Главный по культуре. Почему у министра Бетехтина в конце года хорошее настроение

25 Декабря 2022 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Главный по культуре. Почему у министра Бетехтина в конце года хорошее настроение


Алексей Бетехтин возглавляет ведомство, которое создает условия для развития культуры и искусства в Челябинской области, двенадцать лет. Есть с чем сравнивать уходящий год, и есть основания давать объективную оценку достижениям и успехам, которые мы сегодня имеем.

Региональный министр культуры в начале года громко заявил о том, что год будет рекордным по бюджету и заметным по реализованным проектам. Не обманул. Можно долго перечислять, сколько объектов было отремонтировано, реконструировано и приведено в соответствующий назначению вид. За красотой зданий, убранством театров, музеев, концертных залов и библиотек последовало качество их содержания. Все это сказалось на настроении людей и желании двигаться дальше, неся обществу духовность и идеи добра.

Во главе угла

Сегодня мы уже не вспоминаем времена, когда культура находилась в плачевном состоянии, держась на плаву благодаря фанатизму людей, которые понимают ее важность и которые не мыслят свою жизнь без реализации своих идей. А ведь это было. Но за три года в регионе произошли коренные изменения.

— Это потому что губернатор Челябинской области понимает значимость культуры, — считает министр. — Алексей Текслер прекрасно осознает, что культура в вопросе стратегии развития региона занимает одну из главных позиций. Не зря самые важные выездные переговоры губернатора всегда сопровождают культурные программы. Взять тот же визит в Туркменистан, где с огромным успехом выступил ансамбль танца «Урал». Мы вывозим фотовыставки, которые рассказывают о нашем крае. Культура — это визитная карточка. Она создает благоприятную атмосферу, после чего уже идут деловые переговоры, подключаются люди, которые говорят о политике и экономике.

Для самых маленьких и старше

— Все, что происходит в культурной жизни, это не просто так, — продолжает Алексей Валерьевич. — В Челябинской области существует логически выстроенная система, которая позволяет закрыть все ниши культурной жизни. Учреждения культуры должны обеспечить воспитание культурного человека и доступность жителей к лучшим образцам искусства. Возьмем наглядный пример. Главный театр для зрителя — это театр кукол, потому что он первый. От того, как ребенок посмотрит спектакль, зависит, станет он зрителем во взрослой жизни или нет. У нас три театра кукол в области. Все они прекрасны, у каждого своя политика. В Челябинске есть и детский репертуар, и взрослый. Вы знаете, что там прошел ремонт и он выглядит как игрушечка. Туда приятно приводить детей. Следующий — ТЮЗ, который переименовали в Молодежный театр и диапазон его зрителей стал шире. Дальше идут столпы, такие как академический драматический и театр оперы и балета. Но до них зритель должен созреть. Публику надо воспитывать. Мы это делаем, и зрительская культура у нас на высоком уровне. Многие приезжающие артисты это подчеркивают и говорят о теплом приеме. А теплота — это от наших людей. Мы такие, это уже идет от души.

Бетехтин_Звезды-в-Челябинске_Ковалева_18971_Жаля-Исмаилова-(сопрано).jpg

Звезды в Челябинске

— Если бы зрители не были такими и культура бы не развивалась?

— Конечно. И мы опять идем от основных задач, которые стоят перед министерством культуры, — обеспечение доступа наших зрителей к лучшим образцам культуры. К нам приезжают лучшие артисты и музыканты, те же Денис Мацуев, Юрий Башмет, Игорь Бутман. И это я назвал людей, у которых есть собственные фестивали в нашем городе. Они привозят своих талантливых коллег. И обязательное наше условие: концерты будут проходить не только в Челябинске, но и в других городах области. Они разъезжаются, и наши зрители идут на концерты в своем городе. О Большом театре мы раньше и не мечтали, пока губернатор не подписал с ним соглашение. Ценители оперного и балетного искусства и в Москве не всегда могут попасть на его спектакли!

— Это вы уже говорите о программе «Большие гастроли»?

