Удачи, Марк! Кому достались призы фестиваля кукольных спектаклей для взрослых
Восьмой фестиваль кукольных спектаклей для взрослого зрителя «Соломенный жаворонок» завершился в Челябинске. Фестиваль проводится в формате биеннале.
— Нормальные герои всегда идут в обход, — размышляет главный режиссер Челябинского театра кукол им. В.А. Вольховского Александр Борок. — Эти слова отсылают к мотиву странствий и путешествий по морю жизни. На этом пути нас ждут приключения, поиски смысла и истины, любви и добра. Фестиваль стал кораблем, на нашей палубе встретились старые пираты, знаменитые корсары и акулы театрального мира.
Фестивальная неделя объединила более сотни профессионалов театра со всей страны и из-за рубежа. В этом году к россиянам присоединились артисты из Китая, Беларуси, Казахстана. В фестивальную афишу попали двенадцать спектаклей, некоторые из них показали два раза: для зрителей и для участников фестиваля.
Программу фестиваля «Соломенный жаворонок» утверждал экспертный совет, который в течение нескольких месяцев отсматривал видеозаписи постановок претендентов на участие. Главными экспертами челябинского фестиваля стали театральный критик, заслуженный работник культуры РФ Владимир Спешков и театровед, кандидат искусствоведения Алексей Гончаренко. В оргкомитет поступило семьдесят пять заявок от разных театров. Из них лишь двенадцать спектаклей попали в афишу фестиваля.
— У каждого фестиваля своя специфика, — поясняет Владимир Спешков. — Исходя из формата фестиваля, мы с Алексеем выбирали самые актуальные и качественные постановки. Другие соображения в расчет не принимаются: никакой предвзятости и политики, только качество спектакля.
Вслед за программой фестиваля улаживались вопросы выбора сценических площадок. Есть технически сложные спектакли, которые не смогут показать себя с лучшей стороны на сцене Челябинского театра кукол. В нынешнем году несколько постановок фестиваля представили на сценах Молодежного и Камерного театров.
— Считаю правильным, что именно в Челябинском театре кукол проводится фестиваль спектаклей для взрослого зрителя, — делится мнением Владимир Спешков. — Человек, чье имя носит театр, — Владимир Аркадьевич Вольховский — в свое время вернул на сцену театра кукол спектакли для взрослых. Именно он первым на этой сцене ставил Ануя, Брехта, Гоголя и других авторов.
По традиции после просмотра фестивальных постановок каждый вечер собирались большие творческие обсуждения спектаклей. Хедлайнерами обсуждений становились члены коллегии критиков фестиваля: заслуженный деятель искусств РФ, главный режиссер театра кукол им С.В. Образцова Борис Константинов, театральный критик Глеб Ситковский, театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения Павел Руднев.
— Спектакли для взрослого зрителя — это особая каста в репертуаре каждого театра, — комментирует Борис Константинов. — Такие спектакли вдвойне интересны. Театр кукол — довольно тонкая философская вещь. Считаю, что театр кукол — это не для малышей. Наш зритель — человек от 3 до 99 лет. Только этот вид театра понятен в любой точке мира, его язык не нуждается в переводе. Ценно, что челябинский фестиваль стал международным.
Кукольные спектакли для взрослого зрителя — некий слом традиционного мировоззрения человека, воспитанного в советскую эпоху. Как раз в то время появилась установка, что театр кукол существует только для детей. Но если посмотреть внимательнее, погрузиться в историю, то сразу же становится очевидным, что театр кукол испокон веков был популярен как раз у взрослых.
— Много замечательных названий в афише фестиваля, — считает Глеб Ситковский. — Можно сказать, что в результате мы получили некую показательную картину состояния современного российского и отчасти мирового театра кукол.
Спектакль «Удачи, Марк!». Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
Фестивалей театров кукол в России довольно много, но челябинский фест отличается исключительной тематикой. Столь концентрированной афиши спектаклей для взрослого зрителя в театрах кукол не встретишь ни в каком другом месте. Подобные спектакли в театре кукол стремятся исследовать вечные проблемы человечества современными театральными средствами.
Победителей фестиваля «Соломенный жаворонок — 2024» выбирали сообща. На церемонии закрытия фестиваля актеры, режиссеры, театральные критики, журналисты голосовали за каждый спектакль. Тут же подписывали дипломы и вручали их победителям. Лучшим спектаклем стал «Белый пароход» театральной лаборатории «КукLab» из города Москвы. За роли в этой же постановке награды получили Вячеслав Ямбор и Мария Бурова в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль» соответственно. Лучшим режиссером фестиваль назвал Антона Калипанова из Вологодского театра кукол «Теремок» за постановку «Удачи, Марк!». Челябинский театр кукол получил приз в номинации «Лучший художник» за работу Антона Болкунова в спектакле «Дон Жуан».
Спектакль «Дон Жуан»
— Благодарю всех, кто приложил усилия к организации и проведению фестиваля, — отметил министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин. — Я надеюсь, что это событие и дальше продолжит знакомить зрителей с многогранным миром театра кукол. Поздравляю победителей «Соломенного жаворонка». Эта победа — подтверждение преданности театру и вашего таланта.
Спецприз коллегии критиков фестиваля получил Вологодский театр кукол «Теремок» за спектакль «Удачи, Марк!». Спецприз ассоциации театральных критиков получила постановка «I&M» МУХА театра из Ростова-на-Дону. Этот же спектакль отметили журналисты фестивальной газеты.
Фестиваль «Соломенный жаворонок» проводится при поддержке губернатора и министерства культуры Челябинской области.
Поделиться