На Солнце ночью полетим. Какие анекдоты рассказывал в Троицке Георгий Гречко

21 Мая 2020 Автор: Дарья Родикова Фото: Вячеслав Шишкоедов
На Солнце ночью полетим. Какие анекдоты рассказывал в Троицке Георгий Гречко


Случайных встреч, как известно, не бывает. И у Вселенной уж точно найдется немало способов, чтобы свести людей в одном месте и в одно время. Тем более когда речь идет о встречах с покорителями этой самой Вселенной.

Таких встреч у челябинца Владимира Садырина в жизни было немало. Вот только возникает вопрос: зачем судьба сводила этих людей? Но и ответ напрашивается не менее простой: для истории…

Легенды ПТУ

В 2000 году Владимир Садырин возглавлял Главное управление профобразования и науки администрации Челябинской области. В сентябре того же года в Москве в Колонном зале Дома Союзов праздновали 60-летие Государственных трудовых резервов, а попросту, профтехобразования.

— Увы, но это было последнее торжественное собрание по этому поводу, — вспоминает Владимир Витальевич. — После этого примут новый Закон об образовании в РФ, в котором уже и речи не будет о начальном профессиональном образовании. Так что в тот день, если можно так выразиться, звучала лебединая песня отечественного профтеха.

По словам Владимира Садырина, в президиуме оказался «космонавт номер 4» Павел Попович. Он страстно говорил о значении профтехучилищ в подъеме и восстановлении городов и экономики Советского Союза после войны, о той роли, которую они сыграли в судьбах миллионов советских юношей и девушек. А когда он напомнил, что ПТУ окончили Юрий Гагарин, Людмила Зыкина, артисты Вячеслав Тихонов, Евгений Леонов и Александр Калягин, писатели Владимир Войнович и Николай Заболоцкий, в зале раздались громкие аплодисменты.

После окончания торжественного собрания силами ребят-пэтэушников был дан шикарный праздничный концерт.

— Выступал и наш танцевальный ансамбль из Магнитогорска, — продолжил свой рассказ Владимир Витальевич. — Я подошел к космонавту: «Добрый вечер, Павел Романович! Вам огромный привет с родины, где вы учились в профессиональном техникуме». «Спасибо! — ответил космонавт. — Магнитогорск — самое замечательное время в моей молодой жизни!»

К слову, в 1965 году Павел Попович, воспитанник Магнитогорского аэроклуба, который впоследствии будет носить его имя, стал первым обладателем звания «Почетный гражданин Магнитогорска».

Владимир Садырин стал рассказывать космонавту о том, как в Челябинской области губернатор устроил праздник – прием Героев Социалистического Труда, как радовались люди! О том, что на Южном Урале, несмотря ни на что, сумели сохранить училища профтехобразования. О том, как изменился город Магнитогорск.

Потом их пригласили на фуршет. Продолжая беседовать, они пошли в зал. Зашли одними из последних. Зал был длинный и узкий. Во всю его длину стояли столы. С двух сторон вокруг стола толпились люди, приехавшие со всей России. А им двоим и встать уже негде было, настолько плотно стояли гости! Владимир Садырин был внутренне возмущен: москвичи даже и не подумали занять место для космонавта! Позор!

В этот момент он оглянулся и увидел чайный стол.

«Павел Романович! А давайте вот здесь и остановимся! — обратился земляк к земляку. — Никто толкать не будет: ребята мы с вами вроде и не худенькие! Уж отсюда никто нас подвинуть не сможет. А еды мы сейчас надыбаем!»

И он подошел к большому столу, раздвинул мужиков, взял два бутерброда, два стакана и бутылку водки «Столичная». Принес на их стол, извинился за некультурных москвичей.

Байки)Садырин-и-Попович.jpg

«За тех, кто из профтех!»

Владимир Садырин рассказал космонавту о том, что у него есть товарищ — Александр Тихонов, четырехкратный олимпийский чемпион по биатлону, который говорит такой тост: «Давайте выпьем за настоящих друзей, но если среди нас есть москвичи, то я не пью!» «Но к вам это не относится!» — добавил Садырин от себя. «Да я и не стал москвичом!» — рассмеялся Павел Романович.

