Одной правой. Челябинский художник Станислав Напольских рисует ногой
Не стоит пытаться понять логику художника, особенно если вы современный, продвинутый, успешный, прагматичный человек. Они по-другому мыслят, и у них свой внутренний мир. Они по-другому видят и могут быть счастливы от удачного света и замысловатой тени на мосту.
Наверное, Станислав Леонидович так и остался в том времени. У него нет мобильного телефона, и он не пользуется компьютером. А флешку он называет «штукой», на которую, как ему сказали, можно скинуть видео с его мастер-классом. Все дни напролет, если позволяет погода, он рисует портреты на Кировке. Это его кусок хлеба. Вечер он посвящает творчеству: рисует всегда, много, ощущая, что это и есть его настоящая жизнь.
Зачем художнику нога
Бесспорно, Станислав Напольских одаренный художник, прекрасный портретист. Однако его работы мало кто знает. Он не стал членом Союза художников, а в советское время это давало большие привилегии. Все его коллеги тогда стремились к этому, а он, окончивший престижное Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, знаменитую «Мухинку», прошел мимо. А это сузило его возможности выставляться. В его арсенале только участие в нескольких совместных выставках и ни одной персональной.
Наше знакомство произошло тоже благодаря совместной выставке автопортретов, которая в эти дни проходит в МАУ «Центр искусств». Он принес четыре свои работы, выполненные ногой! Такого здесь еще не видели!
— Я сначала скептически отнеслась к тому, что в экспозиции будут работы столь необычной техники, — рассказывает искусствовед центра Людмила Новикова. — Как это можно понять: если ты рисуешь хорошо рукой, зачем еще что-то придумывать? Но, когда увидела работы, я поняла, что в этом есть смысл. Они живые и интересные с точки зрения энергетики, пластики, объема. Каждой линией любуешься, они завораживают. Рукой получаются идеальные линии, а ногой — импрессионистичные, что ли.
Почти как в цирке
Искушенной публике стало интересно, как это делается. Художник легко согласился провести мастер-класс. Для модели выбрали очень симпатичного парня, девятиклассника. Станислав Леонидович снял обувь, и действие началось. В процессе удалось узнать, как так получилось, что он освоил «ножное» рисование.
— Не от хорошей жизни, — ответил мастер. — Я жил в Питере, а времена были дикие. Карточная система. Голодноватое было время, но зато вольное: никто на мозги не капал. И вот там, на Невском проспекте, как и многие другие художники, я рисовал портреты. Но денег на всех не хватало. Есть люди, типа меня, которые ни к селу ни к огороду. Вот рядом со мной мог находиться алкоголик, и работы у него не очень, но он сажает клиентов. А я один. Я решил что-нибудь придумать. И пришла в голову мысль попробовать рисовать ногой. Но моя неопытность житейская не подсказала мне, что людям нужен прилизанный портрет, гладенький, чтобы все блестело. Я об этом не догадывался. Коммерческой выгоды эксперимент не принес, и я забыл его лет на тридцать, о чем жалею сейчас.
Работа как танец
— Когда рисуешь ногой, как будто все тело работает, весь организм, — продолжает Станислав Напольских. — Ощущение, что ты вроде бы как танцевал, делал движения всем телом. Нога не создана для того, чтобы красить заборы, а именно линия становится главной. И здесь есть все, с точки зрения академического рисунка. После этого опыта я стал смелее рукой работать. Уже нет боязни, нога научила.
— Коллеги вас не очень понимают?
— Те, которые академики до мозга костей, нет. Чему его научили, так и работает. Он считает, что не надо заходить за пределы академического рисунка. Шаг в сторону — это побег. Но я рисую так. И мне нравится результат. Потому что нога в силу своей природы долгое время ограничена в возможности движения, она ошибается и волнуется, но, получая команды, подходит к тому, что от нее требуется. Тактически нога отстает от руки, но стратегически превосходит, выдает энергетику, от которой я сам питаюсь. Утром просыпаюсь, глаз открыл, а портреты на меня смотрят. И они мне с утра задают тонус.
Важна музыка
Прошел час с небольшим, и на мольберте все увидели образ — живой, светлый и очень похожий на модель. «Главное, уловить музыку портрета, — объяснил художник. — И дальше уже линии как будто сами ложатся на бумагу». И что это, как не искусство! Мастер обещал, что он с этим эскизом еще будет работать и превратит его в настоящий рисунок. Тем более новые работы ему понадобятся. В следующем году центр обещал устроить его персональную выставку. Первую за всю его творческую жизнь.
Поделиться