Склеить персонаж. Как живут куклы челябинского театра?

19 Марта 2023 Автор: Мария Русакова Фото: Людмила Ковалева
Склеить персонаж. Как живут куклы челябинского театра?


«А закулисы покажут?» — спрашивает у мамы Тимофей. Экскурсия в театр кукол начинается не в самое детское время — в восемь вечера. Самые ответственные зрители, пришедшие заранее, ждут в коридоре рядом с кассами.

Фойе откроют через пару минут и покажут те самые «закулисы». Мы, как опытные искатели секретных фактов и работы вне сцены, тоже отправились на экскурсию.

Где эта ваша интермедия?

Ни одного грамотного зрителя не придется убеждать в том, что театр начинается с фойе. Обновленный театр кукол — не исключение. Наоборот, яркий пример. Светлый дворец, как называют его работники театра. Именно с этого места начинает свой рассказ о театре артист Виталий Пилипенко: «Начнем с самого интересного — с лампочек. Их здесь 727 штучек». Пространства много: хватает и для веселых забегов детей перед спектаклем, и для интермедий.

Интермедия появилась в театре в эпоху Возрождения. Это короткое представление перед основным действием. Пантомима, балет, маскарад, род оперной сцены, пародийные сценки — раньше, как и сейчас, актеры изобретали и фантазировали. Прародиной этого театрального явления считается Италия, однако интермедию также активно включали в свой репертуар английские и испанские театры. А в 17–18 веках такие сценки появляются в русском школьном театре.

Закулисье_Ковалева_22264.jpg

А для кого вообще придумали кукольный театр? Главный стереотип: театр кукол предназначен только для детей. И это абсолютно неверно. В театральных представлениях куклы начали использоваться в России со второй половины семнадцатого века. И эти спектакли показывали взрослым людям. А детские кукольные спектакли стали активно появляться при советской власти, когда возникла система репертуарных театров. На сегодняшний день челябинский театр кукол им. Вольховского ставит как детские спектакли, так и взрослые.
В фойе неслучайно висит соломенная птичка. Это символ международного фестиваля «Соломенный жаворонок». Одноименный спектакль–фантазия на темы древнерусского фольклора под режиссурой Валерия Вольховского, чье имя носит главный кукольный дом Челябинска, был поставлен в 70–е годы, в так называемый «золотой век» нашего театра кукол. А сейчас название гордо принадлежит фестивалю.

Наш кукольный театр — единственная площадка в стране, где проходит фестиваль кукольных спектаклей для взрослого зрителя. «Прилетает» «Соломенный жаворонок» раз в два года всего на пару дней, зато собирает творческие коллективы с уникальными работами. В 2022 году в стенах театра прошли 14 спектаклей, привезенных из Красноярска, Москвы, Санкт–Петербурга, Екатеринбурга, Рязани, Ханты–Мансийска, Перми, Кургана, Оренбурга, Набережных Челнов, Казани и Челябинска. Кстати, о недетских постановках мы уже писали.

Закулисье_Ковалева_22241.jpg

Театр всего

«Театр кукол, театр теней, театр всего… Куклой может быть даже книжка, микрофон, руки. Оживление предмета, первый курс театрального…» — комментирует артист Виталий Пилипенко. Мы заходим в малый зрительный зал. Раньше его здесь не было, а была маленькая репетиционная комнатка. А уже после ремонта появилась подвижная сцена и новое творческое пространство.

На полу расположены ячейки, которые поднимаются на различную высоту. За счет этого можно сокращать пространство между зрителем и спектаклем, экспериментировать над постановками и коммуникацией: «В новогоднюю кампанию в спектакле «В гостях у дедушки Мороза» сцена и зрительный зал стали единой площадкой. И зрители были непосредственными участниками спектакля».

Закулисье-photo_2023-03-17_10-54-26.jpg

К завтрашнему спектаклю «Неправильные сказки» уже все готово: лежат микрофоны, декорации, реквизит. Готовы и куклы: Пушкин, Некрасов, Крылов, Андерсен и Перро. Вся компания выглядит в соответствии с историческим представлением о них: мимика, образ, фигура — все передано художником Захаром Давыдовым. Правда, Шарль Перро — с фиолетовой шевелюрой, а для Николая Алексеевича уже подготовлена стильная бас–бочка и пара тарелок, ведь Некрасов в спектакле стал барабанщиком.

Изготавливают декорации для спектаклей в столярном цехе, где всё, как положено: миллион и один кусок дерева, баночки и коробочки, атмосферная пыль, кисточки, болтики, а в центре комнаты — циркулярный станок. Иногда в эту мастерскую заглядывает художник–конструктор, чтобы создать новых артистов.

Закулисье-фото_Людмилы_Ковалевой_22248.jpg

В театре есть разные куклы. Создают их в сроки от одного дня до полугода. Куклу можно заказать «под ключ», тогда собирается она достаточно быстро. Также процесс может начаться с нуля: художники театра активируют режим «папа Карло» и строгают новые характеры и образы. Наш экскурсовод Виталий помимо основной актерской карьеры работает на полставки в столярной мастерской. «К спектаклю «Годунов» нужно было сделать 160 с лишним голов, а еще яйцо весом в 150 килограммов», — делится артист.

