Балет под джаз. В театре кукол будут танцевать люди

23 Сентября 2021 Автор: Светлана Демцура
Балет под джаз. В театре кукол будут танцевать люди


Главный режиссер Челябинского театра кукол Александр Борок рассказал о семейном театре и любимой кукле, о разрушении веры в Деда Мороза. Поговорили мы и о «сложносочиненных» спектаклях и балете под джазовую музыку.

Кукольные университеты

— У вас дома есть небольшой кукольный театр, верно? Расскажите, какой репертуар в вашем семейном театре кукол? В нем вы тоже главный режиссер?

ac5af1cc2f90090451ff333bd4a673b3.jpg— Нет-нет, я главный зритель в нашем семейном театре, ни в коем случае не режиссер! А репертуар возникает спонтанно, ведь главные выдумщики — дети. Что интересно им, то мы и смотрим. Но в нашем семейном театре есть постоянный персонаж — кукла, такая же, как и Эмилия Культурица, которая бродит по городу и рассказывает много чего интересного и познавательного. Это некий пес по имени Кики. Моя жена сделала его, будучи студенткой. Он рассказывает всевозможные истории сыновьям, читает книжки, загадывает загадки. В общем, является любимым героем и постоянным персонажем в семейном театре. Даже на отдых он ездил вместе с детьми.

— Куклы тоже ездят на дачу?! Возможно, там рождаются новые кукольные истории…

— Всенепременно! Ведь театр — это всегда живая история, которая происходит здесь и сейчас. История о том, что нас волнует и окружает.

— В одном из интервью вы сказали, что до шести лет дети верят в театр кукол, верят, что куклы живые. И при этом у вас в театре есть спектакль-путешествие за кулисы — «Кукольные университеты», в рамках которого юные зрители узнают о том, как артисты управляют куклами. Вы не находите, что рассказ о том, как устроены куклы, в «Кукольных университетах» — это разрушение детской веры?

DSC08594.jpg

— Когда я говорил о разрушении детской веры, имел в виду разрушение веры в Деда Мороза. У каждого ребенка наступает такой возраст, когда приходит осознание того, что Деда Мороза не существует, что он ненастоящий, что все подарки под елку кладут родители.

Если же говорить о детской вере в театр кукол, то нужно понимать следующее: на сцене дети видят актера и куклу, которой он управляет. И актер находится прямо перед зрителями: «Вот он я!» Но актер ребенку вовсе не интересен, потому что в центре внимания она — кукла. И разрушить здесь ничего невозможно, ведь присутствие актера ни для кого не секрет. Своими «Кукольными университетами» мы лишь приоткрываем некую завесу тайны, но ни в коем случае не разрушаем детскую веру в театр кукол! Ну да, дети знают, что есть актеры. При этом для них существует нечто более важное — волшебная сказка, в которую они погружаются моментально. Разрушить эту сказку невозможно, потому как дети ждут и хотят увидеть чудеса. Поверьте, если бы они не хотели погружаться в сказочный мир, они бы не приходили в театр. Глядя в их глаза, мы всегда замечаем, что сказка очень важна, интересна, любопытна и необыкновенна!

Сон Джульетты 2.jpg

Сложно сочинять

— Если взять ваши спектакли, к примеру «Сон Джульетты», то, как правило, они основываются на интеграции, на синтезе, на ассоциациях и дополнительных темах — одним словом, не ограничиваются только классическими формами, являются «сложносочиненными». С чем это связано? Вам неинтересно идти простым путем, как написал Шекспир?

— Как написал Шекспир, знают все, потому как все видели множество фильмов, спектаклей про Ромео и Джульетту, читали всевозможные переводы этой шекспировской трагедии или просто слышали это словосочетание — «Ромео и Джульетта».

И вот благодаря тому, что это очень известное произведение, в нем, собственно, и можно искать, находить что-то необычное, фантазировать на эту тему, показать знакомую историю с другой стороны, что мы и делаем. И чего нет в спектакле «Мой муж Даниил Хармс». Там произведение малоизвестное, оно не является литературным бестселлером, в отличие от «Ромео и Джульетты». Мало кто читал воспоминания Марины Малич, бывшей жены Даниила Хармса.
И если в спектакле «Сон Джульетты» на первое место выходит «как», а потом уже «что» (хотя «что» тоже не менее интересно!), то в спектакле про Хармса первостепенным является «что». Главная задача в спектакле «Мой муж Даниил Хармс» — донести мысли и воспоминания Марины Малич до зрителей. Хотя там тоже много всевозможных ассоциаций, параллелей и аллюзий.

Сон Джульетты 1.jpg

— То есть режиссеру не всегда выгодно использовать малоизвестный материал?

— Да, у меня был один интересный случай, как раз с этим связанный. Есть у Бориса Акунина пьеса «Чайка», продолжение чеховской, на основе которой я в свое время сделал спектакль.

