Долой злоскотч. Как работают реставраторы в библиотеке
В крупнейшем книгохранилище региона мы уже побывали, а к юбилею Челябинской публичной библиотеки (ей исполняется 125 лет) «ЮП» подготовила секретную информацию о самых настоящих книжных спасателях. Как, где и с чем работают реставраторы? Читайте в новом материале «Закулисья».
Среди темных книжных коридоров в библиотеке есть дверь, в которой много света. Не только как физического явления, но и как метафоры надежды и чуда. И в этом помещении абсолютно не работает всем известный библиотечный принцип: «Тихо! Не шуметь!» Мы входим в центр консервации библиотечных фондов ЧОУНБ под громкий гул машины, зажимающей листы после реставрации.
Заведует этим важным центром Татьяна Шапкина: «У нас не бывает скучных дней. Постоянно в работе интересные книги, мы реставрируем не только современные, но и старинные, даже очень старинные издания».
При реставрации нужно учитывать много факторов: когда и кем книга издана, в какой стране, какие материалы использовались, профессионал занимался этим или просто любитель. Книги всегда восстанавливают по типу того, как они были сделаны. Есть разные типы переплетов, разные конструкции шитья и так далее. Реставраторы должны разбираться во всех тонкостях и учитывать их при работе. Задумайтесь, например, о том, что переплетная традиция церковных книг на Урале отличается от московской. Да и внутри нашего округа существовали десятки вариаций работ: дорогие варианты с позолотой, сафьяновые или даже пергаментные переплеты, а также бумажные версии «корень в кожу», «бес переплету» и просто «сшитых в тетратях».
Никаких универсальных инструкций для реставрации не существует, есть только общепринятые методики. Какие-то техники перенимаются из других видов рукоделия. Так, мраморную бумагу создают в технике, очень похожей на эбру (рисование на поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу или другую твердую основу). В сложных случаях помогают кураторы, например, Российская государственная библиотека, отдел сохранности книг.
Для нас достают новую-старую работу — церковную книгу XIX века, отданную на восстановление. Дубовые доски — две разобранные крышки с метками для крепления замков и коваными гвоздями. «Всегда использовалась латунь, потому что она не ржавела. Сталь все-таки ведет себя хуже», — сотрудники не отвлекаются от процесса и проговаривают все этапы. «Починить» нужно дерево, кожу, металл и бумагу.
Главная особенность реставрации — сохранить книгу в том виде, в котором она есть. Реставраторы не могут содрать старую обложку и заменить ее свеженькой из кожзама. Книга должна быть в том состоянии, в котором она попала в книжный дом. Все пометы ручками и карандашом, царапинки, все истории бытования, даже замочки и гвоздики отдают на сохранность. «Мы не делаем книгу новой, а сохраняем ее лицо. Да, конечно, есть некоторые небольшие исключения. Например, бывают надписи, которые разрушают бумагу. Это бывают чернила, которые химически воздействуют на бумагу. В таком случае мы стараемся их удалять. У всех книг своя индивидуальная история. Мы работаем с каждой по-своему», — комментирует Татьяна Шапкина.
Реставрация редких книг — это сложный и многогранный процесс, требующий тщательного изучения каждой книги и глубокого понимания ее исторической и культурной ценности. Пока вы вникаете в вышеупомянутые тонкости, мы переходим в другую комнату центра консервации.
Моем-моем чисто-чисто
Один из основных этапов реставрации редких книг — это очистка материалов. Мастера аккуратно удаляют пыль, грязь и плесень с поверхности бумажных листов, обложки. Бумагу замачивают в дистиллированной воде. «Промывка бумаги — своеобразный процесс. В волокнах накапливается очень много грязи за годы существования книги. Для работы важно знать кислотность бумаги, чтобы вовремя нейтрализовать разрушение листов и изменение цвета», — делится с нами Татьяна Владимировна.
Кислотность бумаги определяют не на глаз (потому что здесь важен не цвет, а состав), а с помощью специального прибора — pH-метра. За счет контактного способа специалисты узнают результат и не повреждают листы (существуют и радикальные методы с разорванными листами). Генеральная уборка нужна для того, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение.
Один из сложнейших этапов по обретению второй книжной жизни — реставрация бумаги. Тест на знание материала: может ли реставратор дописать что-то, если текст бесследно исчез? Правильно, не может. А что тогда он делает? Оставляет кусочки, повисшие в воздухе.
Смысловые потери наращиваются за счет новой бумаги. Лист для лечения книги подбирается по толщине, по фактуре, по цвету. Если вы потрогаете новенькую страничку, то тактильно не ощутите разницу между новыми и старыми частями. Все выкладывается вручную, маленькими частями на подсвечивающейся поверхности. Это и есть искусство.
«Скотч» — это ругательное слово в отделе реставрации. Сотрудники челябинской Публички просят, советуют и умоляют забыть о нем, потому что он необратимо изменяет химические свойства листов и переплетов. Его практически невозможно удалить с бумаги при реставрации. Чем его заменить в домашних условиях? Чайным пакетиком (без чая) и мучным клеем.
А в профессиональных условиях можно упрочнить лист и восстановить пробелы с помощью реставрационной бумаги, можно восполнить утраты с помощью бумажной массы, существует даже механизированная доливка с вакуумом. Для очень ветхих листов используют метод расщепления: «Мы берем лист, заключаем его между прочной бумагой, потом высушиваем и расщепляем. Снаружи расслоений не будет, все только внутри листа».
Знание — людям
Любая реставрация начинается с обследования. Сначала книге ставят диагноз. Разберем на примере чернил-безобразников, которые портят страницы. Можно провести химический анализ, но часто симптомы видно без дополнительных процедур: чернила осыпаются, вокруг надписей появляются ореолы, или происходит «выпадение строки». Анализы же проводят химики и биологи, в основном в Москве. Но и в Челябинске, в нашем центре консервации, есть все необходимое для самостоятельно работы.
Такая возможность, к сожалению, редкость для регионов. В 2000-х годах, на момент открытия, подобных центров в России было 23. В наши дни осталось всего 11. Связано это с государственным финансированием. Реставрация очень дорогой процесс. Как отмечает Татьяна Шапкина, реставрационные центры остались и работают там, где их поддерживает область. Нашему центру помогает региональное министерство культуры.
А потому у отдела консервации есть все необходимые приборы, современное оборудование и непонятные штучки-дрючки: «Температуру проверяем, влажность, свет, пыль взвешиваем. Все для того, чтобы книги нашего фонда всегда были в сохранности». А еще Публичная библиотека является методическим центром региона, отдел консервации учит бережному обращению и хранению все книжные дома Южного Урала.
Реставраторы центра консервации помогают не только региональным библиотекам, но и всем читателям. В социальных сетях сотрудники пишут материалы и публикуют видеоролики о том, как восстановить книгу в домашних условиях, какие враги существуют у книг, что делать с выпавшим переплетом и даже как создать бумагу в домашних условиях. А еще они проводят мастер-классы в живом формате. И это только один из отделов Челябинской публичной библиотеки. А какие есть еще? Расскажем в следующей части.
Поделиться