Персонажи родом из детства. Почему художнику нельзя зависеть от вдохновения

25 Сентября 2022 Автор: Юлия Махлеева Фото: Людмила Ковалева
Персонажи родом из детства. Почему художнику нельзя зависеть от вдохновения


В Челябинске на фестивале современного искусства «Неискусственно» побывал один из самых востребованных в России художников и дизайнеров Андрей Люблинский.

Именно он является автором нашумевших красных человечков в Перми, огромного желтого утенка в московском Парке Горького, крокодила на дизайн-заводе «Флакон» и масштабной инсталляции «Дружба народов» на ВДНХ. «Южноуральская панорама» поговорила с Андреем о востребованности современного искусства в провинциальных городах, о том, как арт-объекты вписать в городскую среду и что делать, если творение не нравится зрителю.

Доступность технологий

— Андрей, мне кажется, современное искусство более развито в столичных городах — Москве, Санкт-Петербурге. А насколько высок спрос на ваши работы в провинции?

— Для начала я бы не стал Санкт-Петербург в этот список ставить. Москва — да, когда приезжаешь туда, ощущаешь себя на другой планете. Это ни для кого не секрет. А вот в моем родном Санкт-Петербурге все замечательно обстоит с традиционным искусством, но в плане актуального — совсем не очень. У нас есть Русский музей, Эрмитаж, Манеж, но музея современного искусства у нас нет и не предвидится. К примеру, в Перми он есть: прекрасный государственный музей, там, кстати, прямо сейчас проходит выставка из коллекции музея, кроме всего прочего, там представлено около 20 моих работ. Чтобы современное искусство развивалось, нужна серьезная поддержка государства, иначе вряд ли что-то получится. Возможно, сейчас не самое лучшее время для развития искусства. Но в любом случае, работы очень много, предложения поступают чуть ли не каждый день, спрос растет. Я за лето ни разу не присел, трудился почти без выходных. Сначала был на масштабном фестивале стрит-арта «Стенография» в Екатеринбурге, потом отправился к вам, в Челябинск, на фестиваль современного искусства «Неискусственно», из Челябинска по приглашению уезжаю в Новосибирск, потом в Томск, из Томска в Москву, затем в Санкт-Петербург… В городах нестоличных, как видите, интерес к современном искусству тоже есть. Конечно же, в первую очередь со стороны молодежи, чаще всего от студентов гуманитарных вузов. Это очень благодарная аудитория.

Кстати, многие мои коллеги также отметили повышение интереса к искусству, спрос порождает предложение: они тоже много ездят по стране, ставят объекты, рисуют муралы, открывают выставки.

художник_Ковалева_8364_арт-объект_верблюд.jpg
На улицах Челябинска часто встречаются  арт-объекты, посвященные гербу города. Фото Людмилы Ковалевой

— Для городской среды вы, как правило, выбираете пиксельные арт-объекты? Почему, на ваш взгляд, они наиболее вписываются в современное пространство?

— Пиксельной графикой заинтересовался лет 15 назад. Не я это придумал и, разумеется, не я единственный, кто это делает в России и мире. Почему мне было интересно создавать арт-объекты из простых геометрических фигур? Ответ на самом деле очень простой. Когда я начинал серию про красных человечков, пожалуй, самую известную в моем творчестве, мне хотелось сделать некого простого антропоморфного персонажа. Я стал думать, из чего бы мне сделать этого человечка. Наверно, из тех материалов, которые есть у меня под рукой, и с использованием тех технологий, которые мне доступны. А что самое простое и самое доступное? Деревянные бруски есть в каждом строительном магазине. Я пошел в магазин, купил брусков, взял пилу, напилил, покрасил. Иногда бывает сложно объяснить людям не из моей профессии, как такое вообще могло прийти художнику в голову. А механизмы на самом деле простые: доступность материалов и технологий, срок службы объекта, бюджет, размер — исходя из этих факторов появляется новая работа.

— То есть вдохновить вас на создание арт-объекта может буквально все в окружающем вас пространстве?

— Я профессионал, если я стану ждать вдохновение, это будет совсем неправильно. Мой рабочий день начинается около 9 утра, заканчиваются примерно в час ночи. У меня дичайший конвейер, со мной работает много людей, я не могу зависеть от вдохновения. Могу зависеть от здоровья и других объективных факторов. Вдохновение — это бонус. А так я сижу и последовательно что-то делаю, шаг за шагом. У меня никогда не было творческих кризисов, есть задачи — они методично решаются.

Что же касается вещей или явлений, меня вдохновляющих, тут все предельно просто. В моем творчестве преобладают три темы: это зооморфные персонажи, то есть животные, антропоморфные, это человечки, а также машинки. По сути, это все то, во что я играл в своем вполне счастливом советском детстве, только сейчас мне за это еще платят деньги.

1.jpg
Арт-объект «Дружба народов» Андрея Люблинского был сначала выставлен на ВДНХ, а затем переехал в Казань. Фото предоставлено Андреем Люблинским

— Арт-объект «Дружба народов» — это как раз дань советскому времени?