Они налили водку, выпили «За тех, кто из профтех!» Съели по бутерброду.

И на космонавта нахлынули воспоминания.

«Как же быстро летит время! — сокрушенно восклицал Павел Попович. — Казалось бы, еще совсем недавно мы тренировались, готовились к полетам, а сейчас нас из 12 космонавтов первого отряда осталось только четверо: Алексей Леонов, я, Валера Быковский да Борька Волынов. Остальных уже нет в живых!»

И тут Владимир Садырин рассказал ему про свою поселковую школу № 21 в городе Бакале и про то, что у директора школы Виктора Астафьева был альбом с фотографиями и автографами первых космонавтов, в том числе была и фотография Поповича, но тот, конечно, об этом не помнит…

«Честно, не помню! — признался космонавт. — Тогда какое-то сумасшествие было с этими фотографиями! Мы их отсылали тысячами во все уголки Советского Союза! У нас фотограф не успевал фото печатать!»

«А теперь уж я пошел еду добывать», — сказал космонавт. Он сходил к столу и принес уже не два бутерброда, а две тарелки бутербродов. В одной — с красной рыбой, в другой — с ветчиной и колбасой.

«Вот теперь мы независимы ни от кого. Давай помянем ребят, ушедших из жизни земной!» — предложил Попович.

И они выпили. Молча. После этого беседа оживилась.

«Встречаетесь?» — «Очень редко! Только на юбилеях да на похоронах! Да и воспоминания у нас разнятся! Сейчас на первый план Леонов выходит… А ведь первым всегда и во всем был Гагарин…» — «Вы гордитесь, что вам присвоили звание почетного жителя города Магнитогорска?» — «Конечно, нам же все дорого, что с нами происходило в юности!» — «Свою учебу в Магнитогорске помните?» — «Конечно, помню! Я же молодой был! А все в молодости вспоминается свежо и ярко! В какой-то мере в Магнитогорске оказался случайно. Но нисколько не жалею об этом. В техникуме учиться было очень интересно. Да и в аэроклубе было захватывающе, увлекательно!»

В этот момент к ним неожиданно подбежали якуты. Они узнали космонавта и захотели с ним сфотографироваться.

Дальше им поговорить не дали. Но они успели обменяться визитками. Ту визитку Владимир Витальевич хранит до сих пор.

Из тех четверых космонавтов первого отряда, про которых говорил Павел Романович, сегодня остался в живых лишь один — Борис Волынов. Алексей Леонов, Валерий Быковский ушли из жизни в прошлом году. К слову говоря, все трое ровесники Юрия Гагарина — 1934 года рождения.

А та совместная с Павлом Поповичем фотография, сделанная 20 лет назад в Колонном зале Дома Союзов, сегодня находится в Магнитогорском краеведческом музее.

Глядя на нее, Владимир Витальевич узнает улыбку Поповича, улыбку одного из наших первых космонавтов…

Ректору от автора

Бывают люди, которые уже с первого знакомства становятся близкими, душевными и как будто родными. Люди, с которыми легко и непринужденно общаешься, у которых хочется спросить о самом насущном, наболевшем… Именно к таким людям, по мнению Владимира Витальевича, относился Георгий Гречко.

Байки_Литовченко-и-Гречко.jpgВстреча с ним состоялась в Троицке 26 апреля 2013 года. Напомним, что в то время Владимир Садырин являлся ректором Челябинского педуниверситета.

В тот день в кабинет ректора Троицкой академии ветеринарной медицины Виктора Литовченко вошел пожилой человек со знакомой обворожительной улыбкой, и вокруг сразу стало светлее. Как будто в хмурый день неожиданно разбежались все тучи и выглянуло яркое долгожданное солнышко.

Да, конечно, это был он, космонавт Советского Союза № 34, легендарный Георгий Гречко. Солнечный человек с невероятным чувством юмора!

Все, кто бы в кабинете, встали и подошли к нему поздороваться.
Вел гость себя очень просто, но с каким-то внутренним достоинством человека доброго, мудрого, много в жизни повидавшего и испытавшего.

Владимиру Садырину он подарил свою книгу с надписью: «Ректору Владимиру Витальевичу от автора». А фамилии Садырина нет. Может, просто не расслышал, когда знакомились?

