Уральское чудо. Готова ли Челябинская область растить своих камнерезов?

18 Марта 2023 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Уральское чудо. Готова ли Челябинская область растить своих камнерезов?


В Государственном историческом музее Южного Урала открылась выставка камнерезного и ювелирного искусства «Каменный цветок». Такое же название, как у самого знаменитого сказа Павла Бажова.

Триста экспонатов. Одни с историей, другие — современные свидетельства того, что традиции сохранились. На уральской земле до сих пор работают мастера, готовые создавать свои «каменные цветы», прославляющие богатую на минералы и таланты горную территорию, которая разделяет материк на Европу и Азию.

Камнерезы_Ковалева_22230.jpg

В исторический музей экспонаты приехали из Ильменского заповедника, музея «Аркаим», музеев ЧелГУ и ЮУрГУ. Гильдии мастеров–оружейников Златоуста. Самая большая часть экспозиции прибыла из Екатеринбурга. Есть музейные экспонаты, есть предметы из частных коллекций. Это не просто выставка, а слава традициям, бережно оберегаемым подвижниками, осознающими великую цену опыта, накопленного уральскими мастерами. (6+)

Смотрим на соседей

Несомненно, Екатеринбург в экспозиции занимает доминирующие позиции. Так сложилось исторически. Челябинская область прославилась на весь мир каслинским литьем и златоустовским оружием, Свердловская – ювелирами и камнерезами. Но и Южный Урал выглядит вполне достойно. Чего стоят работы Виктора Митрошина, к примеру! Или изделия предприятия «Мир камня», созданного челябинским ученым-геммологом Олегом Джумаевым. Правда, Олег Романович рассказывал, что еще в 90-е годы прошлого столетия, когда он создавал производство, в области работало три десятка камнерезных предприятий. «Мир камня» с трудом, но выстоял. Остальные постепенно ушли с рынка.

Камнерезы_Ковалева_22214.jpg

В конце прошлого года в интервью «ЮП» министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин впервые озвучил идею о возрождении школы камнерезного искусства в Челябинске. Случилось так, что минувшим летом генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина побывала на Бажовском фестивале, который произвел на нее очень хорошее впечатление. После восторженных слов последовало «но». «А почему нет камнерезов?» — спросила она у министра. А у нас тут их и не учат! Алексей Бетехтин серьезно задался вопросом — «Почему?» Оказалось, что последних камнерезов в столице Южного Урала выпустили в 1939 году.

Дело здесь, конечно, не только в школе. Если говорить о Екатеринбурге, известно, что в конце XVIII века в городе была открыта императорская гранильная фабрика. Одна из трех в России, что в значительной мере повлияло на развитие в городе камнерезного искусства. Мечту о возрождении школы Алексей Бетехтин еще раз озвучил на открытии выставки. Присутствующие восприняли эту новость с благодарностью, хотя все понимали, что министр затеял очень непростое дело.

Камнерезы_главное_Ковалева_22210.jpg

С точки зрения…

кандидат искусствоведения Сергей Винокуров.jpgВ историческом музее внутри экспозиций всегда происходят разные интересные события. К примеру, недавно приезжал сотрудник Екатеринбургского музея изобразительных искусств, кандидат искусствоведения Сергей Винокуров. После увлекательной лекции мы поговорили с ним и по поводу сохранения традиций, и по поводу, почему в Екатеринбурге учат ремеслу, а в Челябинске пока нет.

— Меня порадовал сам факт открытия такой выставки, — сказал Сергей Евгеньевич. — Безусловно, обращение к теме камнерезного искусства довольно неожиданно для Челябинской области. Эта история больше связана с Екатеринбургом. Было удивительно, когда специалист вашего музея, приехав к нам, сообщила, что готовится такая выставка и пригласила нас к участию.

Камнерезы_Ковалева_22217.jpg

— С вашей точки зрения, целесообразно ли в Челябинской области возрождать камнерезную школу?

— Вопрос целесообразности однозначно положительный. Когда мы говорим про имидж Урала, этот разговор не столько про Танкоград, сколько про культуру и традиции.