Напротив столярного цеха — бутафорский. Царство эскизов и слепков. «У нас есть гипсовая заготовка. Как она создается? Из глины или пластилина наши бутафоры создают модель. Потом сверху она поливается гипсом, глина вытаскивается. А далее заготовку первый раз покрывают бумагой, смоченной водой, чтобы было легче вытащить готовое изделие. Далее вся технология совпадает с изготовлением папье-маше: бумага (Прим. авт. — В театре советуют брать крафтовую) и клей. Потом «шкурочкой» все детали подправляются». Всех секретов создания кукол, конечно, не раскрывают, но, если возник интерес, уже можно попробовать поэкспериментировать дома. Некоторых кукол–артистов приходится чинить достаточно часто, а есть вечные. Например, лягушонок живет в театре им. Вольховского уже 40 лет.

Закулисье_Ковалева_22252.jpg

Кукловождение

Плоский фанерный крокодильчик, цветные теневые куклы, перчаточные, ростовые и тростевые куклы, марионетки и планшетные куклы — разобраться непросто даже опытным владельцам капитала настоящей детской комнаты.

Самая простая система — перчаточная кукла. Всем известный Петрушка. Как отмечает Виталий Пилипенко, в Африке этого персонажа называют «белый черт». А имен у Петрушки больше, чем мы думаем: он и Ванька Рататуй, и Петр Иваныч Уксусов, и мусью Подчинель. Внешность Петрушки досталась в наследство от персонажа итальянской комедии Пульчинеллы, однако в мире существует лишь один аналог перчаточной куклы для вертепа — французская кукла для ярмарочных спектаклей Гиньоль. Внутри перчаточной куклы есть специальные патроны, куда вставляются пальцы. Поэтому каждая кукла имеет своего владельца, а значит, заменять артиста в спектакле бывает крайне сложно.

Закулисье_Ковалева_22261.jpg

Тростевая кукла, или гапит, — чуть более сложная модель. У кукольного артиста уже появляется «скелет», а значит, растет число движений и вариантов кукловождения. Планшетная кукла имеет механизм посерьезнее. По принципу она похожа на маленького ребенка, которого учат делать первые шаги. И называют ее так, потому что она ходит по планшету сцены. Правда пройтись с такой артисткой сможет далеко не каждый: чтобы сдвинуть ноги, нужно хорошенько заваливать плечи.

Самая интересная и сложная в работе — марионетка. Одной такой куклой может управлять только один человек. В процессе подготовки спектакля только один актер «обживает» марионетку, больше никто ей пользоваться не может. «А можете показать, как марионетка сальтуху делает?» — детей в зале интересуют важные вопросы. За счет сложности механизма такой вид кукол может делать на сцене самые сложные элементы: рондат, дышать огнем, ездить на велосипеде и танцевать чечетку. Но если вдруг веревочки у механизма запутаются, то их отрезают — распутать невозможно.

В мастерской висит эскиз для нового персонажа: в театре готовят премьеру «Дон Жуан», которую зрители увидят уже в июне. Для спектакля готовится очень большая кукла: «Размером с человека. Артист будет залезать во внутрь и управлять ей изнутри. Эта кукла и ростовая, и механизированная. Очень сложная система». Всех секретов не рассказывают — премьера все–таки. Но кое–что мы для вас узнали.

Закулисье-фото_Людмилы_Ковалевой_22267.jpg

Поделиться

Вчера | 14:14
«Слона» заметили. Почему театру так интересны забытые пьесы

Челябинский камерный театр открывает сезон премьерой. Ждали неожиданного? Получите! Театр, ищущий, жадный до экспериментов, на сей раз обратился к творчеству Александра Копкова (1907-1942).

06.09.2024 | 15:10
Детская филармония Челябинской области будет носить имя Адика Абдурахманова

Губернатор Алексей Текслер поддержал инициативу присвоить Детской филармонии Челябинской области имя прославленного дирижера, музыканта, педагога, заслуженного артиста России Адика Абдурахманова. Об этом губернатор сообщил на торжественном мероприятии в честь сорокового дня рождения Детской филармонии.

29.07.2023 | 14:41
Долой злоскотч. Как работают реставраторы в библиотеке

В крупнейшем книгохранилище региона мы уже побывали, а к юбилею Челябинской публичной библиотеки (ей исполняется 125 лет) «ЮП» подготовила секретную информацию о самых настоящих книжных спасателях. Как, где и с чем работают реставраторы? Читайте в новом материале «Закулисья».

27.02.2023 | 10:18
В Челябинске рассказали о южноуральцах, воевавших с Наполеоном

Историческая экспозиция посвящена событиям 1812-1814 годов.

Новости   
Спецпроекты