Гадкий и волосатый. В театре «Манекен» появилось существо, способное украсть праздник

9 Декабря 2021 Автор: Светлана Демцура Фото: Алексей Гольянов
Гадкий и волосатый. В театре «Манекен» появилось существо, способное украсть праздник


Проект «Манекен+» не перестает удивлять! В середине ноября был дан старт лаборатории, посвященной спектаклю «Гринч».

Нарисованное преступление на Рождество

Первое мероприятие — разговор на тему «Как мы прочитали сказки Доктора Сьюза» — состоялось прямо на сцене театра. Дело в том, что организаторы решили создать камерную, уютную атмосферу, посадив зрителей не в зал (как это обычно происходит), а рядышком с собою, в непосредственной близости, там, где совсем скоро будет показана новогодняя премьера. Благодаря этому состоялся душевный и теплый разговор. Появилась возможность посмотреть друг другу в глаза, почувствовать единение, «занырнуть» в рождающуюся сказку.

255950068_Алексей-Гольянов.jpg

Накануне встречи невольно появились вопросы. Один из них: почему жанр спектакля определен так необычно — «нарисованное преступление на Рождество»? И режиссер премьерного спектакля Игорь Бармасов, словно читая мысли, поделился рассуждениями на этот счет: «Доктор Сьюз (настоящее имя писателя — Теодор Гайзель) сам рисовал свои сказки. И мы не можем уйти от этой нарисованности в спектакле. Это дает свободу: мы можем нарисовать все что угодно, создать новое с помощью карандаша и красок. Поэтому назвали нашу премьеру «нарисованным преступлением». И в пространстве спектакля будет много оживших картинок».

Выдумщик и фантазер

Говоря о творчестве Гайзеля, Игорь Бармасов обратился к его биографии, озвучив несколько интересных фактов из жизни культового детского писателя. Оказывается, отец Теодора, потеряв работу, нанялся в местный зоопарк, впоследствии став его директором. Поэтому детство Доктора Сьюза прошло рядом с животными. Он целыми днями следил за повадками зверей, изображая их на бумаге. Мальчик был большим выдумщиком, не ограничивался реалистичными картинками, фантазировал, с легкостью пририсовывая обитателям зоопарка несуществующие ноги, крылья, хвосты. К примеру, у черепахи вдруг могли появиться рога и птичий клюв, а у слона — зубы льва и уши кролика. Звери и рисование стали двумя страстями Теодора, которые в зрелом возрасте окончательно победили все попытки построить жизнь по традиционной схеме. Сьюз стал зарабатывать на жизнь как рекламный художник и политический карикатурист. С 1942 года Гайзель рисовал плакаты для армии, а в 1943 году вступил в армию в чине капитана, став начальником анимационного департамента армии США.

Доктор-Сьюз-из-Интрнета.jpg
Фото из свободных источников

До сих пор по книжкам Доктора Сьюза американские дети учатся читать. В его сказках есть все, что полезно растущему детскому организму: простота, легкость, яркость, звучность, озорство. А герои! Какие замечательные главные герои! Великодушные, бесстрашные, верные, готовые прийти на выручку маленьким и слабым. Самая любимая сказка детей — Green Eggs and Ham («Зеленые яйца и бекон»). Доктор Сьюз написал ее на спор. Поспорил со своим издателем, что сможет сочинить произведение, состоящее всего из пятидесяти разных слов. Веселые и слегка абсурдные истории Теодора Гайзеля полюбили миллионы детей сначала в Америке, Канаде, Англии, Австралии — словом, там, где говорят по-английски, а потом и в других странах.

«А каких сказочников вы еще знаете? Кто из них, как Сьюз, широко известен в мире?» — задает вопрос Игорь Бармасов, провоцируя зрителей на диалог. Тут же слышатся ответы: «Андерсен! Гофман! Родари! Киплинг! Кэрролл! Роулинг! Братья Грим! Шварц! Ершов!..» И это далеко не весь список фамилий, которые вспомнили за вечер.

Сцена как огромная книга с иллюстрациями

Совершенно неожиданным оказался макет сцены с белыми домиками, окнами и дверцами. Дело в том, что белый цвет здесь неслучаен. Рисованная анимация, красочные мазки кистью и яркие акценты позволяют вмиг превратить белое полотно в цветное, изменить обстановку и настроение. А выдвигающиеся конструкции, длинный подиум, пронизывающий весь зал, становятся прекрасным инструментом в умелых руках режиссера. Все пространство вокруг, по задумке авторов спектакля, будет напоминать огромную книгу с иллюстрациями, на страницах которой оживают картинки, разворачивается действие и совершается самое настоящее преступление — кража Рождества.

Public-talk-«Как-мы-прочитали-сказки-Доктора-Сьюза».jpg

Организаторы встречи не скупились на сюрпризы: позволили подойти совсем близко к картонному макету сцены, прикоснуться к нему, взять в руки фигурки сказочных героев, поиграть ими. Более того, Игорь Бармасов предложил пофантазировать и придумать эффектное появление Гринча: «Как может появиться наш главный герой? Смоделируем ситуацию…».

