Куклы на сцене. Почему театру не нужны скандалы и Бузовы

27 Июля 2021 Автор: Светлана Демцура Фото: Марат Муллыев
Куклы на сцене. Почему театру не нужны скандалы и Бузовы


Главный режиссер Челябинского театра кукол Александр Борок о предстоящих премьерах, формировании репертуара, особенностях создания кукольных спектаклей и о любви.

Новая площадка

– Александр Владимирович, расскажите, как вам работается на новой сцене в ДК ЧЭРЗ, куда театр переехал на время проведения капитального ремонта в здании на улице Кирова?

– Хорошо работается! (улыбается) Мы довольно успешно играем спектакли текущего репертуара, в конце июня отыграли премьеру мюзикла по мотивам сказки Корнея Чуковского «Бибигон», сейчас репетируем спектакль для взрослого зрителя «Любовь и голуби», в конце октября выпустим «Петрушку» на музыку Стравинского, в ноябре планируем премьеру «Русалочки», где классический сюжет представлен в современной интерпретации.

Одним словом, мы приспособились к сцене ДК ЧЭРЗ. Конечно, все не идеально, как хотелось бы. Но большинство спектаклей успешно адаптированы к новым условиям.

– В одном из интервью вы сказали: «Есть челябинцы, которые не знают, что в кукольном театре показывают спектакли для взрослых». Как, на ваш взгляд, решить эту проблему? Нужно устроить скандал, шумиху, пригласить Бузову?

– Нет, ну что вы! Ни в коем случае! (хохочет) Не нужно никаких скандалов, шумих, тем более Бузовых. Нужно просто хорошо работать, по возможности выезжать в отдаленные районы города, Челябинской области. Главное – ответственно и с любовью относиться к своему делу.

экспедиция4.jpg
Фото с официального сайта театра 

Расширяя зрительский кругозор

– Должен ли, по вашему мнению, театр кукол считаться с разными зрительскими вкусами? Как формируется репертуар?

– Репертуар формируется всегда по-разному. Мы периодически анализируем, каких авторов у нас нет, чего не хватает. Стараемся опираться на классическую литературу, и не всегда это драматургия – часто это проза, которую мы переводим на театральный язык. То есть стремимся к тому, чтобы в репертуаре было больше классических произведений. Но! В последнее время выходит много хорошей современной детской литературы, которую мало кто знает. Мы следим за литературными новинками, появляющимися не только в России, но и в мире, и стараемся знакомить зрителей с ними. Со взрослыми спектаклями та же самая ситуация: либо это интересная современная литература, либо классическая.

– Вы стремитесь расширить зрительский кругозор?

– Да, конечно, мы иногда берем в работу малоизвестный литературный материал, открываем для кого-то из зрителей нового автора. К примеру, та же Kейт ДиКамилло. В свое время мы были одними из первых, кто взял ее произведение за основу спектакля. Я, конечно, не говорю, что благодаря нам мир узнал о существовании сказки про Эдварда. Но какая-то часть зрителей, посмотрев наш спектакль, действительно впервые услышала о существовании книги «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Поэтому мы стараемся и сами знакомиться, и других знакомить с интересными и малоизвестными произведениями.

Мы стремимся делать то, что интересно прежде всего нам. А если будет интересно нам, – есть такая старая истина, – то надеемся, будет интересно и зрителям.

edvard-04.jpg
Фото с официального сайта театра 

– Как вам удается находить литературный или драматургический материал, содержащий тему, цепляющую идейно и эмоционально?

– Если честно, то специально я не ищу литературу, которая бы цепляла. Я просто очень много читаю. Так получается. В работу берется тот материал, который цепляет меня, который мне интересен, или то, что интересует приглашенных постановщиков, ведь я не один в театре ставлю спектакли. Мы стараемся сотрудничать с режиссерами и художниками из разных городов, чтобы не создавать ситуацию, когда актерам из года в год безнадежно приходится работать с одним режиссером. (смеется) Если бы я был актером, я бы стонал от одного постановщика!

