Человек в закрытой комнате. Пьесу из списка «Любимовки» поставили в Челябинске

Почему трагедия стала черной комедией на сцене Молодежного театра.
Режиссерская лаборатория «Контур» — это цикл лабораторий, в которых молодые режиссеры из разных городов проводят театральные эксперименты. Это дополнительная возможность для профессионалов театра получить новый опыт, поделиться своими взглядами и мыслями с коллегами, погрузиться в новые культурные пласты.

В летнюю сессию 2022 года «Контур» посвятили фестивалю молодой драматургии «Любимовка», так появился «Контур Любимовки» в Челябинске. Задача «Любимовки» — открывать театральному миру новых авторов, что удалось успешно воплотить в стенах Челябинского молодежного театра.
Главный режиссер Челябинского молодежного театра Иван Миневцев рассказывает о режиссерской лаборатории так: «Театр постоянно находится в поиске интересной драматургии, у нас давно не было премьер на большой сцене по современным пьесам. Анализируя шорт-листы «Любимовки» последних лет, я вижу, что есть тексты, которые могут пойти на нашей сцене. Летняя лаборатория 2022 года стала для нас в первую очередь репертуарной пробой. Наш театр постоянно развивается и держит руку на пульсе театральной жизни страны. «Любимовка» — мощный драматургический конкурс, и мне понравилась идея привезти часть ее к нам, чтобы Челябинск в очередной раз погрузился в большой живой мир, наполненный новым театральным языком».

В июле 2022 года режиссеры выбрали себе пьесу из списка «Любимовки» и тут же поставили ее в эскизном варианте с артистами Молодежного театра.
С того времени постановки претерпели многие изменения, и в начале 2023 года челябинские зрители уже начали знакомиться с премьерными вариантами летних экспериментов молодых режиссеров. Первой премьерой в стенах Молодежного театра стал «Человек в закрытой комнате» по пьесе Татьяны Загдай в постановке Радиона Букаева. Радион Букаев приехал из Казани, где уже несколько лет занимает пост главного режиссера Казанского государственного театра юного зрителя, его спектакли отмечены многочисленными наградами на больших театральных конкурсах.

И вот мы на премьере постановки в Челябинске. Необычности начались с самого начала: зрительный зал переехал в цокольное фойе театра (справа от буфета). Дверной проем преобразовался в сценическое пространство. Радион Букаев решил, что для сюжета пьесы требуется какое-то замкнутое пространство, и дверной проем в фойе Молодежного театра идеально подошел. Реальностью стала пространственная метафора: проем как пограничье между жизнью и смертью, между прошлым и настоящим.
Пьеса Татьяны Загдай — о старой как мир проблеме, проблеме отцов и детей. Размышления о серьезном вопросе очень психологичны, но рассказываются легко и не дают зрителю заскучать. Молодая москвичка Жанна приезжает в небольшой провинциальный городок, чтобы решить вопросы, связанные с похоронами отца. По приезде в город Жанна сталкивается с ожившими воспоминаниями своей юности и детства. Соседка, ее вороватый сын-таксист Костик, старая обшарпанная квартира в древней трехэтажке, труп отца под простыней на кровати. Все это погружает деятельную москвичку в ту унылую неспешную болотистую жизнь, от которой она так стремительно бежала в столицу. Вдобавок ко всему оказывается, что в таких маленьких городах родные сами должны заниматься перевозкой умерших и получением справок экспертизы.

Вот тут-то и начинаются приключения с забавными анекдотичными ситуациями. Хотя, казалось бы, откуда они могут взяться при такой завязке? Костик соглашается отвезти Жанну с трупом отца на своем такси в райцентр, где можно будет получить справку о смерти. Дорога по бюрократическим кругам ада сопровождается комментариями почившего отца, постепенно перерастающими в настоящий диалог с дочерью, слишком смешной, чтобы ситуация действительно пугала. Оптимизм и энергетика продолжающейся жизни поражают даже на фоне последнего совместного приключения по сбору документов (а может, и благодаря ему).
Трагедия преображается в черную комедию. Кроме нетривиального сюжета спектакль привлекает и актерскими работами. Жанна и Костик — прекрасный дуэт Ксении и Никиты Скобелевых. Самым смешным и гротескным персонажем становится труп отца в исполнении Дениса Саратникова. Не бойтесь описания спектакля, идите в театр, не пожалеете! Ближайшие показы спектакля 26 февраля. Что примечательно, по два показа в день. (18+)

Поделиться