Сказки от «Карабаски». Юбилейный год начинается с гастролей

Челябинскому театру кукол им. Валерия Вольховского в октябре исполнится 90 лет. Красивую дату отмечает театр, а вот подарки в его честь уже начали получать маленькие и взрослые зрители.
Год обещает быть богатым на гастрольные приемы, и первые ласточки уже почтили вниманием город, для которого знаменитый театр кукол является брендом, визитной карточкой. И это очень важный, знаковый момент, потому что настоящий зритель начинается в раннем детстве, когда впервые приходит на кукольный спектакль. Если ребенок потащит родителей на второй и третий, а потом уже сам будет приходить сюда в сознательном возрасте, значит, это хороший, правильный театр и правильный город, который заботится о таком важном островке культуры. Юбилей такого театра — это событие для всего региона. Так что приступаем к празднованию вместе и начинаем встречать друзей.

Те сказки, да не те
Первая ласточка — это Пермский театр кукол «Карабаска», хорошо знакомый челябинцам по фестивалю «Соломенный жаворонок». Год только начался, а артисты тут как тут: поспешили поздравить театр, одарили зрителей позитивом и добротой. На этот раз в гастрольные три дня, которые назвали «Зимние сказки от «Карабаски», театр показал три замечательных спектакля: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Серебряное копытце» и «Морозко». Ничего нового, никаких открытий. Казалось бы, всем известные сказки. Все так, да не так. Удалось театру и удивить, и увлечь зрителя, и порадовать его новизной. Не то важно, какая сказка и когда была написана, важно, как ее прочитать, как поставить, что нового разглядеть и как подать. Надо зацепить сегодняшнего зрителя. Важно — чем?

— Вы имеете в виду мирный финал сказки, когда злая мачеха и ее ленивая дочка не превратились в злых собак, а стали добрыми, любящими и заботливыми членами семьи?
— Конечно! Девиз нашего театра — «Сделаем этот мир чуточку добрее»! В каждом человеке заложено и хорошее, и плохое. Нужно найти триггер, который пробудит в нем хорошее. Вот сказала Парашенька (в постановке театра мачеху зовут Улита Харитовна, а ее дочь — не Марфушенька, а Парашенька. — Прим. авт.) Настеньке спасибо в первый раз, и вот это ее сделало хорошим человеком. Правда, потом чуть было все не вернулось назад, когда ей дали задание, которое она выполнить не могла. Но к ней пришли на помощь, и она с удовольствием справилась с добрым делом. Чтобы хорошо сделать спектакль, который уже великолепно делали другие, надо придумать что-то особенное.
— Бажов — очень близкий для Урала автор, в то же время очень сложный в постановке, мне так кажется.
— Сложный, но у него шикарный язык. Сколько я видел «Серебряных копытец», там все равно меняется текст: сокращается и приспосабливается к идее спектакля. Мы же хотели сделать именно бажовский полный текст. А сложность мы разбавили картинками из песка. Как бы гениально актер ни читал, через десять минут зрительское слуховое внимание уходит. Поэтому у нас есть картинки. Зритель передохнул, и мы его опять погружаем в бажовский текст.

Для избалованного зрителя
— В Челябинске замечательный зритель, в хорошем смысле избалованный очень сильным театром, — продолжает Андрей Тетюрин. — Я этот театр знаю очень давно, еще с тех времен, когда им руководил Валерий Вольховский. Мы приезжали сюда, когда работали в других театрах после училища. Я видел первые спектакли, «Аистенок и Пугало», когда его играли Александр Борок и Арина Жарикова. Я видел «Мертвые души» и «Карьеру Артура Уи…» — гениальнейшие спектакли. И нам очень волнительно играть здесь, показывать свои спектакли, свою режиссуру на сцене, где работал великий Вольховский, а сейчас творит шикарнейший Александр Борок. А ваши актеры! Они все гениальные!
— А они сами-то осознают, что они гениальные?
— Им надо говорить об этом чаще, потому что они забывают. У них работа, работа, работа… Иногда надо заходить за кулисы и говорить актерам спасибо! В свое время, когда я в первый раз приехал сюда на фестиваль «Соломенный жаворонок», я увидел «Живую воду». В спектакле играл Анатолий Пристай и Андрей и Елена Дрыгины. Плакать хотелось от восторга! А когда показали «Историю болезни»! Они тогда только выпустили спектакль, во время фестиваля его репетировали, а потом нам, участникам, показали. А куда еще выше? Мы такой планки достигнуть не можем! Такая была высота! Я уже не говорю про «Историю любви»! Так всегда, каждый спектакль Челябинского театра кукол — это шедевр.

Без формализма
— Особенность вашего театра?
— В том, что мы играем вдвоем: я и Наталья Красильникова. У нас больше 20 спектаклей. И это не государственный театр. Мы создали «Карабаску», потому что решили играть то, что нам хочется, а не то, что нас заставляют. Когда много формализма, душа уходит.
— И маленькие зрители на ваших спектаклях ведут себя особенно. Они активно участвуют в действии: громко реагируют на сказку, подтанцовывают, что-то выкрикивают…
— Не так громко они и кричат. Мы им позволяем это делать, когда надо. А когда надо, зрители молчат и внимательно слушают. Сегодня спектакль был веселый — ребята веселились. У нас есть другие спектакли, и там зрители ведут себя по-другому.

— Гастроли — это здорово. Хорошо, что мы можем знакомиться с разными театрами.
— Конечно, это великое дело! Но мы не государственные, нам на это денег не дают, мы за свой счет ездим. И у нас до сих пор нет своей площадки. Вот сейчас нам дают в аренду бывший спортзал в Дягилевской гимназии. Мы запустили ремонт и все заработанные деньги тратим на цемент и штукатурку. Отрываем от себя и от семьи…
— Так поступают только счастливые люди…
— Дураки так поступают! Иногда задумываешься: лучше бы в отпуск поехали. А потом опять задумываешься: вот в Москве есть Морозовская больница. Какие бы номера ей ни присваивали, она до сих пор «морозовская», потому что ее построил знаменитый меценат. Ему благодарны, его помнят. Так и этот зал будет называться «Карабаскинский». И это хорошо!

— Почему все-таки «Карабаска»?
— Это целая сказка. Мы ее рассказываем перед началом спектакля. Я спрашиваю: «Все знаете сказку «Золотой ключик»? Зрители говорят: «Да!» — «Так вот, там есть герой Буратино. Он добрый и хороший, и у него много друзей. И есть в этой сказке злой и нехороший Карабас-Барабас. А стал он таким, потому что в детстве плохо себя вел в театре: вскакивал с места, ходил по залу, разговаривал и играл в телефон. Когда вырос, несмотря на то что стал доктором кукольных наук, характер у него не изменился. Куклы от него ушли, а театр закрылся. И он остался совсем один. А наш Карабаска еще маленький. Каким он вырастет, зависит только от нас с вами. От нас, актеров, — какие спектакли мы вам покажем. От вас — если вы, зрители, будете хорошими, добрыми и воспитанными, то и Карабаска вырастет добрым и воспитанным, таким же, как вы».

Справка «ЮП»
Театр «Карабаска» был создан в сентябре 2004 года с благородной целью «сделать мир чуточку добрее» и стал первым негосударственным театром кукол в Пермском крае. Театр — участник и лауреат более 50 российских и международных фестивалей. В 2015 году спектакль «Ночь перед Рождеством» стал первым от Пермского края номинантом российской национальной театральной премии «Золотая маска» в искусстве театра кукол.
Поделиться