В Челябинской области меняется культурный ландшафт

Челябинская область вкладывает значительные средства в развитие культуры, что дает людям возможность реализовать свой творческий потенциал. Это, помимо прочего, важнейший инструмент для консолидации региона, осознания внутренней идентичности южноуральцев и связи со всей страной.
«Мне лично импонирует то, как жители нашего региона воспринимают культуру во всех ее проявлениях – будь то сложившиеся, традиционные формы или новые форматы. У нас одинаково успешно проходят и концерты симфонического оркестра, и фестиваль граффити, и современные театральные постановки. И вот эта восприимчивость, готовность к диалогу — лучшая иллюстрация творческой атмосферы в регионе. Как раз то, что нужно для развития», — убежден глава региона.
На Южном Урале в год проходит почти 360 фестивалей различного уровня. Три из них, Ильменский, Бажовский и Сабантуй, пользуются особой популярностью и собирают гостей со всей страны.
Особое внимание уделяется развитию культурного и исторического наследия: в этом году открыли новый музей знаменитого каслинского литья, реконструируется заводская усадьба Демидовых — «Белый дом» — в Кыштыме, пополняется коллекция музея Златоустовской оружейной фабрики.

За последние годы нацпроект «Культура» и региональные инициативы кардинально изменили лицо местных музеев, библиотек и культурных центров. Это превратило их в новые точки притяжения жителей Южного Урала, дало толчок развитию местных сообществ.
По региональному проекту «Цифровая культура» в домах культуры, библиотеках и музеях небольших городов создаются виртуальные концертные залы, где можно увидеть концерты ведущих театров России и мира. Таких залов в регионе уже десять, а в 2024 году появится еще два.
Третий год в Челябинской области работает программа «Земский работник культуры», в детские школы искусств приходят молодые, владеющие современными технологиями педагоги.
Своими мнениями о развитии культуры в регионе поделились члены «Экспертного клуба Челябинской области».


«Мы проводим режиссерские лаборатории и собираем коллег на фестивали всероссийского уровня. В самих театрах – аншлаги, билеты приобретаются за два месяца вперед, — отмечает он. — Наши музеи могут похвастаться своими фондами: в них — более миллиона музейных единиц хранения. Крупные федеральные музеи, оценивая технический уровень наших учреждений, также частые гости в нашем регионе. Летом со всей страны к нам едут на наши фестивали. В прошлом году Бажовский фестиваль поставил рекорд по посещаемости — более 60 тысяч гостей.
По словам Бетехтина, у губернатора Алексея Текслера стратегическое видение сферы культуры, он видит значимость развития этого направления.

«Благодаря его отношению у нас появляются новые учреждения, коллективы, фестивали. Наиболее яркие примеры — появление на Южном Урале симфонического оркестра и детской филармонии», — сказал министр.

«Стоит вспомнить, что в это время появился и симфонический оркестр Челябинской области — в этом, конечно, большая заслуга замечательного дирижера Адика Абдурахманова, которого с нами сегодня уже нет, к сожалению. Но без усилия властей создать такой оркестр вряд ли бы получилось», — уверен эксперт.
Что касается международного сотрудничества в сфере культуры, то регион сейчас переориентируется на Восток, и это заметно, добавляет Спешков. Например, недавно в Челябинске открылась выставка фотографий китайских фотодеятелей, которую организовал фотохудожник Владимир Богдановский.
«Сейчас он работает над новым проектом, инициатором которого стал именно губернатор Алексей Текслер. Выставка будет посвящена фотографу начала XX века Прокудину-Горскому, в коллекции которого были и фотографии, сделанные на Урале», — также отметил он.


«Смело могу сказать, что культурная сфера стала одной из лидирующих у нас в регионе. Мы в театре это точно ощущаем — это и финансовая поддержка, и поддержка наших инициатив. Я часто езжу по стране и понимаю, о чем говорю», — сказал он.
Большая заслуга в этом принадлежит губернатору Алексею Текслеру и его супруге, основательнице Фонда 2020 Ирине Текслер, уверен режиссер.
«Можно увидеть, как наши государственные театры преображаются, становятся современными и притягательными. Много частных театров, кстати, открывается, что опять же свидетельствует о благоприятной среде», — говорит Миневцев.
Поделиться