Сначала ремесло

— Многие обыватели считают, что во времена Фаберже было и ювелирное, и камнерезное искусство, но в советское время все это ушло в ширпотреб.

— Программа была такая. Но художники всегда были, и шедевры создавались. К примеру, ярчайший художник второй половины XX века Владимир Бакулин. Он мог бы спокойно штамповать малахитовые шкатулки. Но он создает художественные вещи, которые не выходят в тираж. Советские мастера, выполняя свою обязательную нагрузку, делали изделия модельного ряда, работали над собственными художественными проектами.

Камнерезы_Ковалева_22233.jpg

— А сейчас востребованы художники по камню?

— Конечно! И художники есть, и востребованность есть. Если говорить об организации камнерезной школы, самая главная проблема: кто будет учить? Успешные камнерезы в педагоги не пойдут. Если брать возрастных мастеров, то, мы понимаем, что это ненадолго. Наш музей двенадцать лет совместно с компанией «Минерал–шоу» проводит конкурс «Наследники Данилы–мастера». И мы наблюдали, как кружки закрывались, когда уходили из жизни их педагоги.

Начинать с мечты

— Но это решаемая проблема, — продолжает Сергей Евгеньевич. — Есть выпускники наших учебных заведений. Технологию они знают, и преподавать в ДШИ способны. Все равно изначально нужно изучить ремесло, заложить основы. Художественная составляющая на этой основе либо проявится, либо нет. Человеку надо дать возможность попробовать себя. Если предназначено, это должно случиться. Урал — это не место, где убили царя, это не место, где делают танки, это место, где жили и живут прекрасные металлурги, камнерезы, мастера художественного литья и гравюры на стали. Урал — творческая территория. Да, суровая. Но к этому обязывает и то место, где мы находимся, и тот материал, с которым мы работаем.

камнерезы-фото-Людмилы-Ковалевой-.jpg

— Мечта есть, надо действовать?

— Все всегда начинается с мечты. Дальше она либо прорастет, либо нет. Точно то, что дело тут не в деньгах. Должен сложиться человеческий фактор. Сегодня, пока никого здесь не было, мы со специалистом музея общались, и она тоже задавала этот вопрос: почему у вас есть, а у нас нет? Я ответил, что в Екатеринбурге есть люди, по–хорошему больные на голову этим вопросом. По–другому никак. Хорошо, что идея зародилась наверху. Теперь нужно, чтобы кто–то появился внизу. Тогда это может сработать. И будет все очень хорошо, но не скоро. Камнерез воспитывается десятилетиями.

Камнерезы_Ковалева_22216.jpg

Поделиться

23.07.2024 | 12:03
Пламя в степи. Фестиваль исторической реконструкции вновь прошел на Аркаиме

Более двух с половиной тысяч гостей посетили фестиваль «Пламя Аркаима», который в восьмой раз прошел в Брединском районе. Колесо истории прокатилось в этот раз из каменного века в эпоху бронзы и дальше в новое время к стрельцам XVII века и зарубежным походам императора Александра I.

20.07.2024 | 18:48
Сказки без штампов. Какие эскизы могут стать спектаклями на большой сцене

Завершилась работа четвертой режиссерской лаборатории замыслов «Контур. Сказки» в Челябинском молодежном театре.

16.07.2024 | 11:04
Эффект музыки. Чем запомнился второй день «Курчатов-феста»

Организаторы главного культурного челябинского события лета 2024 года абсолютно не волновались за его творческую часть. И звезды, и программа — все самое лучшее, все как любят истинные поклонники классического искусства.

12.07.2024 | 11:48
Не по нотам. Как в Челябинске стартовал «Курчатов-фест»

А ведь это был даже не выходной, а будний день недели, 11 июля. И довольно позднее время начала концерта, 20:00, сулило большие проблемы с возвращением домой. Однако, несмотря на эти неудобные бытовые детали, к назначенному часу на площади Науки в столице Южного Урала стали собираться зрители.

Новости   
Спецпроекты