Льющиеся линии, ускользающие лики
Виновница события была в тунике, где на мягко падающем шелке воспроизведена методом батик московской художницей одна из парижских акварелей Щетинкиной «Нотр-Дам»
Виновница события была в тунике, где на мягко падающем шелке воспроизведена методом батик московской художницей одна из парижских акварелей Щетинкиной «Нотр-Дам».
А один глаз окружен рисунком — птица в стремительном полете…
Хулиганка эта Щетинкина, клоунесса, карнавальщица с безудержной фантазией.
Посмотришь на нее — маленькую, хрупкую, такую же, казалось бы, невесомую, как тонкий фарфор на выставочных витринах, и забудешь, что работа скульптора-фарфориста сродни труду молотобойца и кочегара.
У Щетинкиной фарфор, сопротивлявшийся, но все же подчинившийся властным рукам скульптора, выдержавший многоградусный жар обжиговой печи, выглядит, как нечто родившееся само по себе, как у главного героя творчества Елены — Пушкина: «Минута, и стихи свободно потекут…»
А уж акварели кажутся возникшими просто от дыхания художника.
Так не бывает. Щетинкина, если загорится идеей, то отдаст ей всю себя. Но и от идеи возьмет все, что сможет. Она в творчестве, как Кармен в любви. Если Древняя Греция, то мифы, пласты истории, наслаивающиеся один на другой, если Китай, Франция — все досконально освоено, обжито, пропущено через себя и в таком преображенном виде отдано тем, кто захочет всмотреться, вдуматься, понять, впустить в свой, уже зрительский, мир…
Только Пушкина Щетинкина никогда от себя не отпускает. Или — он ее?
Выставка, открывшаяся в областном краеведческом музее, полного представления о творчестве Щетинкиной не дает. Такая задача не ставилась, да и вряд ли возможно это — очень много сделано за годы неутомимости. Художник хотела познакомить с давно не выставлявшимися работами из фондов краеведческого музея и показать часть экспонатов только что закрывшейся выставки в Москве.
Экспозиция, работавшая с 16 мая по 29 августа в Бахрушинском музее на Малой Ордынке, прошла с серьезным успехом. Это для художника, до сих пор не избалованного вниманием столицы, служит стимулом вдохновения для дальнейшего творчества.
А еще этим летом в Москве вышел из печати альбом Елены Щетинкиной. Роскошный. Двести страниц большого формата, цветопередача такая, какая только и способна воспроизвести тончайшие переливы белого на белом и ускользающие акварельные потеки…
Отпечатано в Москве, но подготовлено издание в Челябинске группой профессионалов, показавших свой, совсем не провинциальный, уровень. Это, кроме самой Щетинкиной, искусствовед Светлана Шляпникова, художник Александр Данилов, фотографы Александр Соколов и Александр Басалаев, а также Нина Андросова, Зинаида Новикова, Владимир Марков, журнал «Автограф» и москвичи Оксана и Владимир Дыдыкины.
Вот по альбому-то можно проследить творческий путь Елены Щетинкиной, ее пристрастия, понять, насколько широк круг интересов, направление поисков: Евангельский, Пушкинский, Бердяевский, Китайский, Французский, Греческий, Уральский циклы, портреты, кабинетная скульптура…
Что дальше?
Поделиться