Образ Гринча постановочная команда решила оставить в тайне. Режиссер лукаво улыбнулся: «Гринча мы пока не выдаем, о нем не говорим детально. У нас есть просто силуэт. Некто. Загадочное существо. И только на самой премьере все увидят, каким будет отшельник, живущий в пещере на высокой горе. Сейчас он — человечек без лица, инкогнито. Кстати, Доктор Сьюз в своей книге Гринча изобразил черно-белым… Каким будет наш Гринч? Пока загадка».

Демонстрация героев сказки и их костюмов превратилась в игру «Угадайка». Дело в том, что каждый персонаж в спектакле похож на какую-то зверушку. И зрителям предложили угадать, на какую именно. Оказалось, что пани Ктошинска выглядит как курица, мэр города напоминает орла, а главная героиня Синди Лу похожа на маленькую шуструю белочку.

Следует заметить, что спектакль густонаселен всевозможными персонажами. Режиссер пояснил: «Чтобы раскрыть мотивы поведения Гринча, нужны, конечно, драматические ситуации. Именно поэтому у нас возникают дополнительные герои, которые вступают в конфликты. И они во многом взяты из разных сказок Сьюза».

Игорь-Бармасов.jpg

Нет тотально злобных людей

Для Игоря Бармасова история о Гринче — это история про принятие окружающими другого человека. Режиссер признался, что ему хочется выстроить спектакль так, чтобы вместе с залом получить опыт принятия, на первый взгляд, ворчливого существа, у которого внутри раненое сердце. Социальный театр позволяет научиться видеть в людях с ограниченными возможностями прежде всего людей, с их интересами, чувствами, эмоциями, а не зацикливаться на их недостатках, огрехах и несовершенстве.

«Нет тотально злобных людей, глубоко в этом убежден, — замечает Игорь Бармасов. — Есть сложные жизненные обстоятельства. Кто может в координатах сказки Сьюза изменить ситуацию, сложившуюся в городе? Кто может объединить всех жителей Ктотограда? Ответ очевиден: чистая и светлая душа. Душа, способная в каждом разглядеть человека, отбросив стереотипы, без готового угла зрения... И это, конечно, ребенок, который немного не похож на других, — Синди Лу... Доктор Сьюз нарочно придумывает Гринча таким гадким, волосатым. Странное существо отличается от ктошек. И эта «друговость», инаковость делает Гринча отшельником. Поэтому он живет где-то там, на горе, в своей пещере.

В этой истории, — продолжает Бармасов, — мы нашли для себя следующее: чтобы чудо Рождества наступило, необходим поступок — благородный, добрый, светлый. Премьерный спектакль — это история о поступке, который приближает нас к красоте: красоте души, красоте мира, красоте отношений. Без поступка мы все немного эгоисты...».

И действительно, погружаясь в стихотворные истории, придуманные Сьюзом, испытываешь потребность посмотреть на мир другими глазами, открыть свое сердце, совершить добрый поступок.

256244757_Алексей-Гольянов.jpg

Стремление приблизить праздник

Завершая встречу, режиссер поделился сокровенным: «В современном мире, в это напряженное время, мне кажется, важно в какой-то момент взять и позволить себе улететь в сказку. Убежден, что есть какая-то сила в нас и вокруг (в воздухе летает), которая не позволяет поддаваться агрессии. Именно эта сила помогает вспоминать, что в нас есть добро. Кстати, хочу поделиться одним любопытным наблюдением… Из моего окна хорошо виден соседний дом. С начала ноября я стал замечать появление новогодних украшений. В одной из квартир даже установили елку! Людям остро хочется праздника».

События «Манекена +» из тех, что догоняют тебя позднее. Неожиданно в памяти всплывают фразы, которые произнес режиссер. И невольно начинаешь вспоминать сказочников, думать про особость человека, одиночество и желание похитить Рождество, про соседей из дома напротив, которые стремятся приблизить праздник, украшая свои квартиры. И вот ты уже, как Игорь Бармасов, считаешь гирлянды, сверкающие в окнах, перелистываешь, перечитываешь книгу Доктора Сьюза, готовишься к премьере и искренне веришь, что нет тотально злобных людей.
14.01.2022 | 10:51
Парк истории. Какие современные технологии помогают лучше узнать Россию

Мультимедийный исторический парк «Россия — моя история» создан в Челябинске три года назад. Он стремительно вошел в жизнь региона, не потеснив при этом традиционные исторические музеи.

13.01.2022 | 10:37
Владимир Хомяков: «И это приносит людям что-то настоящее»

Одним из самых значимых событий музыкальной жизни Южного Урала минувшего года по праву считается присвоение звания «Органист года» хранителю челябинского органа.

02.12.2021 | 13:53
Шапки и гуси. Удивительные совпадения на сцене театра кукол

Недавно главный режиссер Челябинского театра кукол вернулся из Москвы с дипломом международного фестиваля. Дело в том, что в ноябре объявили победителей Большого детского фестиваля. Лауреатом в номинации «Лучший спектакль театра кукол для детей в старшей возрастной категории» стала постановка Александра Борока «Полонез Огинского».

14.11.2021 | 14:01
Балет в валенках. Почему Петрушка стал героиней?

Режиссер Александр Борок воплотил в жизнь идею, которую вынашивал много лет. В театре кукол состоялась премьера удивительного спектакля, в котором актеры и куклы не говорят ни слова, а просто танцуют.

Новости   
Спецпроекты