О «маленьких голландцах» и беспредметном искусстве
В челябинском Выставочном зале Союза художников России, что по улице Цвиллинга, открылись сразу две новые персональные выставки — Сергея Удалова (Челябинск) и Евгения Черепанова (Озерск)
В челябинском Выставочном зале Союза художников России, что по улице Цвиллинга, открылись сразу две новые персональные выставки — Сергея Удалова (Челябинск) и Евгения Черепанова (Озерск).
«Выставкой года», «значительнейшим событием», «драгоценным явлением», «долгожданной радостью» называли зрители на вернисаже выставку известнейшего челябинского акварелиста и педагога Сергея Удалова. И справедливо, она действительно стала явлением, объединившим собой большое число людей, любящих изобразительное искусство.
Художник посвятил это событие своим ученикам, как персональную выставку пятнадцатилетней давности посвящал своему учителю Ивану Ивановичу Архипцеву, успев этим самым поблагодарить его еще при жизни. «Спасибо» ученикам выглядит в экспозиции сногсшибательно.
Огромное панно, составленное из портретов самого Сергея Михайловича, выполненных детьми в течение двадцати пяти лет. Коллекция содержит явно более ста рисунков и похожа неожиданностью и размерами на праздничный фейерверк.
Думаю, немногие художники рискнут поместить свои работы рядом с детскими рисунками, чья почти дикарская выразительность и энергия могут сделать скучным почти любое профессиональное художественное высказывание. В данном случае помещенные на самую главную и самую большую стену детские рисунки стали счастливой экспозиционной идеей, как работы сына Антона и дочери Натальи, украшающие центр зала.
В этом подлинное уважение художника к талантам детей и их занятиям.
Больше года готовился художник к выставке. Все сто двадцать больших акварелей прекрасно оформлены и лишь несколько из них принадлежат по времени концу девяностых годов. Остальные выполнены в последние пять — шесть лет. Последнюю работу масляными красками художник выполнил еще в начале восьмидесятых годов. Свое увлечение акварелью Сергей Михайлович объясняет просто.
Мол, трудно возить по городам и весям (а путешествия с учениками стало образом его жизни) этюдники и подрамники. Куда проще папка с бумагой и любимая акварель. Известна и его нелюбовь ко всем техническим ухищрениям и изыскам профессиональных акварелистов (соль, воск, мятая бумага — всего не перечислишь). Он любит работать «по-сырому», что называется «а ля прима».
Свежесть, этюдность, полнозвучность краски его устраивают более всего. Вот и сияют его большущие по размерам акварели, развешенные на разных уровнях во всю высоту большого зала, делая сам его воздух цветным и праздничным. На выставке возникает ощущение абсолютного погружения в мир художника — яркий, цельный, радостный, исполненный уважения и благодарности ко всему сущему.
В ответ на похвалы своим произведениям Сергей Михайлович может спокойно попросить, чтоб не переоценивали его работ. И пошутить, что он, мол, из «малых голландцев». Так в истории искусств условно обозначены художники семнадцатого века Королевства Нидерландов, известные своим интересом к красоте обычной жизни.
В их небольших картинах высокая естественность, искренность и умение сделать привычное прекрасным и значительным.
Выставка Евгения Черепанова из Озерска тоже юбилейная и посвящена пятидесятилетию художника. Он считает себя почти консерватором за то, что работает только с традиционными красками и материалами. Это масло и гуашь, холст и бумага. Никакого акрила и смешанных техник. Живопись и графика в чистом виде. Более того, и реальные впечатления для него, как художника , конечно же, важны и необходимы.
Но вот трансформируются они непредметно. Линия, пятно, знак, фактура — вполне отвлеченный от реалий язык. Евгений Черепанов — участник международных, российских и региональных выставок. Часто сами их названия удивительны: «Какого цвета человек», например, или «Версии пространства», или «Знак плюс цвет». Показательнее всего прошлогодняя персональная, которая называлась «Без названия».
Художник и картинам названий давать не хочет. Он предполагает, что означенной им цветовой и композиционной концепции достаточно для созерцания и понимания. При этом поисков гармонии, завершенного образа никто не отменял. Главным при этом остается вопрос, захочет ли зритель вникать, догадываться о замыслах автора и искать своих ассоциаций. Самая предметная работа на выставке — «Письмена».
Самая, на мой взгляд, красивая и то, что называется интерьерная — многочастная композиция «Фольклор», родившаяся из ассоциаций по поводу русского народного костюма, вышивок, плетеных половичков.
Идея «Высокой абстракции мира», провозглашенная Василием Кандинским, остается заразительной для художников и многое определяет в декоративном искус-стве и дизайне. Кстати, именно этот предмет преподает Евгений Черепанов в озерском колледже искусств.
Ирина Духина
Поделиться