Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Заразительность педагогики

17 Ноября 2012
Заразительность педагогики

На прошлой неделе в челябинском Выставочном зале Союза художников России состоялся вернисаж. Персональная выставка Александра Павловича Тютюнникова, посвященная 50-летию художника, собрала друзей, почитателей и учеников.

На прошлой неделе в челябинском Выставочном зале Союза художников России состоялся вернисаж. Персональная выставка Александра Павловича Тютюнникова, посвященная 50-летию художника, собрала друзей, почитателей и учеников.

Однажды Юлий Ким написал: «Свобода и необходимость нерасторжимо связаны между собой. Чем определеннее необходимость, тем свободнее тебе жить». Художник Александр Павлович Тютюнников однажды это ясно осознал на примере собственной жизни. Будучи педагогом по образованию и занимаясь этим, можно сказать, всю свою сознательную жизнь, он вдруг решил преподавание оставить. Ведь преподает он живопись и рисунок, а мало ли занятий у свободного художника? Но не смог Александр Павлович этого сделать, потому что преподавание стало организующей необходимостью его жизни.


Чтобы получить удовольствие от художественных занятий, ему необходимо этой радостью поделиться. Его свобода — в поиске талантливых единомышленников. Я думаю, именно так он позиционирует себя в отношении своих учеников. Может быть, поэтому его талант художника и педагога так заразителен. «Его ученики рисуют лучше всех в городе» — это мнение, услышанное мною от очень разных людей, требовало подтверждения, и я пошла знакомиться. На вернисаже царил дух любви, доверия и взаимной радости. Судя по всему, молодые люди своего учителя обожают, как, впрочем, и он их.

 

Немного биографии


Александр Павлович родом из Омска, где жил, учился и работал, с перерывом на службу в армии, 33 года. В Омске впервые мать взяла его за руку и повела из барака, где жила семья, в музей, где они долго стояли перед картиной Врубеля. Это потом его любимым музеем стал Эрмитаж, где он помнит себя плачущим от восторга перед картинами рубежа веков в верхних залах питерского музея. После армии он будто заново учился рисовать в институте, где однокурсники были моложе и, как ему казалось, «рисовали как боги». Но в обучении художник был упорен и окончил художественно-графический факультет педагогического института с отличием. В Омске же он превратил обычную среднюю общеобразовательную школу в учреждение «с углубленным изучением изобразительных искусств». Все амбиции Александра Павловича с самых ранних времен были связаны с художественной педагогикой.

 

«Камчатский пленник»


В 1995 году художник переезжает жить и работать на Камчатку. Судя по мемуарной литературе, это место просто излучает некий гипноз притягательности. Сопки, океан, тундра, маленькие поселки барачного типа на пустынных берегах — люди с их жизнью оказываются «вписанными» в какое-то безмерное время и пространство. Александр Павлович вспоминает, что знал на Камчатке человека, который приехал порыбачить, а прожил там 12 лет. Юлий Ким назвал главу своей прозы «Камчатский пленник». Лучшим временем своей жизни называет Александр Павлович пять лет, прожитых в поселке Палана с населением в 2,5 тысячи человек.


 Вспоминает, как бился там с невозможностью передать на холсте мощь пейзажа, как пространственно ошибался в масштабах, когда с этюдником и красками шел и шел к сопке, до которой, казалось, рукой подать. На Камчатке состоялись первые персональные выставки, там художник впервые увидел свое имя напечатанным на афише. Сегодня в мастерской художника «камчатских» работ осталось три. Один пейзажный холстик натянут на подрамник, сколоченный из украденного штакетника, дерева там было неоткуда взять. Краски, кисти, холсты — все нужно было везти с материка. Все работы с выставок раздарены «на память» при отъезде. «Если бы не жена, я бы с Камчатки никогда не уехал», — сказал художник. Красавица-жена оказалась родом из Челябинска. Семья художника, теперь уже с двумя детьми, с 2000 года живет здесь.

 

«Будемте знакомы!» — название выставки


В Челябинске Александр Павлович на первой же выставке определил для себя имена тех коллег, с кем хотел бы познакомиться. С другой стороны, наглядно оценил достоинства «сибирской школы» живописи, где учился профессии. Та цветовая палитра показалась ему чище, декоративнее, а композиция плотнее и продуманнее. Конечно же, в Челябинске художник преподает живопись и рисунок. В Русско-Британском институте управления и своим ученикам-студийцам. Каждое лето он со студентами выезжает на пленэр. «Без пленэра мне смерть», — коротко говорит Александр Павлович. О нем трудно сказать, что он тщательно изучает натуру. Скорее, он работает энергично и быстро.


Его работы свежи и выразительны. Предметный мир точно вписан в природные обстоятельства. На выставке представлены «географические» циклы разных лет — «Верхотурье», «Суздаль», «Сыростан», «Нязепетровск», «Миньяр». Все они вполне объективны, авторство — в выборе натуры, материала (гуашь, акварель, пастель, карандаш), в особом свежем взгляде и радости, которую работы «умеют» передать зрителю. Вся тревожность современного мира оставлена за пределами его работы с учениками, а значит, и его собственного творчества. Наверное, это его сознательный выбор.


Итак, будемте знакомы, Александр Павлович… Успеха вашей персональной выставке.

Ирина Духина

 

Лист из цикла "Ученики Света", 2010, оргалит, акрил


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты