Челябинский театр кукол запустил праздничную кампанию

21 Декабря 2024 Автор: Ирина Дурманова Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)
Челябинский театр кукол запустил праздничную кампанию


Декабрь перевалил за половину, наступили напряженные, суматошные и вместе с тем веселые предновогодние дни. Мы живем в предвкушении самого большого и любимого праздника.

Для большинства из нас Новый год — это многочисленные развлечения и отдых. Для артистов, особенно если они служат в театре для детей, это работа. Правда, буднями такую работу не назовешь. Для них праздник — это работа. И работа, она как праздник.

Куклы_Боровикова_O05A3494.jpg

В эти дни южноуральские театры представляют зрителям новогодние премьеры. Кто-то поставил спектакли для взрослых, кто-то — для детей. Челябинский театр кукол имени Валерия Вольховского представил сказку «Маленький Дед Мороз» (0+), предназначенную для самых маленьких зрителей, для тех, у кого только начинаются театральная и новогодняя истории. Ответственная задача — увлечь действом такую трогательную категорию театралов, и, судя по первым представлениям, творческому коллективу это удалось. Опыт показал, что малышам интересно посмотреть спектакль, а потом весело хороводить с Дедами вокруг елки.

Впрочем, кто сказал, что волшебство нужно только маленьким? И папы, и мамы совсем не против на время впасть в детство, погрузившись в атмосферу сказки, зимнего леса и авантюрных приключений главного героя премьерной новогодней истории.

Куклы_Боровикова_O05A3581.jpg

Мал Дед Мороз, да…

На самом деле, подобрать сказку для новогоднего спектакля очень непросто: надо попасть в атмосферу, не перегрузить сюжетом и в то же время обязательно наделить содержание смыслом, чтобы научить маленького зрителя каким-то важным вещам. И театр с материалом попал в самую десяточку, взяв за основу книжную серию финской писательницы Ану Штонер про маленького Деда Мороза, который очень хотел быть нужным в Новый год. Его взрослые коллеги смотрели на него свысока, с собой на поздравления не брали и посмеивались над его размером и возрастом. Но маленький герой сумел стать нужным и завоевал право быть главным по Новому году.

Инсценировку и постановку премьерного спектакля осуществил главный режиссер театра Александр Борок. Чудесные, очень теплые и добрые куклы, а также костюмы артистов придумала художница Ирина Хмарук (Москва), автор музыки — Лариса Паутова (Екатеринбург). Открывшись после ремонта, театр приобрел новые технические возможности для творчества, но не все еще показал. В новогоднем спектакле есть две фишки, которые позволяют зрителям почувствовать себя втянутыми в сказочное путешествие.

Куклы_Боровикова_O05A3940.jpg

Прежде всего куклы

— В этом спектакле мы впервые задействовали мультимедийные декорации для стен зрительного зала, — рассказывает Александр Борок. — И у нас появилась возможность использовать так называемую яму на сцене. В оперном театре есть оркестровая яма, а в театре кукол — яма для актеров, в которую они опускаются и водят кукол на уровне зрительских глаз.

— Да, обычно куклы находятся выше…

— Обычно да. Для этого у нас на сцене ставится ширма. Дело в том, что раньше в театрах так и было — актеры работали в ямах. И это не новшество, а как раз «старшество». Новое — хорошо забытое старое.

Куклы_Боровикова_O05A4064.jpg

— Актерам в яме удобно?

— Дело в том, что глубина ямы меньше человеческого роста. Поэтому мы еще настраиваем невысокие ширмы. У нас их называют «грядками». За первой ширмой, которая ближе к зрителям, ходит только маленький Дед Мороз, актрисы при этом ползают на коленях. Это не очень удобно, но приходится терпеть. А на второй «грядке», на той, что дальше и где ходят все звери, актеры работают в полный рост. Это как раз удобно.

Куклы_Боровикова_O05A3632.jpg

Четыре в одном

— Что главное в новогодних спектаклях?

— Прежде всего, в них должны быть настроение и интересный сюжет. Конкретно в этой сказке используются четыре книги Ану Штонер. Мы умудрились скомпоновать их в один спектакль. Первая книга «Маленький Дед Мороз», потом идет «Маленький Дед Мороз едет в город», затем — «Маленький Дед Мороз путешествует вокруг света». Завершает историю «Маленький Дед Мороз взрослеет». У автора каждая книга — это очередной Новый год, а у нас все происходит в один Новый год, одномоментно, здесь и сейчас.

— Мне очень понравилось, что куклы в спектакле такие традиционные, без наворотов, милые и добрые. Так и задумывали?

— Мы старались. Наблюдается сейчас такая тенденция, когда в театрах кукол кукла уходит на второй план. Нас это очень расстраивает, и мы стараемся, чтобы кукла была в приоритете. И в новой сказке это получилось. Здесь есть взрослые Деды Морозы. Они должны быть большими, поэтому их играют живые актеры. Есть армия зверей — куклы, и есть маленький Дед Мороз, который к финалу взрослеет и становится большим. Сначала это кукла, а потом появляется актер.

Куклы_Боровикова_O05A4531.jpg

Такая работа

— Новый год, начало кампании. К финалу даже мы, зрители, устанем от праздников. Что происходит с актерами, которые к этому очень долго готовятся и потом очень много работают? Мне всегда было интересно, как вы это выдерживаете? Тяжелая это работа — веселить детей. Сильно устаете?

— Конечно! Потому что мы играем один и тот же спектакль. Но у нас не один состав, а почти три. Почти, потому что в спектакле занято семь человек, а у нас вся труппа состоит из двадцати человек. Еще параллельно на малой сцене идет спектакль «В гостях у Дедушки Мороза» (0+). Там заняты три человека, однако есть возможность меняться. Есть паузы и передышки. Они могут выдохнуть, вздохнуть и отдохнуть. У нас профессия такая, нас же никто не принуждал, мы по собственной воле сюда пришли. Все! Не только актеры.

Куклы_Боровикова_O05A3488.jpg

— Театр кукол один из главных в Новый год?

— Конечно! Как бы мы ни говорили, что мы театр для всех, мы детский театр прежде всего. Хотя стараемся быть семейным. Детей приводят взрослые. Надо делать спектакли, которые интересны всем. Если у ребенка возникает вопрос, взрослый ему может все объяснить. Хотя иногда все происходит наоборот: дети объясняют родителям, что происходит на сцене. Я почти 40 лет работаю в театре. И я уверяю: для нас это не каторга.

— Я и хотела услышать, любите ли вы Новый год так, как любят его зрители?

— Очень! Так получается, что мы те люди, которые этот праздник несут. И мы должны это делать с открытым забралом. Поэтому даже если мы и устаем, то делаем это весело и по-настоящему радуемся этому празднику.

Поделиться

Вчера | 13:37
В кинотеатре «Знамя» запустили ретропоказы мировых шедевров

В минувшую субботу первые зрители наслаждались игрой гениального Чарли Чаплина в фильме «Огни большого города»

29.06.2025 | 17:24
На Южном Урале анимировали нагайбаков

Сегодня в России насчитывается 47 коренных малочисленных народов. С Челябинской областью тесно переплетена история одного из них — нагабайков.

Вчера | 13:37
В кинотеатре «Знамя» запустили ретропоказы мировых шедевров

В минувшую субботу первые зрители наслаждались игрой гениального Чарли Чаплина в фильме «Огни большого города»

28.06.2025 | 18:18
Главный и лучший. В Челябинске прошел большой праздник балета

Каждый год, завершая театральный сезон, столица Южного Урала принимает гостей на Международном фестивале «В честь Екатерины Максимовой». На этот раз впервые на балетный форум приехал народный артист России, ректор Академии русского балета имени Агриппины Вагановой, телеведущий Николай Цискаридзе. Он привез своих учеников с дипломными работами и между делом сам стал громким событием фестиваля.

Новости   
Спецпроекты