Таким образом, все находится само. Просто я стараюсь читать как можно больше литературы не абы какой, а конкретной направленности. Я стараюсь слушать выпуски передач о литературе, находить информацию о книгах, потом – читать сами книги. Естественно, мысленно примеряю прочитанный материал на наш театр. Что-то сразу отметаю, что-то, наоборот, выстреливает. Иногда произведение сильно расхвалят, а я читаю его и понимаю, что из этого спектакль, скорее всего, не получится.

Все упирается в чтение. Чтение не только самой литературы, но и о литературе. Есть замечательные коллекции литературных передач на телевидении, на YouTube-каналах, на специализированных сайтах! Одним словом, источников информации много.

– Да, источников много. К тому же есть драматургические конкурсы. Вы следите мимоходом за их лонг-листами и шорт-листами?

– Мимоходом – это очень правильное слово в данной ситуации… Чаще всего эти пьесы созданы не для театра кукол, а для драматических театров. Они сами по себе хороши, не спорю.

0201.jpg
Фото с официального сайта театра 

Если бы наш репертуар состоял только из взрослых спектаклей, то, наверное, мы бы могли позволить себе взять какую-то из пьес в работу. Но у нас из четырех премьерных спектаклей в год всего один взрослый, поэтому никак не получается брать за основу данную драматургию.

Да, я знаю, что среди современных пьес есть хорошие пьесы для детей. Но пока я не нашел ту, которая бы на 100% подошла для нашего театра. Может быть, дело не в пьесах, может быть, дело во мне. (смеется) Скорее всего, я плохо искал. И кто знает, возможно, однажды отличный материал попадется мне на глаза.

– В одном из интервью вы сказали, что дольше всего живут пьесы о любви. Как вы считаете, почему?

– Любовь – извечная тема, волнующая и писателей, и режиссеров, и зрителей. Любовь – это то чувство, которое знакомо практически всем. Это самое близкое и самое дорогое, что может быть у человека.

О кукольных секретах

– Есть ли универсальные куклы, которые работают из спектакля в спектакль? Или каждый спектакль требует своего решения образа и характера?

– Довольно интересный вопрос, я его часто слышу. Да, в драматических театрах, как правило, существует некая труппа, которая играет разные роли, и может сложиться впечатление, что у нас тоже есть некая труппа кукол, которая задействована в различных постановках. Признаюсь, такого нет! Мы для каждого спектакля делаем отдельных кукол, и они уникальны. Это обусловлено выбранной для конкретной постановки системой кукол. И таких систем существует целое множество, даже пальцев двух рук не хватит их перечислить! К тому же это обусловлено и замыслом режиссера и художника. Поэтому под конкретную постановку куклы делаются свои.

garant-chel-01.jpg
Фото с официального сайта театра 

– Сразу вспоминается Эмилия Культурица, которая участвует не только в спектакле «Сон Джульетты», но и снимается в телепередаче, ведет репортажи. Как вы отпустили такую колоритную даму на телевидение?

– А мы так же, как и любой другой театр, артистов отпускаем на съемки: «Всегда пожалуйста!» Куклы, как и артисты, могут свободно участвовать в телевизионных проектах, тем самым они способствуют развитию имиджа и известности театра кукол. Лично я только «за», чтобы это происходило.

– Какие особенности есть в подготовке кукольного спектакля, если сравнить с подготовкой обычного спектакля, где актеры – люди?

– Во-первых, для каждого спектакля, создаются свои куклы. Во-вторых, если для драматического спектакля художник придумывает костюмы, то в кукольном спектакле, помимо костюмов, придумываются маски для каждого персонажа. Конечно, бывает, что для одного персонажа делается несколько кукол. Но чаще всего это одна кукла и одна маска, то есть одно замершее выражение лица. И оно должно быть универсальным, оно должно подходить под различные ситуации. Поэтому работа художника в кукольном спектакле невероятно сложна! Естественно, художник отталкивается от специфики материала, от жанра постановки. Только представьте, если он сделает улыбающуюся куклу в трагическом спектакле или наоборот, печальную куклу в комедии – это же сразу будет бросаться в глаза и смотреться неестественно!