— Да, это федеральная программа. Она дает нам софинансирование. Приезд хорошего театра никогда не окупится. Тем более у нас стоимость билетов значительно ниже, чем в столице. Я помню первый фестиваль Дениса Мацуева: в Сатке билеты стоили по 500 рублей. Мы делаем все, чтобы высокое искусство было доступным для южноуральцев. Те же свердловчане рассказывали, что специально приехали на этот концерт на собственных машинах, сняли гостиницу, сходили в ресторан. И эти затраты были меньше, чем им обошлось бы посещение такого концерта в Москве.

Бетехтин_Цена-премьеры_Ковалева_10452.jpg

Цена премьеры

— В Челябинске в этом году урожай великолепных премьер, одна следует за другой. Это же тоже отклик на вложения?

— Конечно, в оперный театр даже итальянцы приезжали на постановку «Травиаты». И это тоже зависит от политики. Челябинская область единственная, где отдельной строкой в бюджете стоят постановочные расходы. Раньше театры ставили спектакли за свой счет: экономили на костюмах, декорациях, художниках, режиссерах и солистах. Строка в бюджете позволяет более серьезно подойти к выбору репертуара, делать яркие и интересные постановки, которые привлекают зрителей. Если раньше у нас наполняемость зала была 50-60 %, то сегодня полные залы даже на обычных репертуарных спектаклях. Зритель доволен, он рублем голосует за настоящее искусство. В расходах оперного театра только 30 % доходов от билетов, 70 % дает государство.

Бетехтин_Видим-отдачу_Ковалева_20308.jpg

Видим отдачу

— Алексей Пелымский приводил расчеты концерта симфонического оркестра, по-моему, он назвал реальную стоимость билета 30 тысяч рублей?

— Это действительно так. Это высокое искусство. Создание того же симфонического оркестра (а это очень дорогой проект) — историческое событие. Отдельным решением губернатора солисты театра оперы и балета и музыканты получают надбавку к своей заработной плате. То же самое можно говорить о библиотеках, к которым сегодня приковано самое пристальное внимание. Мы попали в федеральный проект «Культура», в рамках которого делаются модельные библиотеки. Это уже не обычные пункты книговыдачи, а настоящие центры интеллектуального развития. Они сегодня активно работают, и читателей там становится значительно больше. А ведь были горячие головы среди руководства, которые говорили, что никому эти библиотеки уже не нужны! И мне приходилось спорить и отвечать: если вы в библиотеки не ходите, это не значит, что они никому не нужны. Когда видишь отдачу зрителя, посетителя, слушателя, понимаешь, что не зря мы отстояли наши идеи. Еще одним гениальным решением было возрождение Детской филармонии. Мы создали такую систему, когда детские коллективы являются дублерами коллективов взрослой филармонии. Нигде такого нет. Нам все завидуют. И вы посмотрите, какой за год у детей профессиональный рост: в ноябре уходящего года симфонический оркестр Детской филармонии собрал аншлаг в капелле Петербурга. Отличился звездными выступлениями в Москве детский ансамбль танца «Урал». И я могу продолжать еще перечислять успехи коллективов Детской филармонии.

Детская филармония-Ковалева.jpg

Высокое искусство для ДК

— Обеспечение доступности культуры — это не значит, что население всего региона нужно свозить в Челябинск, — продолжает Алексей Бетехтин. — Люди рады, когда в их населенные пункты приезжают профессиональные артисты. И мы в регионе создали программу «Театрально-концертный зал», которая берет на себя гастрольные расходы. Когда-то мне тоже приходилось доказывать, что это надо. Театры неохотно выезжали в область, потому что это накладно. Сегодня мы компенсируем затраты. До этого года у нас было девять площадок, соответствующих условиям программы, сейчас уже двадцать три. За год очень серьезная работа проведена с муниципалитетами. Главы должны вложиться, привести в соответствие залы своих ДК. И они стали это делать. Если в 2022 году у нас прошло 59 мероприятий, то на следующий мы запланировали уже 184. Одно из наших требований, чтобы на местах больше работали с «Пушкинской картой».

