На кухне у «Пчелы». Зачем дизайнеру любовь, милосердие и десять заповедей

В этом году в 30-й юбилейный раз проходит Московская международная биеннале «Золотая пчела». За время своего существования она стала главным международным смотром плаката и других жанров графического дизайна.
-
Персонажи родом из детства. Почему художнику нельзя зависеть от вдохновения
-
Как учить неизведанному. Четыре арт-резиденции на Южном Урале
Ожидаем новых прорывов
— Сергей Иванович, как вы сами однажды заметили, «Золотая пчела» — это событие, которое дизайнеры делают для дизайнеров. А что рядовой зритель, например челябинский, сможет отрыть для себя на выставках графических плакатов?
— Действительно, у биеннале своя публика, и где бы мы это событие ни проводили, дизайнеры обязательно его найдут и приедут. Одновременно это возможность для широкой публики заглянуть за кулисы театра или на профессиональную кухню дизайнеров. Дело в том, что все то лучшее, что есть в дизайнерском плане хоть в Москве, хоть в Челябинске, вместе не соберешь. Это не Варшава и не Цюрих, где обычная городская графическая декорация имеет почти музейный уровень. У нас же все это надо выцарапывать, по крохам собирать. Вот такие фестивали как раз это и позволяют делать. Я бы сказал, на кухне биеннале готовятся изысканные блюда, при взгляде на которые понятен смысл нашей профессии. У простых посетителей есть возможность увидеть, ради чего дизайнеры не спят ночами, ради чего мучаются.
Сам по себе дизайнер в креативном сообществе является фигурой важной, он объединяет искусство, экономику, производство и творчество. Есть физики, есть лирики, дизайн находится на стыке. Это третья культура. Новый вид синтеза. От дизайна зависит облик мира. Дизайн всегда вокруг нас, он все пропитывает. И от того, какой он — пошлый, никакой или пробуждающий, меняется жизнь.
Мы всегда экспозицию «Золотая пчела» пускали по городам — от Калининграда и до востока. В Челябинске лучшие работы биеннале уже выставлялись два года назад на фестивале «Дебаркадер». В этом году ваш город вновь увидел плоды «Золотой пчелы», да еще в таком интересном мультимедийном формате. Такой вариант экспозиции, как в парке «Россия — моя история», я вообще впервые видел. Это очень круто.

— «Золотая пчела» носит международный статус. А ситуация в мире сейчас очень непростая. Это отразилось на биеннале?
— Вы знаете, в этом году проведение биеннале было до последнего под вопросом. С начала военной спецоперации международные организации разорвали сотрудничество и сняли свои логотипы. Некоторые члены жюри, звезды мирового дизайна, с которыми имелись многолетние дружеские контакты, отказались от участия. Я пытался им доказать, что в нашей сфере не может быть никакой отмены — ни «Золотой пчелы», ни русской культуры, ни культуры вообще. Это шаг к тому же самому варварству. Ответы иногда были очень обидные. Иностранных коллег беспокоило, как они будут выглядеть в глазах студентов, коллег.
Однако, когда подошел дедлайн, оказалось, что на участие в «Золотой пчеле» заявились 70 стран, это почти 20 тысяч работ из России, Беларуси, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Грузии, Израиля, Италии, Кубы, Литвы, Мексики, Польши, Сербии, США, Турции, Украины, Швейцарии, Эквадора, Южной Кореи, Японии и других стран. Конечно, это заметно меньше прошлогодних показателей, когда их было прислано 30 тысяч. Тем не менее по количеству участников «Золотая пчела» осталась крупнейшим в мире смотром дизайнерских работ. Но самое главное, что она все-таки состоялась! В этом ощущаешь правильность решения, утверждаешься в том, что это действительно нужно. Студенты-дизайнеры всегда ждут не дождутся «Пчелы». Это высший уровень нашей профессии, и независимо от темы она своим качеством дарит и надежду, и свет.

Вообще, по моему мнению, любой кризис — это выход на другой уровень. Дизайнерское сообщество уже переживало сильный удар в пандемию. Она закрыла возможность общаться лицом к лицу, видеть вживую вещи, но мы шагнули в онлайн-мир: наладился зум, виртуальные экспозиции, формы и презентации. Думаю, и нынешняя ситуация позволить нам посмотреть внутрь, а не только наружу. Искусство ответит новыми формами, новой эстетикой. Сейчас происходит глубокий уровень осмысления изменившегося мира, про который сейчас мы ничего не можем гадать. Но из этого худа может появиться и добро. Культура не может жить без свободы, в клетках, границах, в темноте, поэтому она сама по себе несет свет миру.
Неудобные вопросы
— Заявились ли на «Золотую пчелу» в этом году участники из Челябинска?
— Очень сильный участник биеннале из Челябинска — это дизайнер Павел Писклаков. Я смело могу назвать его представителем нашей российской профессиональной элиты. Он регулярно участвует в международных конкурсах, очень активен в художественной жизни. Также свою работу представит его талантливая студентка Дарья Рогозина. Вообще попадание на биеннале — это уже победа.

— «Золотая пчела» всегда удивляла глубиной своих тем. Будут ли в юбилейный год особенные номинации?
— Всего в этом году 15 номинаций. И надо отметить, что «Золотая пчела» отличается от других фестивалей, которые просто осуществляют мониторинг лучших работ в текущей ситуации. Конечно, для нас это тоже важно. Для этого есть номинация «Просто плакат» — без тематических разделений, свежий визуальный язык. В ней рассматривается просто качество, профессиональное мастерство и сверхмастерство. Но, помимо этого, у нас всегда присутствуют тематические номинации, которые ставят вопросы перед дизайнерами мира, часто неудобные и неожиданные. В этом году, например, в их числе «Красота спасет мир. 200 лет Достоевскому», «Жить вместе», «Всегда радуйтесь», «Доверие». Видите, одни только названия дают выход и надежду, отвечают на сомнения.
Некоторые дизайнерские студии прямо на сайте декларируют: мы не работаем с политическими и религиозными организациями и темами. У нас же метафизические вопросы в повестке каждый раз. Каждый раз мы придумываем какие-то повороты тем духовной жизни, которые бы были понятные и в Китае, и в Африке. Это вера, надежда, любовь, милосердие, десять заповедей. Это темы, которые не принято обсуждать вслух, особенно в таком жанре, как плакат. Но «Золотая пчела» всегда поднимает их в виде вопросов и собирает урожай в виде ответов. Также у нас всегда присутствует взгляд на судьбу Россию, которая является одним из тугих узлов мировой истории. В этом году он отражается в номинации «100 лет конструктивизму» — художественному течению русского авангарда.

Есть номинации чисто жанровые, для профессионалов, а не для широкой публики: «Синема 4D», «Генеративная графика», «Видеоартдизайн». Будет студенческий конкурс «Разнообразие. Единый мир». И, конечно, предусмотрена юбилейная номинация «Полет «Золотой пчелы».
Сейчас уже определены лауреаты и победители биеннале. А вернисажи «Золотая пчела» будут и дальше шагать по городам России до 1 февраля 2023 года.
Поделиться