Склеить персонаж. Как живут куклы челябинского театра?
«А закулисы покажут?» — спрашивает у мамы Тимофей. Экскурсия в театр кукол начинается не в самое детское время — в восемь вечера. Самые ответственные зрители, пришедшие заранее, ждут в коридоре рядом с кассами.
- Паспорт для книжки. История тайн главного книжного дома области
- Дом трезвости и колокольня на сцене. Что скрывает драмтеатр Челябинска?
Где эта ваша интермедия?
Ни одного грамотного зрителя не придется убеждать в том, что театр начинается с фойе. Обновленный театр кукол — не исключение. Наоборот, яркий пример. Светлый дворец, как называют его работники театра. Именно с этого места начинает свой рассказ о театре артист Виталий Пилипенко: «Начнем с самого интересного — с лампочек. Их здесь 727 штучек». Пространства много: хватает и для веселых забегов детей перед спектаклем, и для интермедий.
Интермедия появилась в театре в эпоху Возрождения. Это короткое представление перед основным действием. Пантомима, балет, маскарад, род оперной сцены, пародийные сценки — раньше, как и сейчас, актеры изобретали и фантазировали. Прародиной этого театрального явления считается Италия, однако интермедию также активно включали в свой репертуар английские и испанские театры. А в 17–18 веках такие сценки появляются в русском школьном театре.
А для кого вообще придумали кукольный театр? Главный стереотип: театр кукол предназначен только для детей. И это абсолютно неверно. В театральных представлениях куклы начали использоваться в России со второй половины семнадцатого века. И эти спектакли показывали взрослым людям. А детские кукольные спектакли стали активно появляться при советской власти, когда возникла система репертуарных театров. На сегодняшний день челябинский театр кукол им. Вольховского ставит как детские спектакли, так и взрослые.
В фойе неслучайно висит соломенная птичка. Это символ международного фестиваля «Соломенный жаворонок». Одноименный спектакль–фантазия на темы древнерусского фольклора под режиссурой Валерия Вольховского, чье имя носит главный кукольный дом Челябинска, был поставлен в 70–е годы, в так называемый «золотой век» нашего театра кукол. А сейчас название гордо принадлежит фестивалю.
Наш кукольный театр — единственная площадка в стране, где проходит фестиваль кукольных спектаклей для взрослого зрителя. «Прилетает» «Соломенный жаворонок» раз в два года всего на пару дней, зато собирает творческие коллективы с уникальными работами. В 2022 году в стенах театра прошли 14 спектаклей, привезенных из Красноярска, Москвы, Санкт–Петербурга, Екатеринбурга, Рязани, Ханты–Мансийска, Перми, Кургана, Оренбурга, Набережных Челнов, Казани и Челябинска. Кстати, о недетских постановках мы уже писали.
Театр всего
«Театр кукол, театр теней, театр всего… Куклой может быть даже книжка, микрофон, руки. Оживление предмета, первый курс театрального…» — комментирует артист Виталий Пилипенко. Мы заходим в малый зрительный зал. Раньше его здесь не было, а была маленькая репетиционная комнатка. А уже после ремонта появилась подвижная сцена и новое творческое пространство.
На полу расположены ячейки, которые поднимаются на различную высоту. За счет этого можно сокращать пространство между зрителем и спектаклем, экспериментировать над постановками и коммуникацией: «В новогоднюю кампанию в спектакле «В гостях у дедушки Мороза» сцена и зрительный зал стали единой площадкой. И зрители были непосредственными участниками спектакля».
К завтрашнему спектаклю «Неправильные сказки» уже все готово: лежат микрофоны, декорации, реквизит. Готовы и куклы: Пушкин, Некрасов, Крылов, Андерсен и Перро. Вся компания выглядит в соответствии с историческим представлением о них: мимика, образ, фигура — все передано художником Захаром Давыдовым. Правда, Шарль Перро — с фиолетовой шевелюрой, а для Николая Алексеевича уже подготовлена стильная бас–бочка и пара тарелок, ведь Некрасов в спектакле стал барабанщиком.
