Все как у Гоголя. После «Женитьбы» главный режиссер покидает челябинскую драму

2 Июля 2022 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Все как у Гоголя. После «Женитьбы» главный режиссер покидает челябинскую драму


Свой 101-й сезон Челябинский академический драматический театр имени Наума Орлова завершил громкой премьерой. Это даже не точка, а восклицательный знак, если брать в расчет то, какими аплодисментами зрители приняли новый спектакль.

На все времена

Зыков_Александр_режиссер.jpgНевероятную историю Николая Васильевича Гоголя «Женитьба» принято считать комедией, хотя это далеко не так. По мнению главного режиссера театра Александра Зыкова, который в финале своего контракта с театром решился на постановку довольно сложного произведения, нельзя относиться к «Женитьбе» как к возможности непринужденно посмеяться. В афише в качестве жанра значится «грустный вальс», и это точно определяет главную мысль и настроение спектакля.

Женитьба_фото_Людмилы_Ковалевой_10491.jpg

Прошло почти два века с того момента, когда из-под пера гениального писателя вышла «Женитьба», но она остается весьма актуальной и в наши грешные дни. Для того чтобы подчеркнуть современность пьесы, создателям не понадобилось прибегать к каким-то модным эффектам: одевать героев в джинсы или заставлять их чатиться в телефонах. На сценах современных театров довольно часто можно встретить похожие методы, которые сопровождают классику. В нашем случае настоящее обозначается лишь легкими штрихами. Спектакль не перегружен декорациями и костюмами XIX века, но в нем нет и мобильных телефонов, олицетворяющих современную жизнь. Содержание выходит на первой план, форма только подчеркивает достоинство гоголевских мыслей, языка и потрясающих диалогов.

— Для того чтобы понять, что это актуально, совсем необязательно превращать персонажей в современных людей, — считает Александр Маркович. — Я видел этот спектакль в постановке талантливого режиссера, но она перенесла эту историю в хрущевские годы. И реквизит соответствующий был. Когда-то я работал над спектаклем «Гамлет» на Таганке, ассистентом конечно, у меня была стажировка. Я был в восторге из-за причастности к великой постановке. И я подошел в антракте к Окуджаве: «Булат Шалвович, правда, это гениально?!» Он ответил: «Да, только знаешь, Саша, он же написал не только про КГБ». А у Юрия Любимова был понятен отсыл к тем временам. Когда переносят классическое произведение в какое-то конкретное время, мне кажется, это его обедняет. Такие произведения должны распространяться на все времена, без подчеркивания какого-то определенного периода.

Женитьба_фото_Людмилы_Ковалевой_10498.jpg

Одна суть

— Общечеловеческие состояния, переживания, которые испытывают герои, они были схожими как тогда, так и сейчас, — продолжает режиссер. — Тогда девушка, сидевшая в купеческом доме, мечтала повысить свой статус, выйдя замуж за дворянина. Сегодня девушка, приходя с работы в свою хрущевку, на столе, покрытом клеенкой, видит глянцевый журнал. И она смотрит на картинки и восхищается: «Вот это жизнь!» И она мечтает найти такого жениха, который бы ввел ее в такую гламурную среду. Сплошь и рядом девушки ищут состоятельных мужчин. И как это странно! И какая ложная мечта! Даже не мечта, ложная цель, я бы так сказал.

— Ну да, согласна, женитьба превращается в какое-то рыночное мероприятие. И сейчас это выглядит еще ярче, чем в те времена, о которых писал Гоголь. Но суть одна. Если раньше женихи мечтали о невесте с французским, то сегодня существуют параметры талии и груди, и губы надо надуть, и скулы добавить, чтобы добиться этой ложной цели. Девушки наводят лоск, мужчины смотрят оценивающе, возрастных жен выкидывают из жизни, а новых подбирают по сантиметрам. Здесь нет ничего общего с любовью и родственными чувствами. И это совсем не комедия

Женитьба_фото_Людмилы_Ковалевой_10494.jpg

Рефлекс свободы или клаустрофобия?

— А у Гоголя это и обозначается не как комедия, а как невероятная история, — говорит Александр Зыков, размышляя еще и о другой стороне гоголевской «Женитьбы», главный персонаж которой сбегает со свадьбы. — Физиолог Иван Павлов открыл в человеке рефлекс свободы. А Гоголь это знал задолго до ученого. Потом уже социологи сделали выводы, что гражданские браки, которые не зарегистрированы в соответствующих актах, оказываются прочнее, чем официальные.

