Встречаем «Лекаря…». Премьера Челябинского камерного театра выше ожиданий
«Лекарь поневоле» Мольера в стилистике площадного театра масок — довольно смелый эксперимент. И даже риск. Но это тот самый риск, который позволяет выпить шампанское за прекрасную премьеру, ставшую настоящим предновогодним подарком и зрителям, и артистам.
Три дня, с 25 по 27 октября, шли премьерные спектакли. Билетов не было уже за неделю. Бывает и такое: создается интрига, которая вызывает ажиотаж, а после наступает легкое разочарование. Но не в этом случае. Зрители, которым посчастливилось вовремя подсуетиться и купить билеты, получили вечер наслаждения, два часа счастья, приподнятое настроение и приятное послевкусие.
Все совсем по-новому
Челябинский камерный театр создавался как экспериментальный. Так что удивлять зрителей — это его повседневная работа. Чаще его постановки заставляют думать, философствовать и разбираться в психологических коллизиях. У Камерного умный, интеллигентный зритель. Но кто сказал, что истинным театралам запрещается отрываться от земных проблем и наслаждаться фарсом, клоунадой, трюками, бесшабашностью и неинтеллигентными шутками? Стиль дель арте основывается на незамысловатых, примитивных сюжетах, привлекая зрелищностью, размахом и настроением.
Артистам, судя по всему, новая работа пришлась по вкусу. Они, говоря молодежным сленгом, отрывались по полной, купались в материале, испытывая удовольствие от отсутствия жестких форм, ощущения свободы и полета. Сценическая энергетика стремительно переместилась в зал и целиком захватила зрителей. Тем более спектакль получился вполне себе современным. Конечно, в него внесены некоторые узнаваемые нюансы, но и мольеровские персонажи выглядят уместными в настоящей жизни.
Не было бы счастья
Главный герой пьесы Сганарель — многодетный, ленивый и безответственный. Он много пьет и регулярно поколачивает жену. Несчастная Мартина решает отомстить мужу и выдает его за успешного лекаря. Поневоле он попадает в богатый дом, где хозяйская дочь Люсинда лишилась дара речи. Ситуация безвыходная: либо надо вылечить болезнь, либо попрощаться с жизнью. И он со всем мошенническим азартом приступает к работе. И даже входит во вкус:
«Лучшего ремесла, по-моему, не сыщешь, — произносит Сганарель свой монолог. — Потому что тут худо ли, хорошо ли работаешь, все равно тебе денежки платят. За плохую работу никто по шее не дает, а материал — пожалуйста, кромсай, сколько твоей душе угодно. Башмачник, если испортит хоть кусочек кожи, плати из своего кармана. А лекарь испортит человека, и никто ему худого слова не скажет. Выйдет какая-нибудь промашка — не мы виноваты, а тот, кто помер. Да вот еще что хорошо в нашем деле: покойники — люди тихие и скромные, никому не побегут жаловаться на лекарей, которые их уморили».
Люсинда молчит, потому что протестует против брака с нелюбимым женихом. Герой, лихо изображая лекаря, помогает влюбленным бежать. Но тайное становится явным, парочку ловят, а Сганареля уже ждет виселица. Ситуацию спасает смерть дяди возлюбленного Люсинды и своевременное богатое наследство. Влюбленным позволяют жениться, а мнимый лекарь остается живым.
Отпустить себя в плавание
Наряду с главными героями на первом плане сцены выступают дзанни. В переводе с древнегреческого, это хор. В итальянской комедии дель арте — группа персонажей, которая сопровождает действие спектакля. Дзанни помогают героям, создают интриги, подсказывают зрителям, как надо реагировать на происходящее. Исполнительница одного из дзанни Елена Мальцева-Корзухина заверила, что актерам Камерного театра невероятно интересно осваивать новый жанр.
— Дель арте — это отдельная история, веха, эпоха, стиль, — говорит Елена. — Надо было научиться быстрым переключениям, быстрым маскам, быстрым движениям. Все не так, как это происходит в психологическом театре. Грим особый, где-то он обезличивает, где-то что-то добавляет образу. Мне этот жанр всегда был очень интересен. Существует образцовый пример этого стиля — «Принцесса Турандот» Театра им. Вахтангова, в котором сыграла прекрасная Юлия Борисова. В идеале это должно так и выглядеть. Я в таком спектакле впервые. Безусловно, это опять эксперимент. Надеюсь, он понравится зрителям и даст нам возможность поработать в этом стиле. Иногда надо прийти театр и просто отдохнуть. Только зритель должен немного поработать: запастись хорошим настроением и отпустить себя в это плавание.
Вместо улыбки колесо
— Мне было некомфортно существовать внутри психологического театра, — рассказывает свою историю режиссер Елена Кузова. — И однажды я встретилась с режиссером, которая задала мне какую-то невероятную форму. Я сидела на сейфе и должна была носком ботинка доставать до лысины своего партнера, при этом произносить километровый монолог, а руками делать что-то еще. И вдруг я поняла, что в такие моменты я свободна, я импровизирую и делаю это легко. Чем сложнее, тем для меня лучше. И мне тогда сказали, что я занимаюсь не тем театром. Год назад мы были на «Камерате» со спектаклем «Гамлет. Очная ставка». Главный режиссер театра Виктория Мещанинова пригласила меня поставить Мольера. И мы попытались нырнуть во французскую школу, в основе которой, с одной стороны, французский фарс с его великолепной речевой техникой, а с другой, это итальянская комедия масок. Актерам было трудно, но, я надеюсь, интересно. Они приняли активное участие в придумывании спектакля. Множество трюков, пантомим, клоунад появилось с их помощью. В психологическом театре, когда персонаж радуется, ему достаточно улыбнуться. В таком театре в этой ситуации он, к примеру, должен сделать колесо. Сложный физический рисунок, экстремальный для актеров, почти цирковой.
Чтобы люди посмеялись
— Работа над спектаклем заняла всего шесть недель, — продолжает режиссер. — Это очень быстро. Чтобы освоить такую школу, зачастую уходят годы. Актеры очень прилично справились с работой. Я надеюсь, что спектакль будет расти. Задан вектор, они почувствовали вкус и каждый день что-нибудь придумывают. Внутри заданной формы очень много места для импровизации.
— Жанр исторический, а выглядит спектакль вполне современно.
— Согласна. На один из прогонов зашла моя студентка, челябинка, но сейчас учится во ВГИКе. Она удивилась: «Ой, какой современный текст! Что-то переписывали?» Ни одного слова! Есть небольшие словесные импровизации, они допускаются по жанру. Но это текст Мольера! Современно, остро, иногда трагично. В этом же природа карнавала, площадного театра: жизнь и смерть, любовь и деньги. И должно быть смешно. Комедия — самый трудный жанр для актера. Хочется, чтобы людям было весело и празднично.
Поделиться