Пьесы русского Шекспира. Как творчество Александра Островского продолжает будоражить сердца

28 Августа 2022 Автор: Светлана Демцура Фото: Людмила Ковалева
Пьесы русского Шекспира. Как творчество Александра Островского продолжает будоражить сердца


Роль Александра Островского в развитии русской драматургии, сценического искусства и отечественной культуры в целом трудно переоценить. В России писатель популярен так же, как Шекспир в Англии или Мольер во Франции. Его пьесы постоянно ложатся в основу постановок российских театров, и южноуральские не исключение.

Островский — выдающийся художник, способный литературным языком в красках и деталях описать сильные душевные волнения человека. Он воплотил мечты Гоголя и Белинского о появлении на отечественной сцене русских характеров. Можно без преувеличения сказать, что темы, поднятые в его пьесах, не теряют остроты и актуальности, продолжая будоражить умы и сердца театралов.

Драматургия вне времени

В мае 2022 года на сцене златоустовского театра «Омнибус» состоялась сдача спектакля «Лес» (16+) по одноименной пьесе Александра Островского. Премьера запланирована на начало театрального сезона 2022/2023. Спектакль «Лес» — знаковая постановка для старейшего в Челябинской области драмтеатра, чье название в переводе с латинского означает «для всех». Дело в том, что именно с «Леса» началась его история. 31 октября 1920 года в помещении бывшего оптового склада купца Соколова была показана хрестоматийная комедия Александра Николаевича о цене свободы, дружбы и любви. Затем, в 1930-40-х годах, «Лес» дважды появлялся в театральной афише. И вот теперь, спустя сто лет, «Лес» вновь порадует златоустовскую публику. Главный режиссер театра «Омнибус», заслуженный деятель искусств РФ Борис Горбачевский выпускает спектакль о человеческих взаимоотношениях, правде и лжи, ханжестве и лицемерии, об искренности и чистоте, высоком благородстве и наглой бесцеремонности, о смешном и грустном.

Демцура_Драматургия-вне-времени_Ковалева_Лес_Омнибус_photo_2022-08-25_10-33-30.jpg

Композиция пьесы «Лес» сложная. Здесь нет единства, как, например, в «Грозе» или «Бесприданнице». Выделяются самостоятельные сюжетные линии: история Гурмыжской и Буланова, Аксюши и Петра и, наконец, линия двух провинциальных актеров — трагика Несчастливцева и комика Счастливцева. Происходит столкновение интересов. Судьбы героев переплетаются. И мы видим, что события, описанные Островским в 1870 году, актуальны до сих пор: состоятельные дамы по-прежнему влюбляются в юношей, разоряются; девушкам, чтобы выйти замуж за обеспеченного человека, нужно иметь какое-то приданное. Вечные ценности: семья, любовь, дружба, преданность — все имеет свою цену. При этом нищие актеры оказываются могущественнее богатых господ. А искусство, к счастью, в очередной раз одерживает победу.

Омнибус_Главреж-Борис-Горбачевский.jpg«Мы рады, — отмечает режиссер, — что наши зрители увидят одно из талантливейших произведений Островского. Нужно сказать, что актеры растут на этом драматургическом материале. К тому же в 2023 году будет праздноваться юбилей этого замечательного драматурга, которого называют русским Шекспиром, и поставленный спектакль позволит отметить эту дату».

Следует отметить, что художником-постановщиком спектакля является заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств РБ Виктор Хлыбов (Уфа), а художником по костюмам — Лилия Файзулина.

Демцура_Горячее-сердце_фото_Людмилы_Ковалевой_11010.jpg

Горячее сердце и обжигающее пламя

Творчество Александра Островского привлекает внимание режиссеров и других творческих коллективов. В конце мая 2022 года на сцене Челябинского молодежного театра прогремела премьера спектакля «Русское. Островский» (16+) по пьесе «Горячее сердце» в постановке Ивана Миневцева (художник-постановщик — Антон Сластников, художник по костюмам — Екатерина Груздева, композитор — Павел Поляков (Москва). Режиссер и артисты затронули важные, острые, злободневные темы: о феномене русского и «русскости», о насилии, душевной и физической боли, о смирении и бесконечной терпеливости, о горячем сердце, желании сопротивляться давлению и гнету.

Иван-Миневцев_марочка_DSC_8966.jpgПо мнению режиссера, в пьесе много странного, ужасающего, даже безумного. Жестоким хозяевам Островский противопоставляет «маленьких людей» с пылкими сердцами и настоящими чувствами.

«Это спектакль о катастрофе молодой девушки, которая столкнулась с жестокостью в своей семье и устроила бунт. О катастрофе внутри человека, — поделился Иван Миневцев. — О сломе всяческой веры. Признаюсь, я Островского никогда не ставил, но поставить хотел, ведь он пишет истории понятные и проблематичные, которые откликаются в нас сегодня».

