Зачем книгам дизайн? О самых красивых книгах Германии рассказали в Челябинске

9 Июля 2022 Автор: Мария Русакова Фото: Людмила Ковалева
Зачем книгам дизайн? О самых красивых книгах Германии рассказали в Челябинске


«Не надейтесь избавиться от книг» — ключевая гиперссылка этого текста, к которой очень просит обратиться журналист.

Умберто Эко и Жан-Клод Карьер уже позаботились о доказательстве того, что печатное слово будет жить. А этот материал лишь актуализирует вопросы поддержки книгоиздательства и чтения.

Текст, который вы сейчас читаете, представляет собой конструктор. Его можно разобрать на четыре разные части и использовать в понравившемся назначении, а можно перебирать, как Юрий-Сурков_дизайнер.jpgкубик Рубика. С одной стороны, это интервью с книжным дизайнером, членом Союза дизайнеров России, Академии графического дизайна, Международной ассоциации AGI (Alliance Graphique Internationale) и основателем студии Suric Design Юрием Сурковым о работе, книгах и искусстве. Разговор проходил во время выставки «Самые красивые книги Германии 2018-2019» в Челябинской публичной библиотеке.

Книги_фото_Людмилы_Ковалевой_10961.jpg

С другой стороны, это целый фотопроект Людмилы Ковалевой, сделанный во время вышеупомянутой выставки. Фотографии не просто иллюстративный материал к тексту, который можно пролистнуть. Это очередная гиперссылка к пониманию тонкостей дизайнерского оформления книг. Поверьте на слово, эта «пасхалка» вам еще пригодится.

Третья сторона может показаться специфичной, потому что она посвящена издательскому делу и книжному дизайну. И ключевой вопрос этого сегмента нашего кубика: как сделать так, чтобы у книги появилась душа? Как создается оформление, почему дизайн — немаловажная часть книги, что учитывают художники-иллюстраторы, зачем читателю все это знать?

А вот четвертая сторона в какой-то мере утопическая. «Не надейтесь избавиться от книг» — лейтмотив, который в тяжелый экономический период приобретает особое значение. Безусловно, популяризировать книги одной лишь статьей невозможно. Но мы очень постараемся…

Книги_фото_Людмилы_Ковалевой_10972.jpg

Судите по обложке

Со времен инкунабул книгопечатание сильно изменилось. Массовая культура, крупные тиражи, современные технологии, маркетинг способствовали распространению информации в печатной форме. Книга стала доступнее. И «доступность» влияет на отношение читателей. Как часто вы обращаете внимание на оформление книги? И сколько «постинкунабул» вас впечатлило?

При такой постановке вопроса может захватить приступ справедливости: «Разве не содержание стоит во главе угла? Не судите книгу по обложке!» Конечно, главная ценность книги ее содержание. А вот оформление…

Книги_фото_Людмилы_Ковалевой_10976.jpg

«Эмоциональность и живописность определяют эстетическую составляющую книги», — мы начинаем разговор с Юрием Сурковым. Основа для нашей беседы — текст. Художественный и научный, прозаический и поэтический, вечный и временный. Текст как некая форма жизни, существование момента вне его свершения. В нашей работе, несмотря на существенные различия дизайна и журналистики, источник всего — текст. Иллюстративный материал рождается из букв: «Вы говорите, что работаете с текстом. Я бы сказал, и мы, дизайнеры, работаем прежде всего с текстом, но по-другому. Я сейчас сам себе противоречу. Но вы даже не представляете, насколько формализовано то, что вы для себя определяете как некие смыслы текста».
Все начинается с того, что мы кодируем и декодируем информацию в одной системе исчисления: «Пишем определенные буковки, которые потом складываются в слова, предложения и так далее. А эти буковки и есть то, что нас объединяет. Между текстом и формой у нас есть свои определенные ноты, которыми мы оперируем. Смыслы имеют свою форму».

Эта неустойчивая творческая цепочка от буквы к смыслу на разных этапах работы с книгой подвергается не только модернизации или рекультивации, но и вычеркиванию, удалению, сжиганию, жестокому убийству идеи и попыткам все бросить. Иначе говоря, «автор не достоин этой мысли».

Книги_фото_Людмилы_Ковалевой_10983.jpg

«Я часто вспоминаю цитату Эрнста Неизвестного. Я смотрел его интересные размышления по поводу искусства. У него одна фраза проскочила во время интервью, которая мне очень понравилась, что мысль стремится овеществиться. Незримые в реальном мире мысли, желания, темы, потребности, они стремятся овеществиться, то есть принять форму, — комментирует Юрий Юрьевич. — Может быть это очередь какая-то, большое счастье, каждый день — явление на белый свет. Это очень неоднообразный процесс. Ну сделал и сделал. Нет. Действительно, вещь проходит какие-то этапы подготовки, созревания. И мы только проводники в счастливый момент появления этого материала на свет».

Это по любви

Помимо художественной, конструкторской ценности особое место в книге занимает душа. Собственно, где она находится и как появляется, никто не знает. Предугадать то, что будет вызывать эмоциональный отклик, фактически невозможно. Это химия, магия, чародейство. Причем нельзя из этого процесса убрать ни художественное слово, ни дизайнерское оформление. В том, что книга задела ваши душевные струны, виноваты все соучастники процесса.