— Нет клетки?

— Да, нет клетки. Сам-то Гоголь страдал клаустрофобией. А это не только стены, это и психологические ограничения. Любовных историй у него практически нет. Это не Пушкин. Но при этом Николай Васильевич не был женоненавистником. Он прекрасно себя чувствовал в обществе женщин, был остроумен и весел. По описаниям биографов, он был вполне себе нормальным человеком, но клаустрофобия присутствовала. По всей видимости, как и у Подколесина, который испугался грядущей несвободы и сбежал, несмотря на расставленные барьеры.

Женитьба_фото_Людмилы_Ковалевой_10488.jpg

Вполне себе трогательные персонажи

— Расскажите, как вы работали над спектаклем? О чем говорили, какие мысли появлялись? Что было сложно?

— Сложность была одна, я ее уже обозначил. Я все время боролся с артистами, потому что у нас в подсознании лежит представление, что «Женитьба» — это комедия. Все знают, как играть комедию Гоголя. Это должно быть смешно. Какой смех? Это печальная история. Все герои без счастья, в поисках счастья. Они не могут быть смешными. Я пытался актерам объяснить, что Гоголь всех своих персонажей очень любил. Это не Салтыков-Щедрин! И мне хотелось, чтобы они были милыми. Чтобы, уходя, Жевакин вызывал сочувствие. Он так про свой сюртук рассказывает, который проносил 25 лет! И при этом он больше 25 лет служил на флоте. И у него ничего нет, он ничего не заработал!

— Персонаж получился очень трогательный. Борис Петров прекрасно справился с этой ролью. Щемящее чувство вызывает, когда в семнадцатый раз ему отказывают и он уходит.

— А у них у всех не первое сватовство. У одного это родовое проклятье. Фамилия — Яичница. Но как же можно жениться с такой фамилией!

— Но при этом он приданое считает?

— Я думаю, ему обязательно нужна какая-то мотивировка, якобы он и сам не очень-то и хотел жениться. Когда есть пара, очень важно, кто кого бросил. На премьере я актера похвалил, потому что он играл так, что у него голос дрожал. Он не изображал. Вот этого я и добивался. Потому что Гоголь всем сочувствует. Если персонажи и смешные, то как чаплинские герои. Они смешны в каких-то нелепых поступках. Женитьба или сватанье — это нелепый поступок. Прекрасное, глубокое произведение. Для актеров большое счастье работать с этим материалом.

фото_Людмилы_Ковалевой_10490.jpg

Эпилог

На самый традиционный вопрос о планах на будущее челябинской драмы, к сожалению, Александр Зыков отвечать уже не стал:

— Я про планы не могу знать. Я заканчиваю сотрудничество с театром, во всяком случае в качестве главного режиссера, и уезжаю в Новосибирск. Контракт заключался на пять лет. Это нормально, все по планам, все-таки театры должны менять режиссеров.

— Может быть и так, но расставаться жалко и тяжело, наверное?

— Это всегда очень тяжело.

Женитьба_фото_Людмилы_Ковалевой_10507_зрители.jpg

Заслуженный деятель искусств РФ, народный артист России Александр Зыков пришел в Челябинский академический драматический театр им. Наума Орлова в 2017 году. За пять лет, благодаря его таланту и любви к профессии, в афише театра появились прекрасные спектакли, которые поставил главный режиссер: «Продавец дождя», «Школа с театральным уклоном», «Играем Лисистрату», «Время женщин», «А песня тоже воевала», «Шесть блюд из одной курицы», «Царский подарок». А теперь еще и «Женитьба». Хорошая память. Будем надеяться, что его отъезд не означает прощание и мы еще увидим спектакли приглашенного режиссера-постановщика Александра Зыкова. Зрителям этого хотелось бы.

Поделиться

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

21.04.2024 | 18:04
Нравится или нет. Лучшую пьесу о буллинге представили в Челябинске

В Челябинском молодежном театре состоялась премьера спектакля по пьесе Игоря Витренко «Яна всем нравится (нет)». Произведение сильное, непростое, повествует о спорах за влияние в молодежной среде.

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

Новости   
Спецпроекты