— «Пушкинская карта» стала заметной в культурной жизни области?

— На сегодняшний день с «Пушкинской карты» мы получили примерно 60 млн рублей. После новогодней кампании эта сумма серьезно увеличится. В регионе 300 тысяч получателей этих карт, и у нас самый высокий процент среди УрФО по их получению. Но только получить мало, нужно стремиться к тому, чтоб обнулить баланс. Для этого стараемся расширить возможности задействовать карту.

Бетехтин_искусство-для-ДК_музыка-аниме_Ковалева_7371.jpg

— Я была на концерте симфонического оркестра, когда играли музыку анимэ, на который с удовольствием пришли дети.

— А завтра они пойдут слушать Чайковского. И еще туда придут те, кто побывал на уличном концерте симфонического оркестра в День города. Это же тоже яркое событие уходящего года с участием солистов Мариинского театра. По моим данным, на площади тогда собралось 45 тысяч человек. Когда слышишь живой симфонический оркестр, впечатления незабываемые. Хочется слушать еще.

Увидеть изделия Фаберже

— К достижениям последних лет мы относим и выставки музеев Московского Кремля, с которым заключен семилетний договор. И мы единственный регион, для которого формируются специальные экспозиции. Сейчас в Историческом музее работает выставка «Карл Фаберже и русские ювелиры XIX-XXI веков». Удивительные экспонаты! Генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина прекрасно разбирается в камнях и ювелирном искусстве. Нам повезло, что мы с ней дружим. Кстати, к вопросу о воспитании зрителей. Когда первая выставка прошла, ее посетили 8 тысяч человек. Мы считали, что это неплохо, но Елена Юрьевна сказала, что это очень мало. На следующий год мы сделали бесплатными посещение организованных групп детей. После чего активнее в музей стали приходить и взрослые. И у нас был рекорд — 13 тысяч посетителей. В этом году количество побывавших на выставке уже превысило 25 тысяч человек, а она еще работает. Люди стали это ценить.

Бетехтин_Бажовка_Ковалева_SC_1111_мастер-класс_роспись_горшок_Елена-Гагарина.jpg

Все едут на Бажовку

— Елена Гагарина в 2022 году посетила Бажовский фестиваль, каковы ее впечатления?

— Она была в восторге, говорила о размахе фестиваля. А там действительно атмосфера творческая и душевная, люди все радостные. Мастера представляют народные промыслы. Единственное, она отметила, что хотела бы видеть камнерезов. Мы даже не задумывались, а кто готовит у нас камнерезов-художников. И оказалось, что в последний раз их в Челябинске выпустили в 1939 году. Мы понимаем, что эту школу надо возрождать. И надо начинать с уровня школ искусств. Этот вопрос мы обсудили с руководством области, надеемся на положительное решение. Если мы сейчас начнем над этим работать, через несколько лет мы увидим профессионалов, возродим традиционный для Урала вид искусства. В Екатеринбурге, где эта школа сохранилась, есть замечательная коллекция современных изделий из камня. Это шедевры, мы здесь такого еще не видели!

культура-Ковалева.jpg

Двигаемся дальше

— Настроение в конце года не только у меня хорошее, но и у всех работников нашей сферы. Федеральные и региональные программы поддержки культуры — как питательная среда, в которой рождаются проекты. Когда стартовал нацпроект «Культура», мы заставляли глав, которые не верили в успех, заниматься проектно-сметной документацией. Сделал один, второй, третий. Раз — а деньги дают! Сам по себе нацпроект «Культура» предоставляет финансирование, регион по условиям должен выделять 6 % от федеральной суммы. Наш губернатор дает один к одному. И мы ремонтируем уже не пять дворцов культуры, а десять. Не три школы искусств, а шесть. Люди это видят, проекты активно создаются, иногда даже такие, о которых мы мечтать не могли. Следующий год будет не менее насыщенным, и нас всех это радует. Работники культуры — люди особенные: чем больше работы, тем для нас лучше!

Поделиться

Сегодня | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

Вчера | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

Новости   
Спецпроекты