Как «Слон» оправдал самые лучшие зрительские ожидания
Поклонники Челябинского камерного театра были заинтригованы первой премьерой нового сезона и с нетерпением ждали, когда на сцене представят запрещенную когда-то антисоветскую пьесу «Слон» Александра Копкова (1907–1942).
Премьера состоялась 13 и 14 сентября при аншлагах и овациях. Зрители с восторгом приняли новый спектакль. Тем более на этот раз многие пришли в зал подготовленными. (12+) Театр сделал все, чтобы детали новой постановки стали известны публике еще до самой премьеры. План сработал — включилось любопытство. Люди заинтересовались историей, и многое узнали о трагической судьбе талантливого, самобытного советского писателя и драматурга.
Александр Копков написал только две сатирические пьесы — «Царь Потап» и «Слон». Их пытались поставить в столичных театрах того времени, но сюжеты оказались настолько похожими на жизнь, что эта зеркальная правда напугала партийных функционеров. Автора запретили, произведения, порочащие светлый и бескорыстный образ советского человека, спрятали. Но, как известно, рукописи не горят.
Время для «Слона»
Где-то в 70-е годы прошлого столетия пьеса попала в поле зрения представителей театрального искусства. Яркий сюжет, хороший язык, колоритно прописанные характеры героев, трогательные, временами щемящие сцены — пьеса задела за живое и попросилась на сцену. С того времени ее начали ставить, и препятствий уже никто не чинил.
Пожалуй, сегодня, когда со времени появления «Слона» на свет прошло немногим меньше века, пьеса выглядит еще более актуальной, чем тогда, когда народу было предписано создавать колхозы, двигаться только вперед, не задумываться, не сворачивать, не отвлекаться на разные человеческие слабости. Сначала родина, потом близкие, семья и прочие ценности, которыми непременно надо пожертвовать во благо строительства коммунизма. Шаг вправо, шаг влево… Все, как у Чехова: если на сцене появляется ружье, то оно рано или поздно выстрелит, даже если не заряжено и никогда этого не делало.
Тогда быть богатым было стыдно, а сегодня престижно, причем независимо от того, как это богатство досталось владельцу. А в деньгах ли счастье? И права ли народная мудрость, которая гласит: когда в семье лад, не нужен клад.
Всего лишь упал в колодец
Главный герой пьесы Гурьян Мочалкин (Дмитрий Блинков) вполне себе вписался в новые условия. Он вступил в колхоз со сказочным названием «Светило», числился полупартийцем и достаточно уверенно смотрел в светлое будущее, пока не упал в заброшенный колодец и не нашел там клад самого Стеньки Разина. Золотой слон с бриллиантовыми глазами внес помутнение в его разум, и ему так захотелось красивой жизни!
Казалось, счастье свалилось на нищую крестьянскую голову. Но вокруг находки начинают кипеть страсти, и на слона открывается охота. У всех персонажей, даже тех, кто предан делу и озабочен созревшей рожью на полях, появляется нездоровый блеск в глазах. Мочалкин подумывал отдать слона колхозу, но ему нужен был эффект. Глава колхоза Курицын (Виктор Нагдасев) предложил Гурьяну объявить благодарность, похлопать в ладоши и улыбнуться. Мочалкин таким эффектом остался недоволен и попытался подсунуть фальшивого слона. Когда афера не удалась, выставил семейную охрану и погрузился в мечты о счастье.
Цена американского счастья
«Только в Америке с этим капиталом можно быть счастливым, — рассудил герой. — А у нас за этот капитал ничего не получишь: ни почету, ни еффекту — ничего. Такая уж дурацкая страна. Ходи нагишом — значит, хорошо; оделся — значит, разденут, разорвут. Э-эх, и угораздил же меня черт родиться здесь с таким капиталом! Вот на одной и той же земле одни и те же люди почти, а счастья разные».
«С таким капиталом честным человеком не будешь», — вступает в полемику с отцом ученый сын Митя (Никита Савиных). «Только без штанов можно быть честным человеком, по-твоему, да?» — возражает Гурьян.
Хороша та пьеса, которую хочется разобрать на цитаты. «Слон» — как раз тот самый случай. К примеру, дочь Мочалкина Даша (Марина Вознесенская), которую никто замуж не берет, подкрадывается к сундуку, где спрятан клад, и шепчет: «Вырвать хоть глаз на платье!» Или есть еще такая фразочка: «Я специально так и говорю, чтобы ты не понимала. Если мои слова каждая деревенская баба будет понимать, тогда зачем я учился?» Красиво рассказанная, потрясающе сыгранная получилась история о богатстве и искушении, о том, что так важно не натворить глупостей, успеть вовремя остановиться.
Гурьян Мочалкин это сделал поздновато, когда уже улетал на дирижабле за счастьем: «… и вспомнил я революцию, как мужики барский дом разграбляли и тащили барина к пруду топить его, и стало мне жалко и барина, и всех людей». Гурьян спрыгнул на землю, упал на свинарник, раздавил животных, а сам остался жив, осознав, что на самом деле для него ценно и дорого. А золотой слон с бриллиантовыми глазами продолжил полет. И тут берданка выстрелила.
Случился диалог
Новый спектакль родился в рекордно короткие сроки: на постановку ушло меньше месяца. Режиссер-постановщик Михаил Каргапольцев (Санкт-Петербург) похвалил театр за организованность и дисциплину, за артистические таланты. Артисты же остались довольны профессионализмом и человеческими качествами питерского режиссера, расстались с надеждой встретиться снова.
— Мне было очень приятно работать с Михаилом Каргапольцевым, — рассказывает заслуженный артист России Виктор Нагдасев. — Я понимал, чего ему хочется от меня. Он понимал, что я могу и что я предлагаю для постижения роли. Шла ответная реакция, взаимное обогащение. Если происходит диалог, хочется сделать лучше и больше. Нам всем было легко и приятно работать. Обычно мы дольше репетируем, но режиссер был зажат во временные рамки, мы собрались, активизировались и сделали хороший спектакль.
— Вы же почувствовали зрительский отклик, спектакль задел за живое, чем?
— Легко и очень хорошо написанная пьеса. «Слон» — это же сказка, притча. И она оказалась такая многослойная. Что ни персонаж — то интересный характер. Честно говоря, мы соскучились по народным героям, по российской деревне. У нас в свое время был замечательный спектакль «Очень простая история». Мы с такой любовью и отдачей играли этот спектакль! Потом его сняли, и мы затосковали. Тоже сказка, там даже животные разговаривают. И здесь притча, а персонажи такие узнаваемые, теплые и понятные. Все это очень близко. Никаких заумных и сложных моментов. Золотой слон — он как арбузная корка, на которой легко поскользнуться. Копков на самом деле написал комедию, но у нас получилась трагикомедия. Если осмыслить, мы же понимаем, чем закончится эта сказка? Весь колхоз и все соучастники этой истории просто погибнут. В финале звучит выстрел. По ком звонит колокол? По всем нам. У Копкова легче финал, мы его обострили. Прекрасная пьеса. Мы такие вещи любим. Интересно играть, тем более что здесь много комических ситуаций. Все на своих местах и все попали в образы. Диме Блинкову было трудновато, но он уже имеет опыт. И эта роль оказалась по нему, по его плечам.
Поделиться