С именем Герасимова. Нужно ли юным киношникам наследие мэтра

4 Декабря 2023 Автор: Ирина Дурманова Фото: Марат Муллыев
С именем Герасимова. Нужно ли юным киношникам наследие мэтра


На Южном Урале стартовал Всероссийский конкурс школьного кино «В начале славных дел-2024». Он назван так в честь одного из фильмов знаменитого режиссера, одного из основателей советского кино Сергея Герасимова. 6+

В Челябинской области его имя входит в число бережно хранимых. Сергей Аполлинариевич родился в 1906 году в Чебаркульском районе и прожил там 13 лет. Он никогда не забывал свою малую родину, рассказывал всем о южноуральских красотах и даже снимал здесь один из своих шедевров — фильм «Журналист». Подружившись с одним из местных жителей, агрономом Борисом Красноперовым, он стал приезжать сюда на отдых. А нового друга снял в своей последней картине «Лев Толстой» в роли приезжего революционера. В последний раз Сергей Герасимов побывал на Южном Урале в августе 1985 года, а через два месяца его не стало.

Благодаря его вкладу в развитие кинематографа Советского Союза, село Кундравы вошло в большую историю. Сегодня это место, где хранится память об этом замечательном человеке. Он родился не в самом селе, а на хуторе, который жители по сей день называют Герасимовской заимкой, а дом, где прошло его детство — «господским». В кундравинском ДК «Мечта» расположен единственный в России музей Сергея Герасимова. И это та точка на карте Челябинской области, в которой был объявлен старт конкурса для юных киношников, последователей знаменитого мастера.

О конкурсе

В этом году конкурс школьного кино проводится в шестой раз. Он значительно изменился: перешагнул региональный статус и стал всероссийским, оброс образовательными программами и вместил в повестку знакомство с наследием Сергея Герасимова.

— Конкурс «В начале славных дел-2024» стартовал в декабре и продлится до июня, — рассказывает руководитель проекта Лариса Сазонова. — Помимо основной части конкурсной программы мы запланировали экскурсии в музей Сергея Герасимова, онлайн- и офлайн-мастер-классы по актерскому, операторскому, сценарному мастерству и ораторскому искусству. В феврале пройдет творческая встреча с известным режиссером-документалистом Сергеем Мирошниченко. Участники смогут принять участие в киноэкспедиции в Миасс на место съемок фильма «Журналист». В городах Челябинской области состоятся кинолектории, викторины, просмотры и обсуждения фильмов Сергея Герасимова. В конкурсе семь номинаций, каждая из которых соответствует названию одного из фильмов знаменитого земляка: «Непобедимые», «Молодая гвардия», «Учитель», «Любить человека», «Большая земля», «У озера», «Журналист». Наша задача — ближе познакомить юных кинематографистов с творчеством мастера, имя которого носит главный кинематографический вуз страны (ВГИК им. С.А.Герасимова. — Прим. авт.).

photo_2023-11-15_13-31-53.jpg

Знать и ценить

— Как оказалось, детских любительских киностудий много, — делится опытом проведения конкурсов директор регионального Киноцентра им. С.А. Герасимова Юрий Сычев. — Их, как правило, возглавляют учителя или просто энтузиасты, которые никакого отношения к кино никогда не имели. Зачастую на них смотрят как на несчастных, которым поручили заниматься этим делом. И крайне редко к этим людям относятся с должным уважением. Одна из задач нашего проекта — моральная поддержка руководителей любительских школьных объединений. В 2018 году состоялся первый региональный конкурс школьного кино, и мы даже не ожидали, что он вызовет такой огромный интерес. К пятому фестивалю он уже стал всероссийским. И мы не прилагали к этому особых усилий. Откуда-то люди о нем узнавали и присылали заявки на участие из разных мест — от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Мы организовываем показы для участников, смотрим с детьми фильмы Сергея Герасимова. Мало надежд на то, что современные дети будут искать в интернете советские фильмы. С ними их надо познакомить.
— На самом деле, трудно представить интерес детей к этим фильмам. Это уже другая реальность. Понятное дело, они интересны как классика кино тем, кто видит себя в этой профессии.

