Челябинская «Камерата»: Черный квадрат зеркала сцены

7 Октября 2008 Автор: Моргулес Ирина Израилевна

Сцена из спектакля "Девочка и спички". Мастерская АСБ, совместный российско-латвийский проект. Время от времени в зале ни огонька, ни звука, то есть ничего. Зрители сидят в кромешной темноте и полном безмолвии. Иногда во мраке звучит музыка, нестерпимо громкая. Потом актриса на сцене зажигает очередную спичку, и мы на мгновение видим ее лицо, потом вновь темнота и лишь звучит монотонный крик.

Ирина Моргулес, Евгений Ткачев   

Сцена из спектакля "Девочка и спички". Мастерская АСБ, совместный российско-латвийский проект. Время от времени в зале ни огонька, ни звука, то есть ничего. Зрители сидят в кромешной темноте и полном безмолвии. Иногда во мраке звучит музыка, нестерпимо громкая. Потом актриса на сцене зажигает очередную спичку, и мы на мгновение видим ее лицо, потом вновь темнота и лишь звучит монотонный крик.

В зал выкрикивается смесь намеков на библейские и житейские истории, афоризмы, больше из тех, что уже нашли место в многочисленных сборниках типа «В мире мудрых мыслей», среди них немало банальностей. За стержень текста взята сказка Андерсена о девочке, пытавшейся продавать в предрождественский вечер спички и умершей от голода и холода.

Эта история должна прояснить состояние героини пьесы — не слишком удачливой актрисы, не слишком счастливой женщины. Текст такой, что его можно резать, как колбасу, на куски любой величины и переставлять местами, от перестановки мест этих слагаемых сумма не изменится. Ничего не происходит, тональность спектакля одинакова, что в начале, что в конце.

Время от времени актриса меняет одежду. Зачем, не ясно, ведь зрители все равно лишь считанные секунды видят в свете очередной спички только ее лицо и плечи.

А жаль! Татьяна Бондарева — актриса с прекрасной сценической внешностью, великолепной выучкой и богатой технической оснащенностью. На прошлой «Камерате» она была признана лучшей актрисой фестиваля. В работе, кстати, с теми же партнерами, что и нынче. Автор текста прошлогоднего «Кабаре «Бухенвальд» тот же драматург Клим, что и нынешнего текста «Девочка и спички». режиссер тот же — Алексей Яновский. От драматурга там был текст такого же типа, что и нынче: без конца и без начала. От режиссера — такой же монотонный крик.

Но там были песни, исполняемые Татьяной Бондаревой мастерски, стильно. Мы видели лицо актрисы, ее фигуру, движения — все безупречно.

Нынче Бондаревой оставлены только звучащий в темноте надрывный монолог да короткий выход в финале, где она пытается не упасть, поскользнувшись на искусственном льду.

Совместный российско-латвийский (Татьяна Бондарева — актриса Русского рижского театра) проект Театральной мастерской «АСБ» (Санкт-Петербург) заявлен в программе «Камераты» как спектакль-провокация. Часть публики он спровоцировал не возвращаться в зал после антракта.

«Камерата» — фестиваль авангардных спектаклей, именно здесь нащупываются пути развития современного театра.

Путь, предлагаемый театральной мастерской «АСБ», мне лично кажется тупиковым, нацеленным на самоуничтожение театра как искусства: это не зрелище, поскольку зреть в темноте нечего, а звуки лишь бьют по ушам.

Тем не менее я ни в коем случае не противник показов таких спектаклей где бы то ни было. Право на свои творческие принципы имеет каждый. Решать зрителям, как относиться к тому, что представляют. Тем более пробам место на фестивалях типа «Камераты».

Но вот что, тем не менее, важно. То, что два минимум часа крика на пределе могут подорвать даже такой настроенный голосовой аппарат, как у Бондаревой, забота прежде всего ее самой — ей еще жить и жить на сцене.

Но должна быть и техника безопасности, охраняющая здоровье зрителей. Когда после более чем двухчасового (за исключением антракта) нахождения в полной темноте по глазам бьют прямой наводкой яркими пульсирующими прожекторами, это страшный удар по сетчатке глаза. Любой офтальмолог подтвердит.
А такой жертвы никакое искусство не стоит.

«Фак's»: еще ближе

Сначала показались губы. Они заполнили собой все пространство экрана над сценой. Эти губы, а они принадлежали некоему Артуру Деменеву, познакомили зрителей с героями пьесы, местом действия (Лондон 90-х), количеством новелл (двенадцать) и с тем, какими должны быть декорации (минимальными).

Они такими, впрочем, и были. Только большое количество пластмассовых коробок, из которых можно, как оказалось, соорудить подобие квартиры, поликлиники и даже музея современных искусств. Сама же пьеса Патрика Марбера «Ближе» (по которой в 2004 году американский кинорежиссер Майк Николс снял фильм «Близость» с Портман, Лоу, Робертс и Оуэном) в постановке нижегородского театра одновременной игры «Zooпарк» не претерпела существенных изменений. Режиссером спектакля Александром Ряписовым также остался не тронутым и финал (который в голливудской версии был смягчен). Единственное, что все-таки изменилось — это название произведения. Вместо «Ближе» — «Фак's».

По сюжету Алиса (Екатерина Суродейкина), Дан (Олег Шапков), Ларри (Лев Харламов) и Анна (Ольга Берегова) волей судьбы оказываются втянуты в любовный четырехугольник, стороны которого то и дело, что меняются местами. То писатель Дан встречается с Алисой. Но вот он уже влюбляется в фотографа Анну. Анна же вскоре женится на враче Ларри. А Ларри после расставания с Анной переключается на Алису, которая, по сути, является связывающим звеном всей этой истории.

Спектакль «Фак's» провокационен. Он содержит ненормативную лексику, сексуальные сцены. И тяжелее всего в этом случае, наверное, пришлось Суродейкиной. Ее персонажу — Алисе — в девятой новелле пришлось исполнять хоть и целомудренный, но стриптиз. Однако она и другие актеры сумели избежать пошлости, сыграв чужие жизни достоверно (даже в какой-то мере не хуже голливудских звезд) и еще раз своей историей доказав тот факт, что жизнь — жестокая штука. Однако жестокой ее делают сами люди, которые запутываясь в собственных чувствах и желаниях, порой уже и не знают, чего хотят. И даже если чего-то по-настоящему хотят, они после обретения этого — например, любви — теряют к ней интерес. И в этом видится самый большой человеческий эгоизм.

Поделиться

Сегодня | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты