Сердце читателей. Что обсуждали челябинцы на встрече с писателем Алексеем Ивановым?
Книголюбы и библиофилы прекрасно знают, что одним лишь прочтением книги не стоит ограничиваться. Любимый роман обязательно нужно обсудить с другом, коллегой, мамой и детьми: поспорить, порассуждать, посмотреть на произведение с другой стороны. А можно ли поговорить о книге с ее автором? У южноуральских читателей появилась такая возможность.
- Мистика на заданную тему. Почему у карельского писателя чудь балует
- Герой из девяностых. Сюжет для рассказов известный писатель брал из челябинских газет
В минувшие выходные в Челябинске прошла творческая встреча с автором исторического романа «Сердце Пармы» (а также «Географ глобус пропил», «Пищеблок», «Общага-на-Крови», «Тобол» и др.) Алексеем Ивановым. Помимо участия в дискуссии и автограф-сессии поклонники увидели экранизацию произведения. К слову, «Сердце Пармы» — одна из самых ожидаемых премьер этого года. Впервые на экранах кинотеатров фильм показали 6 октября, а за две недели проката кассовый сбор составил более 136 млн рублей. Оценка критиков — уверенная семерка.
Однако ответственных поклонников творчества Иванова, которые пришли на встречу с писателем уже после прочтения книги и просмотра фильма, волновал вопрос, почему автора романа нет в списке сценаристов.
«Я сразу хочу сказать: никакого участия в написании сценария я не принимал. Я вообще не люблю того, как делается фильм. Мне это чисто по-человечески неинтересно. Мне интересно писать романы», — комментирует Алексей Иванов. В кинематографе писатель может встречаться в двух ролях: либо как автор первоисточника, либо как автор сценария: «Я был и в той, и в другой ролях. Вот в случае, когда я автор сценария, а я писал сценарий для фильма «Царь», для сериала «Тобол», считаю, что на мне лежит ответственность за произведение, а потому сценарист имеет право вмешиваться, доказывать свою правоту, объяснять что-то режиссеру». Но сценарий достаточно гибкая форма текста, которую режиссеры могут трансформировать в удобную и нужную итоговую версию.
«Я считаю, что лучшее, что может сделать автор, — не мешать режиссеру. Не хватать его за рукав, не объяснять ему, как надо делать его дело. Вот продал права на экранизацию романа — иди, спокойно стой на лесенке, кури бамбук и смотри фильм вместе со всеми зрителями», — делится писатель своим опытом работы.
Грация рыси
Среди фанатов на встрече присутствовала преподаватель местного колледжа. Оказывается, студенты проходят «Сердце Пармы» в курсе родной литературы. «Про то, что в колледжах проходят, не знал. Но я знаю, что кое-какие мои произведения включены в список современной литературы в некоторых вузах», — приятно удивлен Алексей.
Из зрительного зала доносится: «Скажите, женские образы в «Сердце Пармы» собирательные? Как вы придумываете их?» На вопрос Алексей Иванов отвечает шуткой: «Знаете, у меня не было знакомой девушки, которая превращалась бы в рысь, хотя не возражал бы. В данном случае, конечно, это собирательный образ женственности. Женственность — вещь уникальная, мужчине, наверное, никогда ее не понять». Писателю важно было отразить чудеса превращения: умение женщины быть одновременно и подругой, и матерью, и любовницей, и женой для своего мужчины. А в романе «Сердце Пармы» главная героиня — оборотень, красивая и грациозная девушка-рысь.
«Я считаю, что Елена Ербакова в фильме сыграла замечательно. Это большая находка и для этой картины, и вообще для российского кинопроизводства. И у меня даже закрадывается впечатление, что в рысь она превращалась на самом деле, без всяких спецэффектов», — поделился своим впечатлением автор романа.
Кроме Елены Ербаковой в фильме также снимались Александр Кузнецов, Сергей Пускепалис, Евгений Миронов, Виталий Кищенко, Федор Бондарчук, Елена Панова, Роза Хайруллина и Илья Маланин.
Миф — основа культуры
Впервые исторический роман Алексея Иванова был опубликован почти 20 лет назад, в 2003 году, практически одновременно в родном городе автора и в Москве: в Пермском книжном издательстве он вышел под названием «Чердынь — княгиня гор», а в «Пальмире» — под названием «Сердце Пармы. Роман-легенда».
Основа содержания — реальные исторические события второй половины XV века, однако и в романе, и в фильме присутствуют отступления от исторического контекста, на что любят указывать критики. И это отличная возможность для читателей самостоятельно разобраться в фактах и вымыслах: «Миф — это основа нашей культуры, нашей жизни даже сейчас, в двадцать первом веке. Потому что наши представления о мире процентов на 70 состоят из мифов, хотя мы эти знания считаем объективной информацией. А в текстах я обращаюсь к мифам, потому что это подходит по сюжету и к тому же мне это нравится. Это очень укореняет историю и делает ее углубленной».
По сюжету, главный герой проходит многочисленные жизненные испытания: «Путь от ребенка, пережившего нападение врага и смерть отца в жестокой бойне, до юноши, испытывающего отвращение к жестокости и насилию. От молодого князя, талантливого переговорщика, ищущего компромиссы во имя объединения разрозненных земель, до хитроумного и беспощадного к врагам воина». И, как и положено, в центре всего стоит любовь. Сможет ли князь Михаил, главный герой, справиться с чувствами к красавице-язычнице Тиче? Какой выбор сделать: чувство или долг?
Поделиться