И у меня была сложная ситуация: не хватало актеров. Нужно было как-то выкручиваться. Я придумал гениальный, по моему мнению, ход. Дело в том, что «Чайка» Чехова заканчивается тем, что Костя Треплев застрелился, а дальше начинается акунинская пьеса, где идет расследование этого как бы самоубийства, и по ходу пьесы выясняется, что каждый из присутствующих мог быть убийцей. А мы придумали, что Костю как раз никто не убивал, Костя сам убил Дорна. Потом загримировал Дорна под себя, сам загримировался под Дорна. И, будучи прекрасным актером и драматургом, выходит в этом образе к присутствующим, чтобы самостоятельно вести расследование.

В результате он выясняет, что все к нему настроены негативно. И в конце нашего спектакля он разоблачается. Посмотрев спектакль, зрители думали, что у Акунина именно так все и было. Они не знали, что, оказывается, у него написано иначе. Вот в чем загвоздка! Когда вещь малоизвестная, а ты придумываешь что-то необычное, то нужно отчетливо понимать, что мало кто сможет оценить твой режиссерский ход. Ну, кроме автора пьесы, конечно.

Чайка 4.jpg

Танцуют все

— Расскажите о спектакле без слов «Петрушка» на музыку Стравинского. Его премьера запланирована на осень.

— Существует известный балет «Петрушка» Игоря Федоровича Стравинского, который, к моему удивлению, до сих пор еще не был сделан в театре кукол, хотя он называется «Петрушка» — именем самого знаменитого персонажа театра кукол.

Так вот, Петрушка является одним из главных действующих лиц этого балета (классический любовный треугольник, только не здесь: Балерина – Арап – Петрушка).

Опять же в чистом виде мы музыку Стравинского брать не будем, будем делать аранжировку. Классическое исполнение «Петрушки» симфоническое. У нас же будет джаз.

Кукольные университеты 4.jpg

— Балет под джазовую музыку?!

— «Петрушку» Игорь Стравинский написал в начале XX века (его премьера состоялась в июне 1911 года). И где-то в это же время (на рубеже веков) зародился джаз. И мне показалось прекрасной идеей соединить эти два события в одном спектакле. Музыкой будет заниматься композитор Андрей Занога, художник Захар Давыдов — одним словом, проверенная временем команда постановщиков, сложившийся творческий коллектив. Единственное, что нами принципиально изменено, так это сюжет. Он будет совсем иным. От балета Стравинского останутся только персонажи: Петрушка, Арап и Балерина. А весь сюжетный ход, вся фабула будет переписана.

— Петрушка будет танцевать?

— Да, планируется много современного балета. Мы даже привлекаем танцовщика Челябинского театра современного танца Степана Баннова, он у нас будет хореографом. И актеры на основные роли для «Петрушки» подбирались с танцевальной подготовкой. Если в «Детском альбоме» танца не было вообще, то здесь как раз будет настоящий современный балет! Будут танцевать и куклы, и люди.

Вчера | 13:53
Шапки и гуси. Удивительные совпадения на сцене театра кукол

Недавно главный режиссер Челябинского театра кукол вернулся из Москвы с дипломом международного фестиваля. Дело в том, что в ноябре объявили победителей Большого детского фестиваля. Лауреатом в номинации «Лучший спектакль театра кукол для детей в старшей возрастной категории» стала постановка Александра Борока «Полонез Огинского».

28.11.2021 | 18:08
Возвращая тебе историю. Как плейбэк-театр помогает ребятам из детских домов

Второй сезон в Челябинске реализуется проект «Плейбэк-театр», в котором участвуют воспитанники детских домов. Проект осуществляется благотворительным фондом «Выбираем жизнь» с использованием гранта президента РФ на развитие гражданского общества при поддержке министерства социальных отношений Челябинской области. Партнерами являются плейбэк-театр «Абажур», Школа кино и театра (ШКИТ), школа танцев Union Dance, а также благотворительный фонд «Мост».

Вчера | 13:53
Шапки и гуси. Удивительные совпадения на сцене театра кукол

Недавно главный режиссер Челябинского театра кукол вернулся из Москвы с дипломом международного фестиваля. Дело в том, что в ноябре объявили победителей Большого детского фестиваля. Лауреатом в номинации «Лучший спектакль театра кукол для детей в старшей возрастной категории» стала постановка Александра Борока «Полонез Огинского».

14.11.2021 | 14:01
Балет в валенках. Почему Петрушка стал героиней?

Режиссер Александр Борок воплотил в жизнь идею, которую вынашивал много лет. В театре кукол состоялась премьера удивительного спектакля, в котором актеры и куклы не говорят ни слова, а просто танцуют.

Новости   
Спецпроекты