Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Самобытный талант

11 Декабря 2009

Исполнилось 80 лет талантливому скульптору-монументалисту Льву Головницкому (1929—1994)...

Исполнилось 80 лет талантливому скульптору-монументалисту Льву Головницкому (1929—1994), народному художнику РФ, действительному члену Академии художеств СССР, лауреату Государственной премии  РСФСР имени Репина, премии Ленинского комсомола.


«Много у нас художников и талантливых, и хороших. Мало самобытных. Лев Головницкий был один из таких, нашедших свою тему, свой почерк. Видимо —он душой прикипел к Уралу». Эти слова принадлежат его коллеге Михаилу Аникушину, также народному художнику, ленинградцу, создателю великолепного памятника А.С. Пушкину, что стоит в Петербурге перед Русским музеем.

Впрочем, высокую оценку творчеству нашего земляка дали и другие выдающиеся скульпторы и художники — Вучетич, Томский, Кербель, Юон, Иогансон…


Льву Головницкому не было и тридцати, когда благодаря сначала скульптуре «Орленок», побывавшей на международных выставках в Брюсселе и Торонто, а затем одноименному памятнику в Челябинске eго имя стало известно любителям искусства в стране.


Л.Н. Головницкий становится председателем областной организации Союза художников, а затем и членом правления СХ РФ и СССР. В пору расцвета таланта его избирают депутатом Верховного Совета СССР, дважды как делегата направляют на съезды КПСС.


Но вообще-то Лев Николаевич, выходец из простой рабочей семьи: отец —паровозный машинист, мать — станочница на заводе, — всегда был демократичен и доступен. Но откуда же тогда у него взялось пристрастие к изобразительному искусству? Вероятно, от старшего брата, которому во всем стремился подражать. В свои детские годы тот, как затем и Лев, посещал художественную студию при Доме пионеров.

В 1943 году Юрий в 18 лет ушел на фронт и погиб в первом же бою.


Профессиональное образование Лев приобрел в Саратовском художественном училище. Уже тогда стал очевиден его незаурядный талант.

Достаточно сказать, что дипломная работа совсем молодого скульптора Головницкого «Николай Островский» прямо после защиты была отправлена в столицу, где шел отбор произведений на республиканскую выставку.


В 1952 году вернувшись в Челябинск, Головницкий, доработав скульптуру «Орленок» до памятника, приступил к реализации новой темы. Она посвящена героическому труду уральцев в годы Великой Отечественной войны.

Наиболее крупным произведением здесь явился установленный в Магнитогорске монумент «Тыл — фронту», который встал в один ряд с выдающимися скульптурными ансамблями Е. Вучетича в Волгограде и Берлине. Другим исключительно удачным произведением стала скульптурная композиция «Память», занявшая место на воинском Лесном кладбище в Челябинске.

Еще одним — памятник «Добровольцам-танкистам», установленный в юбилейный год Победы на том самом месте, где когда-то проходили проводы воинов на фронт.


Как-то сразу полюбился челябинцам и бюст «А.С. Пушкин», созданный Мастером в творческом содружестве с женой (Энрика Головницкая, кстати, также скульптор, причем талантливый), установленный в городском парке.


Новаторской работой, благодаря синтезу архитектуры и скульптуры, стала «Первая палатка» Головницкого, фоном для которой служит панорама Магнитогорского металлургического комбината.


Так что не будет ошибкой сказать, что Л.Н. Головницкий — крупнейший мастер изобразительного искусства, живший на Большом Урале в советские годы.


И все же, подобно тому, как пришлось на долю других выдающихся деятелей советской культуры и искусства, во время горбачевско-ельцинских реформ была предпринята попытка со стороны импотентов от искусства опорочить имя и этого выдающегося художника, очернить то, что он создал.


Сам же Лев Николаевич от созданного им не отрекался, ему нечего было стыдиться. Полагал: время рассудит. Самому ему принадлежат такие слова: «Мы, работники искусства, обязаны оставить поколениям запечатленные в бронзе, в полотнах те великие и драматические мгновения эпохи, в которые решались судьбы народов. Вот это и считаю делом своей жизни…».


Однако, тяжело переживая нападки, Головницкий уезжает из Челябинска. Его приглашают в Красноярск, где он возглавляет отделение Российской академии художеств, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Несмотря на начавшуюся тяжелую болезнь, занимается творчеством, преподает в академии художеств (у него звание профессор).


АЛЕКСАНДР ЗОЛОТОВ


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты