Милость Афродиты. В театре песка и теней поставили «Пигмалиона»

3 Апреля 2023 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Милость Афродиты. В театре песка и теней поставили «Пигмалиона»


Челябинский театр «Скарабей» обратил свой творческий взгляд на самую известную историю древнегреческой мифологии о красивой любви искусного скульптора Пигмалиона к созданному им женскому образу, который он назвал Галатеей.

Премьерный показ состоялся 25 марта. Уникальный театр, который объединил в себе, с одной стороны, древнейший театр теней, с другой — современный жанр изобразительного искусства — песочную живопись. Он как будто создан для постановки таких божественных, волшебных историй о силе любви. Получился очень красивый спектакль, приподнимающий зрителя от земли, достающий из глубин тонкие душевные материи, позволяющие поверить в чудо.

фото_Людмилы_Ковалевой_22435.jpg

Миф для творчества

История женоненавистника Пигмалиона, который жил искусством и полюбил собственное произведение, всегда будоражила художников и поэтов. Она не только про любовь, но и про волшебную силу искусства, про муки творчества и счастье сотворения. Легенда на все времена, которую еще долго будут использовать как материал для своего прочтения.

Татьяна Мелер_завлит театра Скарабей.jpg— Идея спектакля «Пигмалион» принадлежит нашему режиссеру Оксане Горькавой, — рассказывает заведующая литературной частью театра Татьяна Мелер. — Она придумала, что это будет музыкальная композиция с картинами песочной анимации. Оригинальную музыку к спектаклю написал Константин Идиятов. Хотелось такими средствами, как картины и музыка, без единого слова передать всю суть древнегреческого мифа. Очень интересная форма, которая в нашем театре используется в спектакле «Сны Шахерезады». Песочные картины в «Пигмалионе» создает художник Дария Васильева. Спектакль понятен детям и интересен взрослым. Идею Оксаны Горькавой осуществил режиссер Роман Прецер, который увидел легенду в новом ракурсе: развернул, расширил и углубил замысел. Это живой спектакль, который будет развиваться.

photo_2023-03-30_16-32-30.jpg

С мольбой о чуде

Пигмалион был в отчаянии. Он испытывал сильные чувства и муки, понимая, что любимая навсегда останется всего лишь статуей. На острове Крит раз в году отмечали праздник богини любви Афродиты. Люди приносили ей подаяние и просили счастья. И скульптор тоже пришел к ней с мольбами о женщине, похожей на изваяние. Перед Пигмалионом трижды разгорелся и погас огонь святилища. Это значило, что его слова услышаны богиней. Он просил о земной женщине, но когда вернулся к любимой и стал как обычно нежно ее целовать, почувствовал, что Галатея оживает. Случилось чудо!

Мы понимаем, что статуя в живого человека может превратиться только в мифах, но основа сказания — это любовь. Лишь тем, чья любовь сильна и постоянна, покровительствует великая Афродита.

photo_2023-03-30_16-32-31.jpg

С небес на землю

Роман Прецер_режиссер театра Скарабей.jpg— Это не окончательный вариант спектакля, — рассказывает режиссер Роман Прецер. — Нам очень хочется дорастить эту идею большим прологом, в котором мы воспроизведем миф о рождении Афродиты. «Пигмалион» — это некий финал одной истории. А дальше мы хотим поймать фокус, который в греческой мифологии довольно часто встречается. Есть мифы о богах, и есть мифы о людях, которые с этими богами вынуждены выстраивать какую-то иерархию. Мы задумали поймать идею о том, что вот он, миф о высоком и сверхъестественном. А потом — раз! — и мы спускаемся на землю, сохраняя при этом ощущение присутствия божественной силы.

— Как в жизни: мы людям говорим о божественном, а они возвращаются на землю.

— За зрителя решать нельзя. Перед зрителем мы несем ответственность только с точки зрения честности и внятности высказываний. Для спектакля мы напечатали либретто, там описан сюжет. Есть мнение, что нужно добавить закадровый текст. Но, по моим ощущениям, он здесь лишний. Он убьет магию, и пройдет ощущение недосказанности. А для мифа, и вообще для театра, это неплохо. Мы не на митинге. Не надо ничего разжевывать. Мы должны быть понятными, но это не значит примитивными.

photo_2023-03-30_16-32-27 (2).jpg

— Я в первый раз на таком спектакле! Грустно, что песочная живопись сразу исчезает и больше уже не появится.

— Появится на другом показе, но уже по-другому. Это ткань нашего театра, и мы должны гордиться временностью того, что мы делаем. Это живая энергия человека, творца, художника, которая создается здесь и сейчас. Она тает и никогда больше не появляется в том же виде. Это и есть жизненные соки театра, из-за которых он никогда не устаревает. Мы можем проиграть кино в визуальности. Мы можем проиграть литературе в глубине мысли и слова, но в живой энергии, которая всегда останется живой, театр никогда не проиграет. Мы хотим дать зрителю все богатство средств выразительности, чтобы он почувствовал, что пришел в место, где никогда не бывал. И что такого опыта ему никто не может дать, кроме нас. Нам есть куда двигаться, и это прекрасно!

12+

Поделиться

Вчера | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

Новости   
Спецпроекты