— У моего дедушки была большая энциклопедия — «Народы Советского Союза». Так как в состав СССР входило 15 республик, она состояла из 15 томов. Энциклопедия была черно-белой, напечатана на дешевой мелованной бумаге, но в центре были яркие вкладки с национальными костюмами. Мне они очень врезались в память, я в детстве постоянно их разглядывал. И уже будучи взрослым, в какой-то момент решил сделать новую трактовку представителей этих 15 республик. Хотел найти какой-то графический прием и остановился на пиксельной графике. Придумал сетку, по которой выстроил разные фигуры: русского, казаха, белоруса и т.д. Однако, что дальше делать с этими человечками, было непонятно. И вдруг мне звонят из творческого объединения «Артмоссфера» и предлагают принять участие в фестивале паблик-арта на ВДНХ в Москве, придумать что-нибудь уместное и классное для этого контекста. Тут-то у меня пазл в голове и сложился. На ВДНХ как раз есть известный фонтан «Дружба народов» с золотыми барышнями, которые символизируют республики СССР. За этим фонтаном я и поставил 15 четырехметровых фигур — представителей разных народностей. Все вместе это сработало очень классно. Инсталляция простояла полгода. Потом моих человечков увезли в Казань. Они встали на фоне новостроек, вписались, как будто всегда там были: пиксельная эстетика на фоне многоэтажек.

Подготовить публику

— Было ли у вас так, что ваше творчество не принимали зрители? К примеру, в Челябинске была нашумевшая история, связанная с демонтажом арт-объекта «Три кита». Его установили на набережной Миасса, и многие челябинцы высказались, что морские животные неуместны у реки. К тому же горожан не устроила стоимость конструкции — порядка 10 миллионов…

художник_Куткин_69889682_набережная_Сквер-искусств_арт-объект-Киты.jpg
«Три кита» пришлись не по вкусу челябинцам. Фото Дмитрия Куткина

— Я их не видел, но такие масштабные фигуры, выше трех-четырех метров, примерно так и стоят. Было ли со мной такое, что мое творчество не принимали? Конечно. Из-за подобных ситуаций мне так нравится жанр временной инсталляции, когда срок службы скульптуры ограничен временем. Кому-то не нравится объект, он стоит месяц, и его увозят. А кому-то нравится, и он остается на просторах интернета или перевозится в другой район, город. В итоге все довольны.

Вообще тут вопрос многоуровневый. С одной стороны, сейчас существует опасная тенденция, когда на откуп горожанам дается выбор, например, туристического логотипа или символа города, который будет везде использоваться. Ну не должны горожане этим заниматься, этим должны заниматься эксперты! Не всегда местные администрации понимают, что нужно обращаться к профессионалам, а не искать дешевой популярности у жителей.

С другой стороны, важно подготовить публику. Когда вдруг в центре города ставят какую-то штуку и никто не знает зачем, это вызывает отторжение. Решение об установке арт-объекта должны принимать специалисты, но мнение горожан тоже должно быть выслушано. Важно предложить людям вариант, объяснить, зачем и почему это делается.

2.jpg
Арт-объект «Красные человечки» —один из самых узнаваемых в творчестве Андрея Люблинского

— Нередко от местных жителей можно услышать, что те же 10 млн можно потратить на более значимые цели, чем установка арт-объекта.

— У меня была похожая ситуация, когда красных человечков поставили в Перми. Люди стали говорить: у нас плохие дороги, не очень хорошее здравоохранение, куча проблем, зачем нам эти странные персонажи в центре города? Но это ведь совершенно разные денежные потоки. Есть отдельные бюджеты на дороги, на культуру, на здравоохранение. Из культуры невозможно взять деньги и отправить на здравоохранение, и наоборот. Конечно, можно в принципе на культуру не тратиться, но вряд ли это приведет к чему-то хорошему, серость и разруха не заставят себя долго ждать. Культура важна для всех, и особенно — для подрастающего поколения. Не зря говорят: культура визуальная воспитывает культуру бытовую. Элементарно: когда ты идешь и перед тобой чистая красивая улица с новыми скамейками и урнами, уже не хочется выкидывать окурок на асфальт. Я уже не говорю об эстетическом удовольствии.

Кроме благоустройства, молодежь, да и не только, нуждается в классных общественных пространствах, куда можно прийти, посидеть за компьютером, пообщаться, почитать книгу или на скейте прокатиться. И эти пространства сейчас как грибы стали появляться, и выглядят они весьма неплохо. В них есть потребность, и государство, а также частные инвесторы идут навстречу жителям городов и делают такие площадки.

художник_Боровикова_304_Сатка_арт-объекты.jpg
Современные арт-объекты часто можно встретить в Сатке. Фото Юлии Боровиковой

Но, к сожалению, все это не панацея, внешний вид наших городов зачастую оставляет желать лучшего, так что нам есть к чему стремиться. Поэтому я убежден, что культуре надо уделять гораздо больше внимания и подходить к вопросу более централизованно, опираясь на экспертную оценку специалистов.

Поделиться

Вчера | 10:53
Челябинская область подсчитывает достижения в сфере культуры

А ведь есть что считать. Сегодня никто и не вспоминает те времена, когда здания учреждений культуры находились в плачевном состоянии, крыши протекали, а чиновники разводили руками. Когда спектакли ставили из ничего, опираясь только на драматургию и актерское мастерство.

04.12.2022 | 18:06
Мой блистательный развод. Рефлексия расставания

Пьеса ирландской писательницы Джеральдины Эрон «Мой блистательный развод» поставлена более чем в 30 странах мира.

Сегодня | 17:20
В детсады из отдаленных территорий Челябинской области поставят интерактивное оборудование

Всего 62 дошкольные организации, благодаря помощи некоммерческой организации, смогут внедрить в свой рабочий процесс инновации. Новые технологии благотворно повлияют на развитие детей с особенностями.

Сегодня | 12:09
Пласт работ. В Пластовском районе появится несколько знаковых социальных объектов

Пластовский район традиционно считается одним из самых стабильных в регионе. Во многом это объясняется выстроенным взаимодействием между властью, бизнесом и обществом, которые активно принимают участие в жизни малой родины.

Новости   
Спецпроекты