Книги_фото_Людмилы_Ковалевой_10962.jpg

Книжный дизайн — это не только суперобложка, которые многие из нас благополучно снимают. Художественное оформление подразумевает проработку каждой детали: размер шрифта и полей, выбор цветов и оттенков для текста и иллюстраций, погружение рисунков и картинок в текст, выбор бумаги. «Подбор шрифта соответствует смысловой интонации. То есть эмоция в тексте — как в музыке тональности. Конструкция зависит от построения повествования. С чего начать? К чему подвести? Как разбить на логические части?» — Юрий Сурков расширяет границы.

Даже сшить книгу можно по-разному. Например, среди лучших книг Германии за 2018-2019 год есть те, в которых определенная смысловая часть прикреплена основной в виде отдельной «тетради».

Или же переписка философа и студентки, героев «Марбургского романа», оформлена в виде книги-перевертыша, где мысли одного движутся навстречу другому и встречаются в красной середине книги, в которой представлены подлинные, откровенные письма.

фото_Людмилы_Ковалевой_10968.jpg

Работа Юдит Шалански, немецкой писательницы, книжного дизайнера и издателя, в 2019 году стала четвертой среди лучших книг Германии. Ее книга «Перечень убытков», опубликованная издательством Suhrkamp Verlag, воплощение одного из самых сильных желаний большинства художников — создание рисунка черным по черному. Сюжет на иллюстрации заметен только при определенном освещении и угле падения лучей, элементы картины нужно разглядывать: изображение отражается в зеркале читательского сознания. Кто-то видит только черты дома, а для другого очевидно прослеживается дачный участок…

Книга становится источником дискуссии не только на содержательном уровне, но и на эстетическом. Химия внешнего и внутреннего. И подобная работа — исключительная, а не массовая книга. Выходит, что душа в книге появляется по любви. Когда дизайнер чувствует авторский текст и продолжает его в своей работе: «И чем больше таких любящих, понимающих углубленно какую-то тему людей, тем и выходит, соответственно, более глубокая, разнообразная, тонкая вещь, которую обширно представляет автор».

фото_Людмилы_Ковалевой_10967 (1).jpg

Но издательская практика не всегда строится в безвременном и безграничном творческом процессе. Как раз наоборот, очень часто формат «не думается, а задается». И обуславливает это экономический фактор — бюджет книги. Оперируя эстетическими возможностями, дизайнер спрашивает о возможностях бюджета.

Цифровые мутации

Всепроникающие цифровые гены завоевывают и книгоиздание. Программы для обработки фото, электронные иллюстраторы, приложения для верстки — спектр сервисов и электронных услуг с каждым днем только растет. И предсказуемо технологии способствуют упрощению. Но хорошо ли это?

«Знаете, тут очень такой сложный вопрос и сложный ответ. Это всего лишь возможности. Вообще упрощение, упрощение инструмента и упрощение технологий, приводит к деградации. Но это не значит, что чем сложнее, тем лучше», — мы говорим о глобальном использовании готовых электронных инструментов, шаблонов, паттернов, заложенных программой.

Книги_фото_Людмилы_Ковалевой_10965.jpg

Критерии профессии хранятся у представителей рабочего цеха, только профессиональное сообщество устанавливает планку для предела совершенства (как мы понимаем, достигнуть ее невозможно): «Настоящее, рождается в преодолении. Книга — технологически сложнейший процесс. Это целый космос. Огромное количество и людей, и усилий, и технологий. Это сложно».

«В цифровом упрощении ничего плохого нет, если мы говорим про коммуникацию, доступность. Вообще это гениальная вещь. Когда ты работаешь в плане технологий, это здорово, — добавляет Юрий Юрьевич. — Много таких примеров, сейчас сдать работу можно в любой точке мира, буквально не выходя из дома».

Но электронные носители не убьют книгу. Технологии на данном этапе не могут заменить и устранить профессию, а значит, все возможности в руках у дизайнеров. А значит, есть надежда, что печатное слово будет жить: «Профессия не сдастся, потому что она настоящая, она будет отсеивать какую-то ерунду. Она может позволить себе воплощаться в каких-то несерьезных вещах, а серьезное будет оставаться серьезным».

Поделиться

29.11.2022 | 12:26
Встречаем «Лекаря…». Премьера Челябинского камерного театра выше ожиданий

«Лекарь поневоле» Мольера в стилистике площадного театра масок — довольно смелый эксперимент. И даже риск. Но это тот самый риск, который позволяет выпить шампанское за прекрасную премьеру, ставшую настоящим предновогодним подарком и зрителям, и артистам.

28.11.2022 | 16:14
К 200-летию Островского в Челябинске ставят балет «Бесприданница»

Впервые пьеса «Бесприданница» выдающегося русского драматурга Александра Николаевича Островского будет рассказана языком танца. Новый балет создается при поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации.

13.11.2022 | 14:21
Люди и куклы. В Челябинске представили спектакль о страшном голоде

В Челябинске случился, сбылся, свершился фестиваль «Соломенный жаворонок». Постановки представлены, награды вручены, театры разъехались, а зрители остались наедине со своими размышлениями. Одна из самых эмоциональных и душещипательных постановок — спектакль татарского театра «Экият» «Люди».

25.10.2022 | 15:06
Сердце читателей. Что обсуждали челябинцы на встрече с писателем Алексеем Ивановым?

Книголюбы и библиофилы прекрасно знают, что одним лишь прочтением книги не стоит ограничиваться. Любимый роман обязательно нужно обсудить с другом, коллегой, мамой и детьми: поспорить, порассуждать, посмотреть на произведение с другой стороны. А можно ли поговорить о книге с ее автором? У южноуральских читателей появилась такая возможность.

Новости   
Спецпроекты