Заразительность педагогики

На прошлой неделе в челябинском Выставочном зале Союза художников России состоялся вернисаж. Персональная выставка Александра Павловича Тютюнникова, посвященная 50-летию художника, собрала друзей, почитателей и учеников.
На прошлой неделе в челябинском Выставочном зале Союза художников России состоялся вернисаж. Персональная выставка Александра Павловича Тютюнникова, посвященная 50-летию художника, собрала друзей, почитателей и учеников.
Однажды Юлий Ким написал: «Свобода и необходимость нерасторжимо связаны между собой. Чем определеннее необходимость, тем свободнее тебе жить». Художник Александр Павлович Тютюнников однажды это ясно осознал на примере собственной жизни. Будучи педагогом по образованию и занимаясь этим, можно сказать, всю свою сознательную жизнь, он вдруг решил преподавание оставить. Ведь преподает он живопись и рисунок, а мало ли занятий у свободного художника? Но не смог Александр Павлович этого сделать, потому что преподавание стало организующей необходимостью его жизни.
Чтобы получить удовольствие от художественных занятий, ему необходимо этой радостью поделиться. Его свобода — в поиске талантливых единомышленников. Я думаю, именно так он позиционирует себя в отношении своих учеников. Может быть, поэтому его талант художника и педагога так заразителен. «Его ученики рисуют лучше всех в городе» — это мнение, услышанное мною от очень разных людей, требовало подтверждения, и я пошла знакомиться. На вернисаже царил дух любви, доверия и взаимной радости. Судя по всему, молодые люди своего учителя обожают, как, впрочем, и он их.
Немного биографии
Александр Павлович родом из Омска, где жил, учился и работал, с перерывом на службу в армии, 33 года. В Омске впервые мать взяла его за руку и повела из барака, где жила семья, в музей, где они долго стояли перед картиной Врубеля. Это потом его любимым музеем стал Эрмитаж, где он помнит себя плачущим от восторга перед картинами рубежа веков в верхних залах питерского музея. После армии он будто заново учился рисовать в институте, где однокурсники были моложе и, как ему казалось, «рисовали как боги». Но в обучении художник был упорен и окончил художественно-графический факультет педагогического института с отличием. В Омске же он превратил обычную среднюю общеобразовательную школу в учреждение «с углубленным изучением изобразительных искусств». Все амбиции Александра Павловича с самых ранних времен были связаны с художественной педагогикой.
«Камчатский пленник»
В 1995 году художник переезжает жить и работать на Камчатку. Судя по мемуарной литературе, это место просто излучает некий гипноз притягательности. Сопки, океан, тундра, маленькие поселки барачного типа на пустынных берегах — люди с их жизнью оказываются «вписанными» в какое-то безмерное время и пространство. Александр Павлович вспоминает, что знал на Камчатке человека, который приехал порыбачить, а прожил там 12 лет. Юлий Ким назвал главу своей прозы «Камчатский пленник». Лучшим временем своей жизни называет Александр Павлович пять лет, прожитых в поселке Палана с населением в 2,5 тысячи человек.
Вспоминает, как бился там с невозможностью передать на холсте мощь пейзажа, как пространственно ошибался в масштабах, когда с этюдником и красками шел и шел к сопке, до которой, казалось, рукой подать. На Камчатке состоялись первые персональные выставки, там художник впервые увидел свое имя напечатанным на афише. Сегодня в мастерской художника «камчатских» работ осталось три. Один пейзажный холстик натянут на подрамник, сколоченный из украденного штакетника, дерева там было неоткуда взять. Краски, кисти, холсты — все нужно было везти с материка. Все работы с выставок раздарены «на память» при отъезде. «Если бы не жена, я бы с Камчатки никогда не уехал», — сказал художник. Красавица-жена оказалась родом из Челябинска. Семья художника, теперь уже с двумя детьми, с 2000 года живет здесь.
«Будемте знакомы!» — название выставки
В Челябинске Александр Павлович на первой же выставке определил для себя имена тех коллег, с кем хотел бы познакомиться. С другой стороны, наглядно оценил достоинства «сибирской школы» живописи, где учился профессии. Та цветовая палитра показалась ему чище, декоративнее, а композиция плотнее и продуманнее. Конечно же, в Челябинске художник преподает живопись и рисунок. В Русско-Британском институте управления и своим ученикам-студийцам. Каждое лето он со студентами выезжает на пленэр. «Без пленэра мне смерть», — коротко говорит Александр Павлович. О нем трудно сказать, что он тщательно изучает натуру. Скорее, он работает энергично и быстро.
Его работы свежи и выразительны. Предметный мир точно вписан в природные обстоятельства. На выставке представлены «географические» циклы разных лет — «Верхотурье», «Суздаль», «Сыростан», «Нязепетровск», «Миньяр». Все они вполне объективны, авторство — в выборе натуры, материала (гуашь, акварель, пастель, карандаш), в особом свежем взгляде и радости, которую работы «умеют» передать зрителю. Вся тревожность современного мира оставлена за пределами его работы с учениками, а значит, и его собственного творчества. Наверное, это его сознательный выбор.
Итак, будемте знакомы, Александр Павлович… Успеха вашей персональной выставке.
Ирина Духина
Лист из цикла "Ученики Света", 2010, оргалит, акрил
Поделиться