0115.jpg
Фото с официального сайта театра 

Таким образом, основная работа в подготовке кукольного спектакля происходит над поиском образов, потому что это один из самых сложных моментов. А когда находятся образы, вокруг них придумывается все остальное: и декорации, и костюмы.

Кстати, замечу одну деталь: хоть для каждого спектакля и создаются свои куклы, но актеры-то у нас одни. Иногда художнику приходится отталкиваться от того, какой актер будет играть определенную роль. Бывает и такое.

– Действительно, голос куклы идет от актера. Именно актер выбирает тембр, интонацию... Это же составная часть образа.

– Конечно! (улыбается) Но здесь важно сказать еще об одной детали. Артисты театра кукол иногда грешат, разговаривая так называемыми кукольными голосами. Это набивший оскомину штамп. Мы стараемся уходить от этого, избегать подобного приема, потому что естественный голос имеет богатую палитру звучания. Если же актер «садится» на определенный говорок, используя определенную манерку, то тем самым он ограничивает себя, к сожалению.

Народная комедия в куклах

– Театр кукол – это один из немногих театров в Челябинске, который в июле не закрывается. Чем обусловлено подобное решение?

– Да, в июле мы работаем, а в августе уходим в отпуск. Так уж получилось. На 30 и 31 июля запланирована премьера спектакля «Любовь и голуби» для взрослого зрителя. Даты заранее оговаривались и согласовывались с постановщиками. «Любовь и голуби» – это не одноразовое событие, постановка надолго останется в репертуаре. И зрителей, которые не смогут посмотреть ее в июле, мы приглашаем осенью, зимой, весной, следующим летом и так далее посмотреть/пересмотреть лирическую комедию о любви.

– Расскажите о ближайшей премьере.

0036.JPG

– Так как театр совместно с постановщиками делает народную комедию, была выбрана система кукол «перчатка» – это такая народная комедийная кукла. Кстати, Петрушка изначально был перчаточной комедийной куклой, известной и любимой всеми.

В основе спектакля «Любовь и голуби» лежит многогранная и многоплановая пьеса Владимира Гуркина. Конечно, всех секретов открывать не буду! (лукаво улыбается) Главное – понимать, что театр не просто иллюстрирует текст, а посредством перчаточных кукол стремится рассказать историю по-своему, дополняя ее, дабы быть интересным в своем роде. Это будет лирическая комедия по известной пьесе. Постановщики – режиссер Алексей Смирнов из Санкт-Петербурга и художник Екатерина Петухова из Калгари (Канада). В спектакле будет звучать авторская музыка Николая Морозова (Санкт-Петербург), который часто сотрудничает с нашим театром (и это очередная встреча с ним, притом очень желанная и радостная!). Режиссером и художником найден определенный ход в пьесе, поэтому они не будут впрямую иллюстрировать текст.

Поймите, на тему пьесы можно фантазировать, сочинять, можно придумывать, добавлять что-то от себя, потому как зрители наизусть знают всю фабулу того, что там происходит. Ведь сюжет широко известен благодаря одноименному фильму Владимира Меньшова. В конкретно нашем спектакле главным героем является Ленька: повествование идет от его лица. На этом пока все, что могу сказать! (улыбается) Приходите на премьеру 30 и 31 июля в 18.00. (16+)

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

30.09.2023 | 15:48
Пульсация PULSE. Пять дней фестиваля современного искусства

Пять дней пульсации, пять дней экспериментальных, иммерсивных спектаклей, перформансов, эскизов в режиме нон-стоп. В Челябинске завершился третий фестиваль современного искусства PULSE.

06.09.2023 | 15:29
«Сливки» экспериментов. В Челябинске покажут необычные спектакли

В Челябинск приедут театральные коллективы из Тюмени, Новосибирска, Санкт-Петербурга, чтобы показать перформансы, необычные спектакли, эскизы в рамках третьего фестиваля-лаборатории современного искусства PULSE.

Новости   
Спецпроекты