Пластика свинца. Как наука стала драматургией на челябинской сцене

14 Марта 2022 Автор: Светлана Демцура Фото: Людмила Ковалева
Пластика свинца. Как наука стала драматургией на челябинской сцене


«PLUMBUM» — это авторский взгляд на общество, эксперимент, объединяющий науку и искусство, обращение к глубинам внутреннего мира человека, к его прошлому. Говорим о премьере спектакля Челябинского театра современного танца в постановке режиссера из Москвы Ярослава Францева.

На сцене много металлических конструкций, цепей, строительных инструментов. Чувствуется дух «железного» времени, где нет места человеколюбию, а есть жесткая структура и рамки, которые ограничивают каждого. Под тяжелую, резкую, ломаную музыку происходящие события образуют художественный монолит.

Время материально

В переломный момент, когда зима сдала свои позиции и наступила календарная весна, в Челябинске, городе металлургов, зрители увидели спектакли о тяжелом прошлом и воздушном будущем. Удачные даты для премьер, ведь смена времен года, переход из одного состояния в другое во многом перекликаются с концепцией танцевальных экспериментов. Science-art-постановки созданы командой хореографов, музыкантов, художников izotop.lab, которая занимается переосмыслением и перевоплощением научных теорий в искусство. Авторы оттолкнулись от тезиса, сформулированного астрофизиком, академиком Николаем Козыревым о том, что «время материально, оно переносит энергию со скоростью большей, чем скорость света, время может вмешиваться в события, подпитывать их энергией или, наоборот, забирать энергию».

Plumbum_фото_Людмилы_Ковалевой_6420.jpg

В основе мультижанрового проекта «PLUMBUM» — груды металла, физический театр, современный танец, разнообразие промышленных звуков и шумовых эффектов. Идея поражает своей нестандартностью, масштабностью, смелостью. Звукоизвлечение происходит прямо на глазах у зрителей! Удивительно, но артисту Челябинского театра современного танца Владимиру Вдовенко удалось заставить мелодично петь подвешенные куски арматуры. Именно он, «человек в черной маске», дирижирует происходящими событиями. Именно он, словно могильщик, собирает тепловой пушкой бездыханные тела после страшной, отчаянной, остервенелой битвы. Именно он старательно и наглухо закрывает железными листами людей, запирая их в металлическом коробе.

Гремучая смесь

В премьерном спектакле соединяется в одно целое то, что раньше считалось совершенно несовместимым. Животные инстинкты, научные опыты, бытовые радости, любовь и свадьба, песни под балалайку, неприличные частушки, индустриальная революция, тревожные сообщения, хаос и беготня, социальные перевороты, новый политический курс, жизнь и смерть — все переплетено и спутано, образуя гремучую смесь.

Plumbum_фото_Людмилы_Ковалевой_6402.jpg

«Спектакль задумывался год назад, — признался режиссер Ярослав Францев. — Эта история изначально базировалась на науке. Мы знаем, что наука бывает разной: фундаментальной, прикладной, социальной и т.д. «PLUMBUM» — рассказ о прошлом. Я изучал металл как таковой, его свойства. Это натолкнуло на мысль об архаичном сознании, архетипах человека. Когда мы говорим о прошлом — это архетип, в котором срабатывает животный инстинкт «бей-беги»».

Природа металла

В премьерном спектакле очень точно показана природа металла. Глядя на сцену, можно без особого труда понять, о каких физических свойствах свинца идет речь. Он серого цвета, тяжелый, плотный. Он давит и тяготит. Возникает ассоциация с темным и мрачным прошлым, которое многотонным грузом лежит на сердце, вызывая страх, смятение, ужас, панику. Удары металлических брусков, скрип механизмов, скрежет железа, лязганье цепей — вот характерные черты «PLUMBUM».

Plumbum_фото_Людмилы_Ковалевой_6437.jpg

Однако, как известно, свинец отличается своей мягкостью (он легко обрабатывается) и пластичностью. Пластика свинца в спектакле прекрасно показана через невероятную пластику танцовщиков и танцовщиц ponadance.

