Памяти скульптора Алексея Точилкина
Выставка скульптуры «В мире образов и форм», что работает в Выставочном зале Союза художников России, связана с трагическим событием — внезапной смертью молодого, очень талантливого скульптора Алексея Точилкина
Выставка скульптуры «В мире образов и форм», что работает в Выставочном зале Союза художников России, связана с трагическим событием — внезапной смертью молодого, очень талантливого скульптора Алексея Точилкина. Выставка была им придумана. Алексей хотел показать скульптуры в большом пустом пространстве. Чтобы голые стены — и пластика в центре зала, чтобы можно было обойти работы со всех сторон, увидеть их во всех ракурсах. Ведь пространство — тоже материал скульптора, как бронза, мрамор или шамот.
К сожалению, зрители в большинстве своем плохо чувствуют современную пластику, еще менее, чем живопись. С графикой дело обстоит полегче. Но выставки скульптуры по многим причинам очень редки. И единственный выход для ваятеля — показывать скульптуру, максимально сосредоточивая на ней внимание.
Сделать экспозицию Алексей не успел. Замысел был осуществлен коллегами — художниками и искусствоведом Еленой Устьянцевой. Посвящена выставка памяти безвременно ушедшего художника. В экспозиции рядом с работами известнейших мастеров Вардкеса Авакяна, Аллы Давидович, Александра Карпенко, Андрея Старцева, Бориса Тряпицина, Эльвиры Шарафутдиновой выставляются молодые авторы — соученики Алексея по художественному училищу, его друзья: Алексей Тишин, Александр Зубов, Александр Пурик, Светлана Рябова, Александр Иванов — всего более шестидесяти произведений. Отдавая должное устроителям выставки, по нынешним временам такое художественное многотрудное свершение мало кому под силу. Работам все-таки тесно и на подиумах, и в витринах.
Уже дипломная работа Точилкина вызвала много споров среди его учителей. «Ван Гог» в тяжелых ботинках, мексиканской шляпе и с папкой рисунков в руке был как-то слишком выразителен во всех деталях. Возникало и сейчас возникает много вопросов к автору.
И это было лишь началом. По-следующие работы конца 1990-х годов, уже выполненные в бронзе — «Воин», «Ангел» (два варианта), «Девочка на шаре», «Кентавр», «Матадор», «Матрос» — были работами плотными, упругими, своей грубой выразительностью тяготели больше к архаике, чем к европейской классике. Его «Рыбак» (оба варианта — и в дереве, и в бронзе) похож на одного из апостолов. Художник искал не бытового жеста, а знакового смысла. Основная тема работ — некое предстояние героя, готовность и сила в приятии любой, самой безжалостной судьбы.
Женской натуры почти нет в творчестве Алексея Точилкина. Но что значит это «почти», если бронза «Гейша» 2000 года просто великолепна. В тяжелое, рубленых форм кимоно, за широкую плоскую шляпу и большой веер будто упрятаны беззащитное обнаженное плечо, крошечная кисть руки и восточное милое личико…
Эти работы заставляли так много ожидать в будущем от молодого скульптора, столько дарили радости, что его уход в 37 лет является невосполнимой утратой. Ведь только в прошлом году он выиграл всероссийский конкурс и поставил памятник «Лестница жизни» в Ханты-Мансийске.
«Мальчик с собакой» — мрамор 1999 года — особая работа. В тяжеленный квадратный монолит изображение втиснуто так плотно, что ни щелочки свободной. Мальчик и собака как нечто абсолютно единое, как сосредоточенность детства перед всей будущей жизнью, как художник, предугадывающий собственную судьбу.
ИРИНА ДУХИНА,
искусствовед
Поделиться