_БУ_фото_Людмилы_Ковалевой_11007.jpg

На глазах у зрителей действительно разворачивается катастрофа. Образуется бездонная пропасть, в которую со свистом полетели все ценности и жизненные ориентиры: вера в родителей, в добро, в любовь, в светлое будущее. Рушится мир юной героини. Происходит ужасная, уродливая, страшная несправедливость. И как следствие, крах надежд, мечтаний, стремлений. А что потом? Маленькая вспышка, пожирающий, сметающий все на своем пути огонь, пепел и пугающая пустота. Именно в этот момент возникает острое ощущение хрупкости жизни, искренних отношений между людьми, человеческих судеб. Появляется неудобное, неуютное, мерзкое чувство, когда понимаешь, что точка невозврата пройдена.

«Создавая спектакль, я хотел, чтобы каждый зритель заглянул внутрь себя, подумал и постарался найти ответ на вопрос: как сделать так, чтобы вокруг стало меньше жестокости? — признался Иван Миневцев. — Лично меня иногда пугает мир, в котором я живу. Я, как и главная героиня моего спектакля, не понимаю, откуда в людях столько злобы и ненависти, почему это происходит?»

Чувство вины

Мещанинова.jpgВ июне 2022 года в Челябинском камерном театре состоялась премьера спектакля «Без вины виноватые» (16+) в постановке Виктории Мещаниновой. Эту пьесу Александра Островского знают, наверное, многие. История про сильную духом, благородную женщину, способную пережить свои потери и начать новую жизнь, не ожесточившись, не возненавидев. Это главное. Страдают все, но не все остаются людьми. Некоторые даже не осознают, что они сволочи и подлецы. Просто живут по принципу: сделал гадость — на сердце радость.

«Островский — это всегда живые истории. Театр должен говорить о реальном человеке и его проблемах, — делится Виктория Николаевна. — Сегодня у меня создается ощущение, что возникла какая-то «эпидемиологическая» ситуация: все стали писать пьесы. И вот такие ворохи лежат. (Разводит руками, вздыхая.) Но самое главное, что большинство из них — это пьесы без людей. А ведь зрители, приходя в театр, хотят погрузиться в мир, в котором есть живые люди. И поэтому язык пьесы должен быть живым…»

Демцура_Чувство-вины_Ковалева_DSC_8377_зрители.jpg

Действительно, истории, описанные Александром Островским, жизненные. Проблемы выбора цели, к которой нужно стремиться, а также проблемы совести и чести остаются актуальными по сей день. На протяжении столетий людей волнуют и тревожат одни и те же вопросы, связанные с материальным благополучием, взаимоотношениями с близкими, дружбой (как настоящей, так и мнимой), дефицитом порядочности и искренности. Вот их-то как раз мастерски и изображает драматург в своих пьесах. Поэтому нам до сих пор близки и понятны душевные терзания героев, потому-то мы и сопереживаем персонажам, смеемся над ними, осуждаем и упрекаем их. Александр Николаевич обращает внимание на то, что величайшими ценностями являются любовь, внутренняя красота человека, а не ложь, не стремление к наживе, не обогащение любым путем.

Удивительная вещь, но в произведениях Островского действует закон бумеранга: к человеку возвращается обратно все то, что он отдает, любой поступок оказывает влияние на дальнейшую жизнь.

«Цель моего спектакля простая: Островский дает поводы, дает сигналы, чтобы зрители задумались о чем-то важном хотя бы на те пять минут, что идут до машины или остановки после театра, чтобы могли об этом поговорить», — признается Виктория Николаевна.

Этим летом стало известно, что два челябинских театра одержали победу в конкурсе грантов СТД РФ на новые постановки в рамках празднования 200-летия со дня рождения Александра Островского: Новый художественный театр со спектаклем «Сердце не камень» (режиссер — Евгений Гельфонд) и Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И. Глинки с балетом «Бесприданница» (хореограф-постановщик — Мария Большакова). А значит, нас ждут новые премьеры спектаклей, поставленных по пьесам великого драматурга.

Поделиться

02.10.2022 | 11:21
Арсен Титов: «Стою как вратарь — на той линии, где за спиной никого и ничего нет»

Гостем Южно-Уральской книжной ярмарки «Рыжий Фест» был обладатель национальной литературной премии «Ясная поляна» писатель из Екатеринбурга Арсен Титов.

29.09.2022 | 12:34
«Урал мастеровой» отменяет выходные в Челябинске

Всероссийский конкурс мастеров традиционных ремесел и народных художественных промыслов стартует 1 октября, в субботу, в конгресс-холле отеля «Малахит».

02.09.2022 | 17:18
«Годунов» на сцене. Большая премьера в театре для маленьких

Сегодня в Челябинском театре кукол 87-й сезон открывается премьерой спектакля «Годунов» для взрослых зрителей в постановке белорусского режиссера Александра Янушкевича.

01.09.2022 | 12:06
На новой сцене Челябинского театра кукол прольется кровь цесаревича

Серые стены и молчаливые головы станут невольными свидетелями настоящей беды. В сценическом пространстве возникнет взвихренный образ смутного прошлого.

Новости   
Спецпроекты