекты, феерии, перформативные акции и т.д. и т.п. Меняются способы актерского существования, постановочные приемы. Безусловной ценностью остается актерская индивидуальность, способная приковать к себе зрительское внимание, вызвать сочувствие, разбудить воображение и запомниться на долгие годы как факт личной биографии. Николай Ларионов своим рыцарским служением профессии создал себя как артист именно такого масштаба.

Свой юбилейный праздник он закончил чтением Пастернака «Нас всех друг другу посылает Бог...» Читал спокойно, устало, с сознанием своих возможностей и любовью к коллегам.

Фото предоставлены театром.

Поделиться

06.05.2024 | 14:27
Челябинский камерный театр завершает сезон грандиозной премьерой

Это кинематографическая история. В ней есть поезд, с которого все началось и которым все закончилось. Театр не предполагает поезда. Театр не позволяет осуществить описание автора. Но он создает виртуальный мир, который каждый увидит по-своему.

05.05.2024 | 14:42
О храмах и монастырях России можно узнать в новом соборе Челябинска

Челябинский государственный музей изобразительных искусств открыл новое выставочное пространство на северо-западе города.

20.11.2019 | 12:37
О шедеврах и зрителях. Почему челябинцев разочаровала «парижская» выставка

Поговорим сегодня о «Выставке шедевров мастеров парижской школы» в челябинском Музее изобразительных искусств. Я давно живу в Челябинске, у меня здесь много знакомых. Вот уже две недели я без передышки отвечаю на вопросы об этой выставке.

19.11.2019 | 10:59
Энергия невесомости. Театр современного танца обживает новый дом

На мой взгляд, это одно из самых радостных событий уходящего года. Челябинский театр современного танца Ольги Пона в свой 27-й сезон, имея в рабочем репертуаре восемнадцать(!) спектаклей, не только переехал в новый дом по адресу: Новороссийская, 63. По просьбе Исторического музея Южного Урала театр участвует в фестивале «Дебаркадер». Он проводит открытые показы нового спектакля в новом помещении.

Новости   
Спецпроекты