Энергия невесомости. Театр современного танца обживает новый дом
На мой взгляд, это одно из самых радостных событий уходящего года. Челябинский театр современного танца Ольги Пона в свой 27-й сезон, имея в рабочем репертуаре восемнадцать(!) спектаклей, не только переехал в новый дом по адресу: Новороссийская, 63. По просьбе Исторического музея Южного Урала театр участвует в фестивале «Дебаркадер». Он проводит открытые показы нового спектакля в новом помещении.
- Красное колесо: В Челябинске состоялась премьера балета «Анна Каренина»
- Мыслить движением. Челябинский театр современного танца представил «несинхронный» спектакль
Здание узнаваемого стиля постройки 1950-х годов — бывший Дворец культуры завода металлоконструкций в Ленинском районе —пребывало много лет практически в запустении. Завод, не имея возможности его содержать, передал здание городу. Я думаю, что, предлагая его театру, власти ожидали отказа. Потому что крыша дырявая, тепла нет, все сопутствующие этому обстоятельства налицо, да еще и район значительно удален от центра, что для театра момент определяющий. Но коллектив устал быть бездомным, а ему предлагали не спортивный зал, где до них занимались футболисты, а после них придут баскетболисты, не сцену в аренду на время, а целый свой дом. СВОЙ ДОМ! На берегу озера, между прочим. . .
Театру предложение показалось щедрым и многообещающим. К тому же место было «намоленным»: здесь и раньше люди пели, танцевали, играли в театр. При этом тяжело работали на заводе и выживали в условиях сурового социализма. Было бы очень справедливо память об этих людях восстановить, как и возможность снова заниматься искусством в этих стенах.
В конце 2018 года коллектив согласился «поселиться» в Ленинском районе, а в январе 2019-го дали первые деньги на ремонт репетиционного зала и душевых. Многолетние мечты начали сбываться.
Догадайтесь, где артисты, а где зрители?
О благодарности и замыслах
Нельзя забывать, что мы говорим о совершенно уникальном коллективе. Это новое поколение людей, свободно передвигающихся по миру. Язык их искусства всем понятен, география их гастролей необозрима, они постоянные номинанты «Золотой маски» и дважды ее обладатели. Их, мало сказать, любят — их обожают зрители от мала до велика. Их основная интонация — естественное дружелюбие. У них со зрителями нет разногласий.
Скоро был готов репетиционный зал — с большими зеркалами и балетными станками. Особая радость — пол с подогревом, потому что на полу не только танцуют, сидят и лежат, к нему и щекой можно приложиться. Современный танец, он может быть невероятным как во внешних, так и во внутренних проявлениях.
.
«Призраки»
Коллектив воспринял свое воцарение на новом месте как сказочный подарок и стал думать, что можно сделать в ответ на эту проявленную о себе заботу. Артисты своими руками обихаживали новый дом. Сразу пришла мысль восстановить здание как очаг культуры, то есть стать нужными в первую очередь заводскому району, где они поселились. Организовать детские и взрослые танцевальные студии, концертный зал, чтобы достигнутые успехи там и демонстрировать, а местные праздники праздновать.
В подвальном помещении обнаружился хор ветеранов — бывших заводчан, многим из которых было под 90 лет. Они продолжали собираться даже в лишенных тепла помещениях. Это уже стало их образом жизни. Об этих людях позаботились в первую очередь. Именно с хора и начал складываться замысел нового спектакля. Он будет знакомством с историей района, завода и самого Дворца культуры. В первую очередь с людьми, которые своим участием эту историю создавали. И о себе расскажем, решила Ольга Пона, о своей работе, об искусстве современного танца.
«Большое платье»
Наверное, начало было правильным, потому что театру дали грант Министерства культуры России на постановку нового спектакля. Из 200 заявок соискателей со всей страны, среди которых были оперные и балетные «тяжеловесы», грант получил Челябинский театр современного танца с коллективом из 16 танцовщиков и руководителя. За них, как рассказывали, истово сражался сам Владимир Георгиевич Урин, директор нашего культового российского Большого театра. ЧТСТ (аббревиатура театра – Челябинский театр современного танца) получил сумму, о которой за всю историю своего существования и мечтать не смел. Можно было выдохнуть и сочинять спектакль, который будет называться «Металлочка». Так местные жители называют свой район, сам завод металлоконструкций и даже свой Дворец культуры.
Воплощение замысла
Это необычный проект. Театр расстарался и оборудовал целых двенадцать площадок, на которых разворачивается действие. Это спектакль-променад. Зрители не сидят в креслах, а движутся вслед за актерами. Их вовлекают в активные реакции, события — сегодня это называется иммерсивным спектаклем.
И вот я иду вместе с фестивальной публикой «Дебаркадера», привезенной на спектакль большим автобусом. Мы движемся по лестницам и коридорам, стоим перед небольшой «домашней» сценой для детских праздников, смотрим вниз с балкона на большую сцену, спускаемся в зал, где нам «разрешают» ненадолго присесть, при этом мы поворачиваемся вместе со стулом, потому что зрелище разворачивается с двух сторон, спускаемся из великолепного репетиционного зала в темный подвал (конечно, с привидениями) и возвращаемся к главному входу.
Актеры на наших глазах осваивают, обживают свой дом во всех его пространствах. Они будто насыщают его собой, своим искусством. О зрителях ни на минуту не забывают. Нас как будто приглашают даже не идти за ними, а лететь. Какая-то есть в артистах особая энергия невесомости. Я даже подумала, что в замыслах хореографа, наверное, «летали» не только танцоры, но и мы – зрители. А мы вот топаем по лестнице, жалко все-таки, что не летаем. Хотелось бы автора порадовать.
Фокусы театрального света
То, что здание с прохудившейся крышей и почти без тепла, нам заметить не дали. А показывали дивные поэтические и жанровые дуэты и трио. В узких коридорах из дверей «выпадали» и обратно «всасывались» как бы офисные клерки. Во фрагментах спектаклей, адаптированных к новым пространствам, эффектно клубились ткани. Танцовщицы были очень молоды и красивы. Я представила себе, сколько зрителей в Европе видели то, на что сейчас смотрим мы. Как-то особенно захотелось верить, что Челябинск, может быть, известен не только метеоритом. . .
В финале спектакля мы оказываемся в гостях у хора ветеранов. Они в концертных костюмах, сидя, поют для нас что-то из своего уральского репертуара. В центре гармонист. Все как полагается. Сбоку, в одном ряду с певцами, сидит артист труппы. Когда хор закончил выступление, танцор в тишине стал импровизировать на темы только что спетого хором. Артисты хора смотрели на него с явным любопытством, но вполне доброжелательно. За свою долгую жизнь они чего только не видели! Зрители кричали «браво!». И были правы.
Это был фестивальный показ спектакля. Премьера состоится в декабре.
Фото Александра Глебова, предоставлены Челябинским историческим музеем.
Поделиться