— Мы не стремимся работать только с теми, кто желает себя посвятить кинематографии. Давайте вместе соберемся, и вы посмотрите, как дети на это реагируют. Самая первая попытка обращения к советской классике была много лет назад, когда мы показали детям фильм «Александр Невский» (признанный шедевр мировой классики снят режиссером Сергеем Эйзенштейном в 1938 году. — Прим. авт.). Их собрали в Челябинском кукольном театре. Полный зал, 240 мест. Дети были разные — от кадетских классов до трудновоспитуемых. Первые 10 минут они играли в телефонах, но очень быстро оставили это занятие. Ни один ребенок не пожелал уйти с этого фильма. И никто им не объяснял, что это обязательная для образованности классика. Не надо недооценивать современных детей и говорить, что у них «клиповое сознание». Настоящее искусство всегда и всем интересно. Тот же самый «Журналист». Я согласен, какие-то нюансы современному зрителю будут непонятными. Но какая там актерская игра!

photo_2023-11-15_13-10-16.jpg

Хранить память

— Мы сейчас с вами затронули очень важную тему о памяти и связи поколений, — вступает в разговор начальник управления культуры Чебаркульского района Елена Седова. — Я вспоминаю одну историю. 2016 год был объявлен Годом кино. Здесь, в музее, проводилось мероприятие. Приехали журналисты. Вдруг ко мне подбегает директор музея в ужасе: «Надо что-то делать!» Девушка-журналист выходит в прямой эфир и говорит: «Сегодня мы находимся в музее Сергея Герасимова, режиссера с мировым именем, который снял такие фильмы, как «А зори здесь тихие», «Добровольцы». Мы, конечно, вмешались, однако досадно, что даже журналисты не знакомы с наследием человека, единственный музей которого создан в Челябинской области. Молодежь надо просвещать. И мы стараемся доносить до людей историю жизни и творчества Сергея Герасимова. Ежегодно наш музей посещают свыше шести тысяч человек. Здесь побывали практически все ученики Сергея Аполлинариевича. Кстати, к нам обращались люди из Москвы: «А не готовы ли вы нам отдать музей?» Не готовы!

— Мы выезжаем в муниципалитеты, показываем фильмы, проводим игровые викторины, — продолжает Лариса Сазонова. — В идею конкурса вложено все: популяризация, связь поколений, краеведение. В этом году к нам приедет Сергей Мирошниченко. Он тоже наш земляк, и нам было легко с ним договориться. Мы разговаривали также с народным артистом РСФСР Сергеем Никоненко по поводу участия в фестивале, и он не сказал нет. Пока живы ученики Сергея Герасимова, мы будем стараться и их привлекать к сотрудничеству. Мы убеждены, что занимаемся важным делом и что проект станет интересным и успешным.

Справка «ЮП»:

Организаторами культурно-образовательного проекта «Всероссийский Герасимовский киноконкурс школьного кино «В начале славных дел-2024» являются творческий союз «В движении» и Челябинский областной киноцентр им. С.А. Герасимова. Проект реализуется при финансовой поддержке гранта президента РФ на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных индустрий. Проект поддержан уполномоченным по правам ребенка в Челябинской области Евгенией Майоровой.

Поделиться

24.02.2024 | 17:17
Два Фауста в году. Опера Шарля Гуно на челябинской сцене звучит в новой версии

Сложные составные многометровые декорации доставляют в челябинский театр оперы и балета с дальнего склада и собирают несколько дней. Но монтажные проблемы полностью оправдываются масштабностью запоминающейся постановки.

23.02.2024 | 17:36
Черным цветом. В Челябинске представили лучшие гравюры Альбрехта Дюрера

Прекрасный музей на набережной Миасса. Уютный зал, мягкий свет, камерная обстановка. Звучит орган. Молодые люди встречают гостей в костюмах эпохи Возрождения.

23.02.2024 | 17:36
Черным цветом. В Челябинске представили лучшие гравюры Альбрехта Дюрера

Прекрасный музей на набережной Миасса. Уютный зал, мягкий свет, камерная обстановка. Звучит орган. Молодые люди встречают гостей в костюмах эпохи Возрождения.

21.02.2024 | 13:27
Спектакли для друзей. Камерные мудрости режиссера Олега Хапова

Без него невозможно представить театральную жизнь Южного Урала. Конечно, она и в этом случае шла бы своим чередом и была насыщенной событиями. Но в ней не хватало бы тонких нюансов, каких-то красок, того, что «немного нервно», а главное, его важного и содержательного диалога со зрителем.

Новости   
Спецпроекты