Изготавливают декорации для спектаклей в столярном цехе, где всё, как положено: миллион и один кусок дерева, баночки и коробочки, атмосферная пыль, кисточки, болтики, а в центре комнаты — циркулярный станок. Иногда в эту мастерскую заглядывает художник–конструктор, чтобы создать новых артистов.
В театре есть разные куклы. Создают их в сроки от одного дня до полугода. Куклу можно заказать «под ключ», тогда собирается она достаточно быстро. Также процесс может начаться с нуля: художники театра активируют режим «папа Карло» и строгают новые характеры и образы. Наш экскурсовод Виталий помимо основной актерской карьеры работает на полставки в столярной мастерской. «К спектаклю «Годунов» нужно было сделать 160 с лишним голов, а еще яйцо весом в 150 килограммов», — делится артист.
Напротив столярного цеха — бутафорский. Царство эскизов и слепков. «У нас есть гипсовая заготовка. Как она создается? Из глины или пластилина наши бутафоры создают модель. Потом сверху она поливается гипсом, глина вытаскивается. А далее заготовку первый раз покрывают бумагой, смоченной водой, чтобы было легче вытащить готовое изделие. Далее вся технология совпадает с изготовлением папье-маше: бумага (Прим. авт. — В театре советуют брать крафтовую) и клей. Потом «шкурочкой» все детали подправляются». Всех секретов создания кукол, конечно, не раскрывают, но, если возник интерес, уже можно попробовать поэкспериментировать дома. Некоторых кукол–артистов приходится чинить достаточно часто, а есть вечные. Например, лягушонок живет в театре им. Вольховского уже 40 лет.
Кукловождение
Плоский фанерный крокодильчик, цветные теневые куклы, перчаточные, ростовые и тростевые куклы, марионетки и планшетные куклы — разобраться непросто даже опытным владельцам капитала настоящей детской комнаты.
Самая простая система — перчаточная кукла. Всем известный Петрушка. Как отмечает Виталий Пилипенко, в Африке этого персонажа называют «белый черт». А имен у Петрушки больше, чем мы думаем: он и Ванька Рататуй, и Петр Иваныч Уксусов, и мусью Подчинель. Внешность Петрушки досталась в наследство от персонажа итальянской комедии Пульчинеллы, однако в мире существует лишь один аналог перчаточной куклы для вертепа — французская кукла для ярмарочных спектаклей Гиньоль. Внутри перчаточной куклы есть специальные патроны, куда вставляются пальцы. Поэтому каждая кукла имеет своего владельца, а значит, заменять артиста в спектакле бывает крайне сложно.
Тростевая кукла, или гапит, — чуть более сложная модель. У кукольного артиста уже появляется «скелет», а значит, растет число движений и вариантов кукловождения. Планшетная кукла имеет механизм посерьезнее. По принципу она похожа на маленького ребенка, которого учат делать первые шаги. И называют ее так, потому что она ходит по планшету сцены. Правда пройтись с такой артисткой сможет далеко не каждый: чтобы сдвинуть ноги, нужно хорошенько заваливать плечи.
Самая интересная и сложная в работе — марионетка. Одной такой куклой может управлять только один человек. В процессе подготовки спектакля только один актер «обживает» марионетку, больше никто ей пользоваться не может. «А можете показать, как марионетка сальтуху делает?» — детей в зале интересуют важные вопросы. За счет сложности механизма такой вид кукол может делать на сцене самые сложные элементы: рондат, дышать огнем, ездить на велосипеде и танцевать чечетку. Но если вдруг веревочки у механизма запутаются, то их отрезают — распутать невозможно.
В мастерской висит эскиз для нового персонажа: в театре готовят премьеру «Дон Жуан», которую зрители увидят уже в июне. Для спектакля готовится очень большая кукла: «Размером с человека. Артист будет залезать во внутрь и управлять ей изнутри. Эта кукла и ростовая, и механизированная. Очень сложная система». Всех секретов не рассказывают — премьера все–таки. Но кое–что мы для вас узнали.
Поделиться