Plumbum — вредный металл, он негативно влияет на здоровье. Именно поэтому его стремятся удалить из состава повседневно используемых вещей, бензина, красок. Невольно задумываешься о том, что многие люди стремятся удалить из памяти свое тяжелое прошлое, ведь оно может, как свинец, отравить настоящее и навредить будущему.

Песня о радуге

На сцене создано особое пространство. Металл везде. Вот он — элемент декораций и реквизита, вот он — часть костюмов. Металл используется как музыкальный инструмент, как орудие труда и даже оружие.

Plumbum_фото_Людмилы_Ковалевой_6413.jpg

«PLUMBUM» и его герои с молотками, шуруповертами, кувалдами, лопатами повествуют зрителям о той боли, которой пронизаны судьбы людей. Свинцовые воспоминания разрушительны. Обрывки фраз, символы эпохи, узнаваемые жесты, рваные движения, реализм и фантазия, как кривое зеркало, отражают картину мира. И совсем неудивительно, что человек, посаженный на цепь будто собака, истошно бьется в диких конвульсиях.

Печальный реквием о смене ценностей звучит громче, настойчивее, быстрее:

«Радуга, заключенная в тюрьму прямоугольника флага,
Трепещет над головами, в которых теперь темно,
В которых бредовых идей раскисает зловонная брага
И радуга смешивается в коричневое пятно».

фото_Людмилы_Ковалевой_6405.jpg

Жесткая лирика, как топор в лоб, бьет сразу наповал. Поэтические строки ярко и точно иллюстрируют потерю индивидуальности, трезвости мышления, человечности, свободы.

«Мы стараемся апеллировать не к отдельной узкой целевой группе. Мы апеллируем ко всем — к живому человеку вне зависимости от его возраста и социального статуса (театрал, ученый, инженер, художник). Мы апеллируем к человеческой сущности, которая вибрирует и задает вопросы. Мы показываем то, как наука может стать драматургией театрального действия», — отметил куратор science-art-проекта izotop.lab, кандидат технических наук Илья Вольнов.

Проверка на прочность

На протяжении всего спектакля в зале никто не переговаривается, не шуршит вещами и даже не кашляет, как будто липкий темный страх сковал зрителей. И чем ближе к финалу, тем страшнее.

фото_Людмилы_Ковалевой_6423.jpg

С упорством ученого режиссер занимается исследованием человека на прочность. «В спектакле есть то, чего люди привыкли бояться и всячески отвергать. Возможно, некоторые моменты будут неприятны зрителю. Может, даже где-то станет страшно, но эта реальность, которую создает сам человек, и забывать о ней не стоит», — откровенно заявляет Ярослав Францев.

События в «PLUMBUM» наслаиваются друг на друга, и становится ясно, что этот спектакль — лавина. Лавина подавленных эмоций, невысказанных мыслей, невыплаканных слез и затаенной боли. Лавина, которая медленно, но верно собирается над головами зрителей, чтобы в один момент обрушиться и погрести под собой весь зал.

Поделиться

Вчера | 13:42
Снова на «Сцене». В Челябинске открылся 32-й театральный фестиваль

Он живой, настоящий и не зависит от интернета. За долгие годы существования главного регионального фестиваля профессиональных театров он выдержал много испытаний.

18.05.2022 | 09:17
Страна сказок. Как преобразился челябинский Театр кукол

В Челябинске несколько лет было закрыто здание театра по улице Кирова, 8. Все это время артисты работали на разных площадках города, труппу никто не покинул, а даже наоборот, ее состав расширился. Вместе с ним и репертуар.

27.03.2022 | 18:05
Ангел с опаленными крыльями. Чеховские персонажи на сцене челябинской драмы

В Челябинском театре драмы состоялась премьера «Трех сестер». Классическая история приобрела новые очертания, смыслы. Режиссеру Марку Букину удалось остановить время и столкнуть в одном пространстве три поколения.

26.03.2022 | 17:53
Встреча с «Сыном». Французская драматургия на челябинской сцене

Камерный театр представил премьеру экзистенциальной драмы в постановке Алексея Янковского (Санкт-Петербург). В основе – одна из частей трилогии современного французского драматурга Флориана Зеллера.

Новости   
Спецпроекты