Гречко много шутил, рассказывал забавные истории и анекдоты. Из всех анекдотов Владимиру Садырину запомнился вот этот.

«После того, как американские астронавты высадились в июле 1969 года на Луне, несколько советских космонавтов и конструкторов были приглашены в Кремль. Встречу проводил сам Леонид Ильич Брежнев: «Американцы прилунились. Они первые на Луне! Мы решили послать вас на Солнце!»

Один из космонавтов возмутился: «Да, вы что, Леонид Ильич! Мы же все там сгорим, даже не долетим! Вы уж лучше тогда нас здесь, на Земле, сожгите!»

«А вот паники не надо, товарищи космонавты! Вы что думаете, в политбюро одни придурки сидят? Мы все продумали, обсудили и решили: вы полетите на Солнце ночью!»

Вятских кровей

В конце встречи Георгий Михайлович написал адрес своего вятского друга, космонавта Виктора Савиных, и попросил отправить ему книгу Владимира Садырина «Вятский, хватский и бакальский», что автор с удовольствием и сделал.

Ведь именно оттуда, из Вятской губернии, происходит род Садыриных. Там была когда-то деревня Гуси, основали которую четыре брата Садыриных. Когда деревня обустроилась, девять из десяти жителей Садыриными прозывались. Там же родился и дед Владимира Витальевича.

А в Гусях рядом с ним жили люди необыкновенные. Дядя Сила (было и такое имя старинное!), например, был огромного роста и медвежьей силы. Однажды голыми руками задушил напавшую на него рысь.

Вспомнил Владимир Витальевич и много других историй про силу Силы. Но, пожалуй, самой потрясающей была вот эта.

Он признался, что хотел даже рассказать об этом Никите Михалкову, чтобы тот использовал ее в каком-нибудь своем фильме.

Дело было летом, в Троицу. В Гусях гуляли. Все было чинно-ладно, и вдруг раздавался мальчишеский крик: «Пацаны, Сила плясать собирается!»

Зазвучала гармонь: барыня. Сила вытирал рукавом усы, хлопал для куража еще стопочку самогона и направлялся в центр круга. Сделав несколько грациозных движений, Сила подходил к жене, вставал на колени и протягивал руку. Та садилась на ладонь.

А дальше происходило самое потрясающее зрелище. Сила вставал с колен и на вытянутой (!) руке, на которой продолжала восседать его супруга, шел по кругу, а затем начинал плясать барыню, да еще вприсядку! Мужики помалкивали: повторить такое никто и близко не решался.

— Уж не знаю, смог бы Никита Михалков не то что снять такой эпизод в своем фильме, а просто разыскать в наше время такого мужика, который на своей вытянутой руке попробовал хотя бы несколько секунд продержать свою любимую жену, — рассуждает Владимир Витальевич…

Вспомнил он и своего отца, который в глухом вятском колхозе получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне. 1941-1945 годы».

— Вы только представьте себе, как же надо было трудиться 13-летнему пацану, чтобы получить такую медаль? — говорит Владимир Садырин. — Эти полуголодные дети, наши будущие родители, у которых и детства-то не было, и вправду трудились через силу, нередко выполняя несколько взрослых норм. Отец рассказывал, что чувство голода у него пропало только в послевоенное время, после того как он поступил в ФЗУ. Там он впервые в жизни попробовал, что такое винегрет и котлета…

Вот такие люди были! Я так думаю, что мы, нынешние, им просто в подметки не годимся! Но я все-таки их кровей, а потому мне отступать никак нельзя.

Но это, как говорится, уже другая история…

Поделиться

Сегодня | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

19.05.2021 | 11:24
Этим летом в лагере на озере Чебакуль отдохнут 330 детей

Детский лагерь имени летчика-героя Гаяза Баймурзина расположен в семи километрах от села Кунашак. Существует лагерь с 1967 года, так что добрым словом вспоминает его уже не одно поколение кунашакских ребят.

19.05.2021 | 11:06
Челябинка претендует на звание лучшего молодого писателя России

В крупнейшем литературном форуме страны принимают участие около 300 авторов.

Новости   
Спецпроекты